Связь времен

Серия «Дворянство Сумщины»: история знатных родов как история края

Сумская область, как и вся территория по обе стороны украинско-российской границы в нашем регионе, уникальна по своему историко-культурному наследию. Но есть у нее еще одна интересная особенность: наша область была искусственно создана правительством СССР.

В январе 1939 г. Сумщина объединила в себе земли четырех бывших губерний Российской империи. Если быть точным, то нынешняя Сумская область - это: Глуховский (полностью), Новгород-Северский (частично), Кролевецкий (частично), Конотопский (частично) уезды бывшей Черниговской губернии; Путивльский (частично) и Суджанский (частично) уезды Курской губернии; Роменский (почти весь), Лохвицкий (частично), Зеньковский (частично), Гадячский (частично) уезды Полтавской губернии; Ахтырский (частично), Сумской (полностью), Богодуховский (частично) уезды Харьковской губернии. (Все это по административно-территориальному делению за 1913 год.)

Если брать более древние времена, то становится еще интереснее. Ведь на этих территориях в ХVII-XVIII вв. располагалось нечто несовместимое, можно сказать, «горючая смесь»: развитая казацкая держава Гетьманщина с ее устоявшимися традициями и «Дикое Поле» - Слобожанщина, которая только начинала развиваться и практически все население которой составляли люди беглые, стремившиеся не попасть под власть ни российского царя, ни украинского гетьмана.

Гетьманщина - с середины XVII в. по 1764 год - полуофициальное название украинских территорий, на которые распространялась власть гетьманского правительства. В основном это Левобережная Украина и Киев с его околицами. В официальных документах царского правительства II половины ХVII-XVIII вв. этот регион назывался Малороссией, Малороссийским краем. Название «Гетьманщина» утратило свое значение после уничтожения должности гетьмана в 1764 г. и ликвидации казацкого полкового административно-территориального деления в 1780-х гг.

Слобожанщина, Слободская Украина - это историческая область на юге Российского государства и востоке Гетьманщины. Охватывает территории современных областей - Харьковской, Донецкой, Луганской, часть Сумской области Украины и части Воронежской, Белгородской, Курской областей России. Название края произошло от слова «слобода» - поселение. В 1650-х годах на территории Слободской Украины организовались Сумской, Ахтырский, Харьковский, Изюмский, Острогожский казачьи слободские полки. Таким образом, в историческом плане Сумщина - понятие весьма условное. И в начале XVII в., и в начале ХХ в. она не представляла какой-то единой общности. Правильно этот термин применять к ней как к региону можно только с момента образования области в 1939 г. В дореволюционный период Сумщина - это только Сумской уезд Харьковской губернии. Хочется, чтобы читатель правильно понял эти тонкости. Объединяя дворянские роды живших в этом регионе под названием «Дворянство Сумщины», мы пытаемся избежать дробления изучаемой темы на более мелкие части. Ведь тогда бы пришлось делать отдельные выпуски под названиями «Дворянство Черниговщины... Курщины... Полтавщины... Харьковщины...». Это вряд ли разумно, поэтому мы решили использовать объединяющий принцип.

На наш взгляд, наиболее интересна (и отражает историю всего края) история дворянских родов, живших на этой территории, - как пришлых, так и уходящих своими корнями в казачество. Уже первое знакомство с архивными документами позволяет сказать, что по владению населенными имениями и по родственной принадлежности с этим регионом тесно связаны многие знатные русские роды. Приведем небольшой перечень наиболее известных из них. Это: Анненковы; Бортнянские; Богдановичи; Вогюэ; Гагарины; Голенищевы-Кутузовы; Голицыны; Головкины; Головнины; Делонвиль; Дмитриевы-Мамоновы; Долгорукие; Капнисты; Камбурлеи; Коновницыны; Львовы; Мещерские; Мусины-Пушкины; Нелидовы; Оболонские; Олсуфьевы; Орловы-Денисовы, графы; Прозоровские; Радены, бароны; Рахмановы; Ребиндеры; Римские-Корсаковы; Румянцевы; Строгановы; Тихменевы; Толстые; Щербатовы.

Из украинских родов хотелось бы в первую очередь указать на следующие: Джунковские; Дорошенки; Драгомировы; Забеллы; Кандыбы; Карпеки; Ковалевские; Кондратьевы; Кочубеи; Кублицкие-Пиоттух; Куколь-Яснопольские; Лесевицкие; Миклашевские; Надаржинские; Нахимовы; Огиевские; Парпуры; Перекрестовы; Ушинские; Шидловские.

И это только известные роды. А сколько родов с ними жило менее известных! И практически все они оставили после себя ощутимый - и после долгих лет забвения дворянского наследия - след. Это гражданская и церковная архитектура (усадебные комплексы, храмы, монастыри); малые архитектурные формы (беседки, фамильные кладбища и склепы); произведения паркового искусства; результаты экономического влияния, научные достижения...

Здесь хотелось бы отметить, что Сумщину в разное время посещали Сковорода, Шевченко, Аксаков, Достоевский, Куприн, Чехов, Рахманинов, Чайковский. И не просто посещали, а жили среди приглашавших их людей. А значит, были для этого определенные условия!

Какими же путями шло формирование дворянства изучаемого региона? В первую очередь - получение представителями малороссийской старшины прав российского дворянства. Этот путь прошли практически все украинские дворянские роды. Второй путь - пожалование русских и украинских дворян имениями в нашем регионе. Так, в XVIII в. в с. Тростянец на Ахтырщине получает большие имения духовник Петра I Надаржинский; с. Терны на Лебединщине попадает в собственность Гендриковых (через Скавронских) и Дмитриевых-Мамоновых. Впоследствии оно перешло к князьям Щербатовым. Здесь до наших дней сохранился двухэтажный усадебный дом Щербатовых и остатки регулярного парка вокруг него. В 1780-е годы с. Локня на Кролевеччине находится в собственности князей Прозоровских. В это же время фельдмаршал П.Румянцев-Задунайский обустраивает свою усадьбу в с. Вишеньки (вблизи Кролевеччины). До нас дошли построенные им двухэтажный дворец и Успенская церковь. Впоследствии от потомков Румянцева это имение перешло к князьям Долгоруким.

В основном общие условия пожалования имениями приобретают иногда интересные особенности. Так, в 1790-е годы император Павел пожаловал командорские имения на Кролевеччине дворянам Максимову и Толмачеву.

Еще один путь формирования - это браки, которые заключались между пришлыми и местными дворянами. Примером этого может служить сумская ветвь рода Зборомирских. Ее основатель после военной службы путем брака с дочерью генерала Кондратьева получил значительные поместья в Сумском уезде. Хотелось бы отметить, что процесс формирования местного дворянства за счет пришлых родов носил и обратный характер: так, ахтырские казаки Нахимовы, попав сначала в число малороссийской старшины, дослужились потом до русских офицерских чинов. Переселившись впоследствии в Смоленскую губернию, они уже являли собой многочисленный род, представителем которого был и знаменитый адмирал П.С.Нахимов.

С нашим краем связан и ряд родов иностранного происхождения. Это дворяне Сумского уезда Де-Конноры, имевшие английские корни. Явно не русского происхождения полковник Руссо де Живон, живший на Лебединщине; графиня Вогюэ, бывшая попечительница Лебединской гимназии.

Хотелось бы указать еще на две особенности формирования Сумского дворянства. Во-первых, многие представители духовенства имели дворянское достоинство. В этом плане можно указать на кролевецкую ветвь нежинского рода Миткевичей. Второй особенностью является вхождение в ряды местного дворянства выкрестов из других религий. Так, выкрест из евреев Дубницкий и его сыновья получили чины малороссийской старшины, а их потомки - права русского дворянства. Этот род проходит по Кролевецкому уезду Черниговской губернии, по Московской и Херсонской губерниям.

По-разному складывались связи знатных родов с Сумщиной. Щербатовы, Юсуповы, Толстые, Голицыны, Головнины (и их потомки по женской линии князья Салтыковы) десятилетиями владели имениями на этих землях. В то же время ряд знатных родов только мелькнул на небосклоне Сумщины. Так, в конце XVIII в. в Кролевце несколько лет был городничим князь Пхеидзе. В 1900-х в нем же некоторое время проживал князь Сумбатов, у которого здесь родился ребенок.

А вот потомки отставного поручика князя Петра Сергеевича Мещерского и в наше время проживают в Кролевце, имеют уличное прозвище Князи. От скромной усадьбы Мещерского в этом городе остались только его надгробная чугунная плита и плодоносящая яблоня со 150 стволами, объявленная памятником природы государственного значения.

Недолгое время в конце 1820-х - начале 1830-х гг. село Обтово Кролевецкого уезда принадлежало графине Делонвиль, которая приобрела его у местных помещиков Забелл.

До революции в той или иной степени дворянской истории Сумщины уделили внимание такие исследователи, как Илляшевич, Лазаревский, Гумилевский, Милорадович, Модзалевский. Но они только частично осветили эту тему.

Для изучения историко-культурного, научного, экономического наследия нашего региона существуют различные пути. Мы выбрали свой. Это составление дворянских родословных и публикация их в серии «Дворянство Сумщины». Одна из важнейших целей, преследуемых данной работой, - это выявление и введение в оборот ранее неизвестных источников. Для этого первый и главный упор делается на изучение всех сохранившихся по Сумщине метрических книг. А рамки сохранности неплохие: 1770-е-1920-е годы. (Хотя здесь надо отметить, что по ряду уездов метрические книги сохранились лишь за 1870-1920 гг., притом с небольшими перерывами.)

Второй упор - на выявление и изучение формулярных списков представителей изучаемых родов. Для человека, занимающегося генеалогией серьезно, наверняка достаточно указания на две эти составляющие - и он сам сможет представить себе объемы работы и то, что можно открыть в ходе ее проведения. Здесь хотелось бы отметить, что мы полностью не отказываемся от печатных источников. Например, «Губернские ведомости» планируем изучать, но на другие печатные издания вряд ли хватит времени. На наш взгляд, это оправданно. Ведь зачем переписывать уже известное, если можно поискать что-то, ранее не открытое?..

Теперь что касается количества изучаемых родов. Нами сделаны подсчеты на основании проработанных ВСЕХ сохранившихся метрических книг по Кролевецкому уезду Черниговской губернии. В составленный список для изучения дворянских родов по этому уезду были внесены 363 фамилии. После проверки этого списка по формуляру 1343 в РГИА в списке осталось 267 фамилий. Мы понимаем, что формуляр 1343 далеко не полон, и в дальнейшем планируем работать над «выбывшими» фамилиями; но в первую очередь будут изучаться роды, на которых сохранились дела в Департаменте Герольдии. Учитывая, что в состав современной Сумщины вошло 14 уездов, казалось бы, простым действием (200 Х 14 = 2800) можно определить примерное количество дворянских родов, живших в изучаемом регионе. Но ведь не все уезды равноценны и по количеству населенных пунктов, и по количеству проживавших в них дворянских родов! Так, для сравнения, по метрическим книгам Сумского уезда за 1870-1917 гг. составлен список дворян, живших в это время в уезде, на 61 род. Естественно, этот список вырастает за счет сведений из книг за 1800-1870 гг. Но насколько, судить еще рано. Но в том, что общий перечень родов по региону перевалит за тысячу фамилий, сомневаться нельзя.

В связи с большой разбросанностью хранящихся документов историко-архивные изыскания проводятся в следующих архивах: Госархивах Сумской, Черниговской, Харьковской областей; РГИА, РГВИА, ЦГИА Украины (г. Киев). В связи с плохой сохранностью интересующих нас фондов в архивах Курской и Полтавской областей (а также - с необходимостью минимизации денежных затрат) мы, к сожалению, пока что не планируем изысканий в этих архивах.

В 2006 г. уже вышли первые родословные в серии «Дворянство Сумщины». Это родословные Линтваревых, Нарановичей, Мосцепановых, Огиевских, Антоновичей, Харитоненко, Терещенко. Каждый из этих родов имеет свои изюминки. Сумские дворяне Линтваревы неоднократно принимали у себя Антона Чехова с его родственниками. Были свидетелями на свадьбе его брата Александра, состоявшейся в Сумах 12 июля 1889 г., хоронили другого брата, художника Николая Чехова, умершего в Сумах 17 июня 1889 г. (Могила его до наших дней сохранилась на Лучанском кладбище Сум.) Неизменный интерес вызывает род Харитоненко. Мещанин г. Погара Стародубского уезда Черниговской губернии Герасим Емельянович Харитоненко, переселившись в Сумской уезд, записался в войсковые обыватели (потомки слободских казаков, впоследствии государственные крестьяне), затем переписался в сумские купцы. Его сын, Иван Герасимович, дослужился до чина действительного статского советника, стал одним из «сахарных королей» Российской Империи. Внук, Павел Иванович, дослужился до чина тайного советника, получил потомственное дворянство. Дочери Павла, Елена и Наталья, были замужем: первая - за князем Урусовым, Михаилом Оливом; вторая - за графом Стенбоком, князем Горчаковым. (У каждой было по два брака.)

Сын священника Кролевецкого уезда Павел Андреевич Наранович стал лейб-хирургом царского двора, бальзамировал тела императрицы Марии Федоровны и императора Николая І, стал одним из основателей Общества попечения о больных и раненых воинах (позже - Российского общества Красного Креста).

Не меньший интерес вызывает родословная Антоновичей. Ее представитель, потомок старшинско-священнического рода на Кролевеччине, Платон Александрович Антонович, за участие в тайном Сунгуровском обществе был приговорен к четвертованию. Будучи помилованным, отправился в действующую армию на Кавказ - рядовым, дослужился до звания генерал-лейтенанта.

Более подробно с электронной версией вышедших родословных читатель может познакомится на сайте Института по связям с общественностью (Москва, председатель правления - Б.Л.Жуков): www.geno.ru.

В завершение хотелось бы остановиться на следующем. Автор этих строк - не сторонник пламенных призывов к совместному строительству светлого будущего. Мы прекрасно понимаем, что у каждого исследователя свои темы, свои планы. Да и за историко-архивные изыскания необходимо платить. Но в то же время, если кто-то из потомков сумских дворян, исследователей других регионов заинтересуется нашей темой, мы готовы к общей работе на основе взаимовыгодного научного партнерства.

Контактный адрес: pm@arxiv.sumy.ua.

Александр Козлов


п»ї