Культура

Любовь с первого звука

Встреча с музыкантами Бах-феста Еленой Еременко и Анной Иванюшенко

В воскресенье, 4 ноября, в филармонии состоялся очередной концерт Бах-феста: Елена Еременко и Анна Иванюшенко демонстрировали искусство игры на никельхарпе и клавесине.

Елена и Анна окончили Львовскую национальную музыкальную академию им. Н.В.Лысенко. Обе полюбили старинные музыкальные инструменты и увидели в них новизну. Елена Еременко последние семь лет живет и работает в Варшаве. С 2014 года сотрудничает с ансамблем старинной музыки Orkiestra Crasow Zarazy, с которым записала два альбома. Анна живет во Львове и преподает в музыкальной академии, руководит оркестром барокковой капеллы. В этот раз они объединили свои усилия не только в качестве музыкантов, но и как пропагандисты своих инструментов.

Никельхарпа родом из Швеции. Хотя ее древние изображения есть в Италии и Германии, самое древнее (около 1350 г.) находится все же в Швеции, на воротах церкви Щелюнге на острове Готланд. Никельхарпа - это такая скрипка с клавишным приспособлением для изменения тона звучания и дополнительными резонирующими струнами - они откликаются на звучание струн, по которым водят смычком, создавая акустический эффект игры в соборе.

Никельхарпы бывают разные. Елене нравится инструмент со звонким звуком. «Чтобы был похож на блеск солнышка на шведском снегу», - говорит она. Любовь к никельхарпе возникла у нее с первого звука, когда она даже названия этого музыкального инструмента не знала. Вот как об этом рассказывает сама Елена: «Я тогда училась на первом курсе консерватории и приехала домой, в Кировоград, на зимние каникулы. Я училась в консерватории, потому что родилась в семье музыкантов. Просто нужно было учиться музыке. А я хотела закончить медицинскую академию и пойти работать хирургом. Или водителем трамвая... Кем угодно, только бы больше никогда не играть в оркестрах. Приехала домой, и мне мой знакомый из кировоградской музыкальной тусовки дал послушать диск со скандинавской народной музыкой. Первое произведение на этом диске исполнялось на никельхарпе. И когда я ее услышала, подумала: «Ой, нет, я буду играть музыку. Я не брошу музыку. И я знаю, что буду играть - это». Было абсолютное озарение. Я думала, что это скрипка играет. Но только у нее есть какой-то секрет. И только через полгода узнала, что это никельхарпа».

С Анной Иванюшенко разговор зашел об особенностях игры на клавесине. Насколько сложно перейти с рояля на клавесин? «После рояля играть на клавесине непривычно. Я думаю, что я до сих пор перестраиваюсь с игры на рояле на игру на клавесине. Есть такая байка о клавесинисте Густаве Леонхардте, который всю жизнь работал над своим туше. Он немного приподнимал крышку и ставил на нее коллекционную фарфоровую вазу. Если толчок по клавише оказался бы слишком сильным, то ваза опрокинулась бы, упала и разбилась. Станислав Грес - он приезжал в Сумы, - когда переходил на клавесин, то сознательно отказался от рояля на 5 лет. И когда он, наконец, добрался до рояля, у него было такое впечатление, что он 5 лет занимался графикой, и теперь у него появился цвет: цветные карандаши, гуашь, масло, фломастеры. По его словам, поначалу он не мог остановиться - настолько велико было наслаждение разнообразием звуков, тембров. Он чувствовал себя трехлетним ребенком, который калякает все подряд. У пианистов гораздо больше палитра и гораздо больше ответственность в результате».

Играя польски - так называется шведский танец в характере польской мазурки, - Елена притопывает ногой. В традиционной шведской музыке ударные инструменты не используются, их роль выполняют ноги. Ноги зрителей не притопывали в ответ, кажется, только из уважения к исполнителю. И это уже не графика. Кажется, недостающие краски добавляют сами музыканты. Их любовь к своему делу, умение рассказывать, юмор, энтузиазм, темперамент заразительны и становятся частью музыки. Во всяком случае, таковы Елена Еременко и Анна Иванюшенко.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Самое интересное на Docudays UA

Что можно посмотреть во время странствующего фестиваля

В Сумах стартовал XV Странствующий международный фестиваль документального кино Docudays UA. В этом году самые интересные документальные ленты о правах человека увидят жители более 200 городов и городков Украины.

Традиционно... Читати статтю повністю

На круги своя живописные

Читати статтюВ городской галерее проходит выставка живописи и графики Юрия Стеценко

Юрий Стеценко - непрофессиональный художник. Живописные работы, представленные на выставке «Сподіваюсь, вірю і люблю», были написаны им еще в студенческие годы, 60 лет назад; акварельные пейзажи - увлечение последнего... Читати статтю повністю

«Хочу быть ветеринаром и ютубером!»

Юная сумчанка Иванка Клецова - о своих впечатлениях от конкурса «Мини-мисс мира»

От сумчан, как, впрочем, и от остального населения Украины, нередко можно услышать нарекания на подростков и молодежь. А между тем, нашим юным поколением - красивым, талантливым и целеустремленным -... Читати статтю повністю

«Сирано де Бержерак»: триумф

Роман Козак поставил один из лучших спектаклей за последние годы

Новый театральный сезон сумского театра им. Щепкина, едва начавшись, уже успел преподнести публике большой сюрприз.

В этом году щепкинцы расщедрились сразу двумя премьерами. Ровно через неделю после «Стеклянного... Читати статтю повністю

Можно ли рассказать музыку?

Музыка барокко - скрипач Кирилл Стеценко добавил к ней знак плюс

По традиции музыканты, приехавшие на сумской фестиваль «Бах-фест» заранее, «акклиматизируются» к сумской публике в «Саду сходящихся тропок» у художника Ирины Проценко.

Ценность этих вечеров в том, что здесь можно... Читати статтю повністю

Конкурс для школьников «Е-Док»

Сумчане учились не только понимать фильмы, но и снимать их

Двенадцать юных документалистов нашего города замечательно и с несомненной пользой провели осенние каникулы: они стали участниками киноконкурса «Е-Док» среди учащихся 9-11-х классов.

Киноконкурс «Е-Док - Европа документальная»... Читати статтю повністю