Культура

Искусство как взаимодействие

Знакомьтесь: художник Александра Садовская

Александра Садовская родилась в Сумах. Окончила детскую художественную школу, СВУИК им. Д.С.Бортнянского, СГПИ им. Макаренко. Некоторое время жила и работала в Саратове. Два года назад вернулась в Сумы.

На выставках молодежного альтернативного искусства Сашины работы заметны. Не потому что громче всех, а потому что тише всех. Не потому, что кичатся своей непохожестью, а потому, что не похожи на «непохожих». Саша не доказывает, а стремится стать, и потому убедительна. Она искренняя, и потому ее лирика становится своей для каждого.

На выставке «Культурное положение», которая в марте проходила в городской галерее, она представила инсталляцию в виде детской книжки-раскладушки с картинками. Книжка была поставлена на ребро вокруг коврика. Получился забор или крепостная стена - у кого какая фантазия. Книжку можно было читать, лежа на коврике. «Приглашаю в наш с Мишей мир. Присядьте, отриньте суету, станьте ниже травки. Вслушайтесь в наши разговоры. Чтобы добыть сокровище, нужно потрудиться», - написала художница. Миша - сын и «соавтор» всех последних Сашиных работ. На выставке «Голый энтузиазм», показанной во время фестиваля «Ночь музеев», Саша показала еще одну необычную книжку. Она была написана на небольших полосках бумаги, прикрепленных к нитям. Нити, подобно струям воды, опускались из круглого подвеса. Внизу - углубление, выложенное камешками. На полосках бумаги - слова. Если взять нить и, перебирая полоску за полоской, читать слова, они складываются в стихи. «Я думала о душе, - говорит Саша, - о том, как она обнажена; я думала о том, как мы бываем обнажены в дУше, и не только телом: смываем беды и тяготы воспаленных мыслей. Я думала о том, как падает камень с души. А еще, я думала о том, что более чем в поэзии, обнажиться нельзя». Две выставки - две необычные книжки. А обычные были?

- Готовых, выпущенных книг у меня две, - рассказывает Александра Садовская. - Обе сделаны в соавторстве с Ольгой Парасоль (Ольга Зупан) и Натальей Алексеевой. Я рисовала для них картинки. Первая книжка - «Животинки в стихах и картинках» - двухсторонняя. С одной стороны - стихи Ольги, с другой - Натальи, а посредине, на общей иллюстрации они встречаются. Мы хорошо сработались, и потому новую книжку сделали тоже вместе. Одно издательство из Магадана заказало азбуку, которая бы опиралась на их северную природу. На каждую букву - понятие, животное или растение. Работа непростая, потому что сроки были катастрофически маленькими. Два месяца на то, чтобы придумать и нарисовать иллюстрации на каждую букву. Не книга, но тоже похожая работа - карта деревни Лох. Ее мне заказала Мария Кислина. Деревня находится под Саратовом. Там разводят альпийских коз, делают сыр, есть и другие производства. А семья Маши Кислиной занимается культурными проектами. У деревни богатая история. Разбойник Кудияр... Сокровища... Пещеры... Водяная мельница. Нужно было все это отобразить на карте.

- Судя по вашим инсталляциям, вы и сами пишете стихи. Не было ли желания сделать полностью свою книжку?

- У меня были самодельные книжки для друзей - сказки. Писала, рисунки вклеивала. Дарила. И все же мне всегда было удивительно, как поэты не боятся самое сокровенное выплескивать на весь мир. Я еще боюсь, но иду к этому потихонечку. И еще мне интересно делать книги необычные, чтобы отойти от привычного формата. Я же художник.

- Когда вы начали писать стихи?

- Это началось еще в детстве, когда мы играли с папой в рифму. Берутся три любых слова из книжки, и нужно их зарифмовать. Игра со стихами продолжилась во время учебы в педуниверситете. Полина Коробейник придумала в шутку направление искусства «бездаризм». Создали группу в соцсети. Мы баловались поэзией. Название снимало ответственность, и мы сочиняли, что и как хотели. Играла, играла и доигралась. Через какое-то время поняла, что у меня получился хороший стих, который не стыдно кому-то показать, и что я его в «бездаризмы» уже не положу. С тех пор таких стихов стало больше, появилась потребность что-то с ними сделать. Часть пойдет в песни, а часть - в книжку, которую, я надеюсь, мне удастся сделать.

- Вы играете на музыкальных инструментах и пишете песни?

- Я окончила музыкальную школу. Играю на скрипке, на гитаре, немного на флейте. Когда-то давно написала несколько песен. Исполняла их под гитару. Сложно оценивать эти первые шаги. Были еще интересные совместные музыкальные эксперименты с мужем, он прекрасный электронщик и сделал аранжировки на некоторые мои песенки. Потом был большой перерыв. И вот я снова начала восстанавливаться. Может, теперь получится что-то стоящее.

- Изобразительное искусство, поэзия, музыка - что-то еще?

- Театр. Когда я училась в педуниверситете, то участвовала в студенческом театре у Сан Саныча - Васильева. Мне нравился репертуар: «Дом, который построил Свифт», «Маленький принц»... Мы старались играть по-настоящему. И получалось, на мой взгляд. Сейчас это театр «Трафарет». Им руководит Дима Буряченко. На нынешнюю «Ночь музеев» они ставили «Из жизни насекомых». Когда-то я в этом спектакле тоже участвовала.

- Кого играли?

- Паразита. (Смеется.) это была первая моя большая роль. Много слов. Я так радовалась!

- Есть ли вид искусства, где бы вы могли применить все свои таланты и наклонности?

- Хотелось бы заняться анимацией. Пробовала еще до поступления в училище. Думала так: «Я хочу делать мультики. Чтобы делать мультики, нужно научиться рисовать. Значит, я иду поступать в училище». Хочу владеть всем процессом. Хотелось бы поучиться у профессионалов, но пока такой возможности нет. Остается - самообразование.

- Вы участвуете в молодежных выставках, скажем так, актуального искусства. А в Могрицких ленд-арт-симпозиумах участвуете?

- Участвую, да. Учусь. Десять лет туда ездила, и только в прошлом году, мне кажется, начала что-то понимать. Что от работы должно быть тонкое ощущение. Это должно быть лаконично и красиво. И чтобы мысль появлялась какая-то.

- Мысль или ее предощущение? Художник старается передать ощущение жизни, чего не дает знание.

- Да. В современном искусстве много любования простыми вещами. Фактурами. Какими-то сочетаниями. Беспредметными, может быть. Не все понимают. Но кто понимает, тот понимает.

- И это все, для чего нужно искусство?

- Когда мы взаимодействуем с миром, то мы берем в себя что-то, преумножаем, перерабатываем и выдаем что-то новое. Мы выпустили свои мысли, ощущения. Другой человек это увидел, вобрал, и у него пошел процесс тоже. Потом он, в свою очередь, выдает что-то интересное. Бесконечное взаимодействие. Смысл искусства во взаимодействии, чтобы делиться тем, что ты понял. Каждый человек от рождения до смерти проходит один и тот же путь. Делает одни и те же открытия. А мы своим коллективным разумом можем общество выводить на более высокий уровень культуры, гуманизма.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Когда театр - настоящая жизнь

В Сумах прошел XIII областной интеграционный фестиваль людей с функциональными ограничениями «Радуга». Основные фестивальные мероприятия были в здании областного ТЮЗа. На этот раз здесь собрались театральные коллективы не только из области, но и гости из Харькова, Полтавы и Киева.... Читати статтю повністю