Конфликт

Может ли контролер задержать пассажира?

Требуя заплатить штраф, сумчанке порвали одежду, нагрубили и завезли на край города

Все знают, что за проезд в общественном транспорте нужно платить. Увы, многие сумчане все же предпочитают ездить «зайцем», выбирая троллейбусы, где нет кондуктора.

Поэтому на КП «Электроавтотранс» работает несколько бригад контролеров, в обязанность которых входит предупреждать подобные нарушения. К сожалению, агрессивность некоторых «зайцев» становятся поводом для нарушений и со стороны самих контролеров. Увы, пользуясь тем, что пассажиры не знают законодательства, они сами часто нарушают закон, не имея на это никаких оснований.

Ситуация в троллейбусе

Сумчане, которые регулярно пользуются услугами КП, знают, что, если в салоне есть кондуктор, то, войдя в троллейбус или автобус, нужно сразу приготовить либо документы, дающие право на льготный проезд, либо деньги на разовую оплату проезда. Если кондуктора нет - нужно купить билет у водителя (лично или передать деньги через других пассажиров). При этом ни в одном троллейбусе или автобусе КП вы не услышите объявления о том, что оплатить проезд нужно на протяжении одной остановки после посадки. Но именно это правило зачастую становится основанием для контролеров оштрафовать только что вошедшего пассажира. Однако справедливы ли такие действия работников КП? Попробуем разобраться на примере ситуации, в которую попала на прошлой неделе сумчанка Алина.

- Я вообще не пользуюсь общественным транспортом, так как у меня есть личный автомобиль. Но 12 февраля я не смогла завести машину. А опаздывать на работу нельзя. Около 7.40 я подошла к остановке возле Курского моста (в направлении завода «Центролит»), и сразу же подъехал троллейбус. Я даже не обратила внимания на маршрут, так как ехать мне нужно было всего три остановки, то есть мне подходил любой троллейбус. В салоне я достала деньги и попросила пассажиров передать за проезд. Но мне сказали, что есть кондуктор. Я была возле задней двери, а кондуктора заметила аж возле кабины водителя, и она, похоже, не спешила подходить. И вообще, на ней не было ни жилета, ни бейджа, ничего. Что она работник КП, можно было понять только по тому, что она обилечивала пассажиров, которые вошли на первую дверь. На следующей остановке в салон вошли контролеры, и прозвучало объявление о том, что нужно приготовить билеты для проверки. Я не одна вошла в салон на той остановке, такие же необилеченные, как и я, остались у третьей двери, но я все же решила пойти в направлении кондуктора, чтобы купить билет. Дорогу мне преградил мужчина, представившийся контролером, и сразу же потребовал заплатить штраф. Я ему объяснила, что только недавно вошла, еще не успела заплатить и сейчас как раз направляюсь, чтобы купить билет, поскольку кондуктор не подходил. Но он настаивал на том, что во время проверки билеты не продаются, так что придется платить штраф. В это время мы доехали до следующей остановки, где вышли почти все, в том числе и те, кто садился вместе со мной и так и не успел купить билет. Мне нужно было выходить на следующей остановке. Но он не слушал никаких объяснений. Схватил меня за рукав и потащил в сторону кабины, оторвав пуговицы на моем пальто. Там он зажал меня в угол, закрыл собой выход (первые двери) и сказал: «Я вас не выпущу, пока не заплатите штраф». Я сказала, что вызову полицию. В ответ он нагрубил мне и заявил, что могу вызывать кого угодно. Я набрала «102» и потребовала, чтобы контролер вышел со мной на остановку и ждал патруль там. Он отказался, заявив, что мы поедем до конечной, где и подождем правоохранителей. Вот так мы доехали до «Центролита», района, в котором я никогда не была и где практически не ходит транспорт. Приехала полиция. Я рассказала им все, как было, показала порванную одежду, но они стали на сторону работников КП и сказали, что лучше заплатить - так будет быстрее. Я потребовала, чтобы патрульные составили хоть какой-то документ, чтобы зафиксировать произошедшее. Они сказали, что для этого нужно поехать на ул. Первомайскую, 21. Принимать заявление от меня на месте наотрез отказались. Я уже сильно опаздывала на работу. Я - врач, и меня уже ждали пациенты. В этот момент контролер достал из-за пазухи видеокамеру с бейджем, на котором не было даже фамилии, и сообщил, что будет снимать. Я попросила его не делать этого, так как я против, сослалась на ст.307 ГК Украины (о ней мы поговорим ниже. - М.Н.). Но он отказался, поэтому я тоже стала снимать происходящее на камеру своего телефона. В общем, штраф я все-таки заплатила, но только потому, что опоздание на работу мне выйдет дороже. Хотя я не считаю себя виноватой в этой ситуации. Я не собиралась ехать бесплатно. У меня приличный доход, чтобы не позориться за 4 грн. Но действия контролера и полицейских считаю неправомерными. Когда все закончилось, я простояла на конечной больше получаса. Никакого транспорта не было. Еле поймала попутку и уговорила водителя довезти меня до работы.

Что говорят в «Электроавтотрансе»

ВШ уже не раз рассказывал о похожих ситуациях. И на КП «Электроавтотранс» всегда ссылались на ст.41 Закона «Об автотранспорте», где сказано, что пассажир обязан иметь при себе билет на проезд. В этот раз, обратившись за комментариями по ситуации с сумчанкой, мы попросили их указать, каким законом или правилами преду-смотрена обязанность пассажира оплатить проезд на протяжении одной остановки. Также мы хотели знать, на основании чего контролеры КП проводят видеофиксацию, если пассажир требует не снимать его. Мы получили довольно объемный ответ с большим перечнем статей и правил, дающих контролерам право штрафовать пассажиров. К примеру, п.6.3. приказа КМУ №329 «Контроль оплаты пассажирами и их ответственность», а также ст.229 гл.17 КУоАП (подведомственность дел об административных правонарушениях). Там везде сказано, что контролеры предприятия могут проверять и штрафовать. Но при этом нигде не говорится, что они имеют право задерживать пассажира. На самом деле у них нет такого права!

В п.6.4 приказа №329, на который ссылается КП в своем ответе, черным по белому сказано: «В случае отказа пассажира оплатить штраф он может быть высажен на ближайшей остановке, а в случае злостного неповиновения - доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия мер в соответствии с действующим законодательством». Другими словами - пассажир, который не оплатил проезд, имеет право выбора: купить билет и заплатить штраф, продолжив поездку, либо выйти на ближайшей остановке. И только если он отказывается это делать, контролер может вызвать полицию. И никак иначе!

К тому же в своем ответе КП упомянуло, что ЗУ «Об автотранспорте» не имеет к ним никакого отношения, поскольку он не касается электротранспорта. Это нас весьма удивило, так как при подготовке статьи «Нужно ли передавать деньги за оплату проезда в коммунальном транспорте Сум?», которая вышла в ноябре 2018 года, юристы КП ссылались именно на этот закон! Что касается ситуации с Алиной, «Электроавтотранс» не выявил никаких правонарушений со стороны своих работников. Более того, на КП считают, что действия пассажира были провокационными. По поводу видеосъемки ответ был следующим: «Согласно Конституции Украины (ст.34) и должностной инструкции контролера пассажирского транспорта, а именно п.2.14: «При выявлении нарушений законодательства Украины со стороны работников предприятия и/или со стороны граждан (пассажиров) при пользовании последними услугами КП «Электроавтотранс» контролеры имеют право проводить аудио-, видеофиксацию данных нарушений с целью принятия по данным фактам беспристрастного решения». Но и здесь сотрудники КП, которые готовили ответ, лукавят. Действительно, Конституция дает право на сбор информации. Но на предприятии поленились почитать то, что говорится в данной статье ниже: эти права могут быть ограничены законом... для защиты репутации или прав других лиц. И вот здесь мы возвращаемся к упомянутой Алиной ст.307 ГК Украины (защита интересов физического лица при проведении фото-, кино-, теле- и видеосъемок), где сказано: «Физлицо может быть снято на фото, видео - только с его согласия». В этой же статье указано, кто может проводить съемку, но о контролерах троллейбусов, автобусов или трамваев там нет ни единого слова.

Так что, уважаемые пассажиры, платить за проезд, конечно, нужно. Если вы по какой-то причине этого не сделали, пусть это будет на вашей совести. Но, в любом случае, контролеры не имеют права вас за это задерживать. Это нарушение ваших прав! В свою очередь, КП обязано своевременно оповещать пассажиров о необходимости оплаты проезда и создать все условия для того, чтобы пассажиры могли это сделать. И если уж совсем строго следовать правилам и ни при каких обстоятельствах не учитывать человеческий фактор, то при отсутствии в салоне кондуктора пассажир обязан на остановке (!) подойти к водителю и лично купить билет. А продажа водителем билетов во время движения строго запрещена!

Максим Новиков


п»ї
Читайте в этой рубрике

Мэра Сум снова будут судить за коррупцию

Мэр Сум наконец прокомментировал историю с 14 протоколами о коррупции. Напомним: 1 февраля Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) решило направить в суд 14 протоколов об административных правонарушениях, связанных с коррупцией, в отношении Сумского городского... Читать статью полностью













о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары