История

Первый дом для художественного музея

Где он размещался, с кем соседствовал и от кого никак не мог избавиться...

Художественно-историЧеский музей был основан в июле 1920 г. Сумским Наробразованием - так указано в одном из первых сохранившихся отчетов за 1925/26 год. Тогда он не был сугубо художественным, не был и областным. Да и Сумской области еще не было. Наш город был уездным и относился к Харьковской губернии.

Для него не сразу нашлось подходящее помещение. Лишь 20 мая 1921 года музей открылся для посетителей. Хотя еще в 1918 г. комиссия по собранию музейных экспонатов под руководством Н.П.Бессонова подыскала какое-то помещение для музея. Но из-за немецкой оккупации и гражданской войны создание музея приостановилось, до марта 1920 г. Под музей было передано помещение городского банка из пяти комнат. Оно находилось на втором этаже бывшего дома Брука. На дореволюционной фотографии он хорошо виден: большое разноэтажное здание с трехэтажными секциями по бокам и аркой для прохода во двор в центре.

Передано-то оно было, но вселиться туда удалось не сразу. Так, судя по заметке, напечатанной в местной газете «Стяг праці//Знамя труда», вопрос о помещении еще не был окончательно решен даже в январе 1921 года. Возможно, из-за того, что его занимал спортклуб. Только после того как в апреле оттуда съехал клуб, музей смог подготовить свою экспозицию для публичного обозрения.

Приблизительно в это же время была получена коллекция Оскара Гансена, удвоившая число экспонатов. Потребовалось присоединение дополнительных помещений соседнего здания (один из домов Богатыревых), в котором ранее размещался Соединенный банк. Сначала присоединили 7 комнат с большим залом. Затем еще 11 комнат. Чтобы соединить помещения, в стенах пробили двери. В музейном годовом отчете за 1925/26 гг. сказано, что за музеем по акту 17.06.1926 г. было закреплено помещение площадью 305 кв. м.

Есть еще одно косвенное подтверждение этого события. В этом доме жила семья Григорьевых. Глава семейства, Константин Григорьевич Григорьев, работал кассиром сначала филиала Орловского коммерческого, а затем - Соединенного банка. Именно в 1921 году семье пришлось сменить квартиру.

Начался ремонт. Музей... прикрыли. «Художественный музей ввиду ремонта был закрыт и посещался только организациями», - отмечено в газете «Стяг праці//Знамя труда» за 18 сентября. Ремонт шел трудно, но это уже, как говорится, рабочие моменты. Для широкой публики музей открыли только 7 ноября 1922 года - по традиции того времени, к дате: 5-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Музей получил адрес: Шевченковская ул., 13. (В ул. Шевченко, или Шевченковскую, после революции была переименована ул. Соборная.) На этот адрес приходила официальная корреспонденция, например, в 1926 г. Именно он указан для дома Брука (судя по списку национализированных домовладений (на 01.12.1928 г.). Жилищный кооператив «1-й Сумской» арендовал там помещения).

А в разделе «Домовладения, которые должны быть закреплены», по этому адресу указан музей и отмечено, что ранее дом принадлежал Богатыреву.

На самом деле Богатыреву (Богатыревым) принадлежал дом на ул. Шевченко, 15 (см. «Списки частных строений»), и д. 1 в Сурогинском переулке. Их планировали закрепить за музеем. Карандашом указана общая площадь закрепляемых за музеем помещений - 1831 кв. м. Цифра три - общее число зданий. Поскольку музей уже получил адрес на ул. Шевченко, то его и указали. Так сказано и в краткой истории художественного музея, написанной одним из его директоров - Александрой Маршалой в 1951 году. (В ней речь идет об ул. Ленина. Так позже назвали ул. Шевченко с присоединенной к ней ул. Николаевской. Начало улиц Шевченко и Ленина совпадало, поэтому нумерация домов обеих улиц сохранилась.) А №15 закрепили для других двух «домов Богатырева», в которых, помимо помещений музея, были жилые квартиры (один из них - дом №1 в Сурогинском пер.).

После разделения в 1939 г. историко-художественного музея на художественный и историко-краеведческий музеи

оставались под одной крышей. Хотя адреса имели разные. Художественный музей получил адрес - ул. Ленина, 15, а краеведческий, по-видимому, -

ул. Ленина, 13 (хотя документальных подтверждений последнего пока нет). И они были не единственными соседями по «коммунальной квартире».

В зданиях, которые занимал музей, были и другие жильцы. Так, мы знаем, что в 20-е годы там жила семья первого директора музея Н.Х.Онацкого. Дочь Никанора Харитоновича Оксана вспоминает (об этом можно прочитать на официальном сайте музея): «Нова наша квартира знаходилася над музеєм на третьому поверсі на головній вулиці міста - Соборній. Квартира мала затишний вигляд: чотири кімнати, кухня, стеля невисока, підлога покрита кольоровим лінолеумом, балкон на головну вулицю. На другому поверсі мали велику веранду для літа, де обідали, пили чай».

Судя по замечению «невысокие потолки», Онацкие жили в доме Богатыревых на углу ул. Шевченко и Сурогинского пер. (сейчас - 9-го Мая), три этажа которого были не выше двух этажей дома Брука.

В книге «Сумы. Новая жизнь старых улиц. 1917-1991» приведена фотография: дочь Н.Х.Онацкого Наталья Онацкая на балконе дома на ул. Шевченко в праздничный день 1926 г. Сравнение решетки балкона с решеткой балкона третьего этажа дома на Соборной, 36 (тогда это была Шевченко, 15), говорит, что это тот же балкон. Других таких же решеток, ни сохранившихся, ни на старых открытках этих зданий мы не обнаружили.

Возможно, квартира эта была закреплена за музеем и после Онацких там проживали другие его работники.

Мы уже упоминали, что соседями музея по первому дому был жилищный кооператив. За ним числился 191 кв. м площади. Жильцы занимали, по-видимому, часть помещений, выделенных музею. Так, в ранее упомянутом отчете Н.Онацкого за 1925-26 гг. идет речь о жильце, который занимает три комнаты объемом 60 куб. м (кубических - так в отчете) и которого музей никак не может выселить. (В 1927 г. в документах городских коммунальных учреждений шла речь о необходимости переселить трех граждан: Литовченко, Конкина и Богатырева.)

Часть дома (4 комнаты объемом 80 куб. м) занимали Клуб инженеров, техников и агрономов и Научная ассоциация врачей. Не без пользы для музея - их привлекли для организации производственного отдела.

О возможности расширения помещения музея Н.Онацкий пишет: «Поширення можливе за рахунок згаданого помешкання (занятого жильцами. - В.С.), а також за рахунок помешкань, які знаходяться на 1-му поверсі та поки що експлуатуються (торговельні)». Оксана Онацкая, вспоминая период нэпа, пишет: «...Далі аптека, потім вхід у музей, фруктовий магазин Цуканова (приміщення здавав музей)». В отчетах Н.Онацкого за 1925/26 год нет ни слова о сдаче в аренду помещений на 1-м этаже, но, как видим, указана возможность расширения за их счет.

Некоторое время при музее существовала Художественно-производственная мастерская «ИЗО». «При музеї у відчитному періоді існувала художньо-виробнича майстерня «IЗО», в якій виконувалися різні роботи: стяги, декорації, плакати, схеми, діярами, вивіски, портрети революційних діячів і т.п... Майстерня мала намір підвищення художнього рівня перелічених робіт, але різні податки фінвідділу й вимоги Страхкаси поставили майстерню в такі умови, що її довелося ліквідувати».

В ведомости завоза торфа на отопительный сезон 1926/1927 гг. в списке учреждений указан астрономический кабинет, а о его местонахождении сказано: «Шевченковская ул., дом музея». Топлива ему выделено 400 пудов (музею - 7448 пудов). Возможно, он размещался в одной из «башенок» третьего этажа. Оксана Онацкая вспоминает: «Живучи на третьому поверсі над музеєм, влітку я врешті вибігла на наш балкон, щоб поглянути на сусідній, де астроном Безсонов вивішував передбачення погоди у вигляді білих, червоних, інших знаків, за якими все місто орієнтувалось, чи буде сьогодні дощ, сонце, вітер...»

Мы не знаем, какие из названных соседей сохранились к началу войны. Исключение - жильцы, жившие по адресу:

ул. Ленина, 15. По данным домоуправления №5 (времен оккупации), там проживали: Бурковский И.М. (24,79 кв. м), Сотников М.Г. (13,65 кв. м) и Мартыненко А.Я. (20,1 кв. м). О Сотникове и Мартыненко известно, что они до войны работали в музее. По этому же адресу проживала сразу после войны и директор музея А.И.Маршала.

В мае 1941 года к музеям, художественному и краеведческому, располагавшимся под одной крышей, присоединилась Сумская областная библиотека им. Крупской (65 тыс. книг). Там и застала их война...

Виталий Сергеев


п»ї