Культура

Каждая работа должна говорить

В зале Союза художников проходит выставка работ художника Владимира Смирнова

Владимиру Александровичу - 90. Однако его новая выставка - не юбилейная. Художник посвятил ее своему отцу, Александру Порфирьевичу Смирнову (1906-1938 гг.). В экспозиции - работы, выполненные главным образом в последние два-три года: живопись маслом и акрилом, графика. А центральное место занимает работа с фотографией отца.

Звездное поле, разделенное на две половины: серую и красную, два креста: красный и белый и надпись: «1937-1938». В 1937 году его отец, секретарь горкома комсомола г. Рыбинск, был арестован, в 1938-м - рас-стрелян. Лишь в 1956 году, когда Владимиру было уже 27 лет, отца реабилитировали. Владимир Смирнов не склонен большую историю выводить из истории своей семьи, но уверен, что и большой истории без его личной истории не обойтись. «Историю переделать невозможно, - говорил он нам. - Какая она была, такой она и останется на века. Если что было в этой истории темного, пагубного, нужно сделать так, чтобы оно не повторялось, а то, что было хорошего, светлого, должно остаться». Сам Владимир Смирнов старается этому следовать. Выступая на вернисаже, художник Николай Жулинский сказал о нем так: «Человек, который в детстве потерял отца. Однако, несмотря на все проблемы, горе, Владимир Смирнов сохранил светлую душу, светлый ум, светлую память. Он и вокруг себя объединяет таких же светлых людей».

Ряд работ прошлого года художник выполнил в плакатной манере и поделил на красное и черное («Память», «Дорога на Голгофу», «Гибель империи», «Хамелеон», «Оружие Майдана»). И все же это не плакаты. Они не отвечают, а спрашивают. Если же к чему и призывают, то к работе мысли. «Гибель империи» - взрыв звезды напоминает о космических катаклизмах, их масштабы неохватны, а последствия и смыслы неведомы. В открытой архаике красного и черного, в конфликте цвета «любви и красоты» и бесцветия пустоты воплотился завет художника о неравнодушии. Подобная символика встречается и в более ранних его работах, представляя то неравнодушие к красоте - синим и красным («Вечерний водопой»), то неравнодушие к судьбам мира - черным и желтым («Черная регата»). Напряженностью искрят работы цикла «Испанское каприччио», где не только используется то же противопоставление красного и черного («Коррида»), но и статус самой «испанской» темы. «Я никогда не был в Испании, - говорит Владимир Александрович. - Но помню, как в 36, 37-е годы мои родители, включая радио, ждали новостей из Испании. Я люблю многих испанских художников: Веласкеса, Гойю, из поэтов - Гарсию Лорку, люблю Сервантеса. Это особая страна».

На выставке представлены также картины из цикла «Память». Владимир Смирнов отдает дань художникам, которые оказали большое влияние на его художественное мировоззрение. К этой теме он возвращается вновь и вновь. «Памяти Анри Матисса» (2013), «Памяти Татьяны Мавриной» (2018), «Памяти Пабло Пикассо», «Памяти Бориса Данченко» (2019), «В Европу к Шагалу» (2019), «Памяти Ф. Леже» (2019). Картина «Мне снятся сны» (2018) отсылает к творчеству Виктора Попкова. В последней интересен контраст между красными фигурами и спокойным пейзажем за окном - перекличка непростой судьбы и доброй памяти. И это дает ключ к пониманию таких картин, как «Не закрывайте балкона», «Тайга», «Фантазия на реальном основании», «Осенняя мелодия», «Рождение легенды», соседствующих с красно-черной серией.

Владимир Смирнов высоко чтит труд учителя. Он и сам начинал с работы учителя, а позже приложил немало усилий, чтобы в нашем городе была детская художественная школа. Но чего стоит учительское искусство без жажды ученичества? На вернисаже Владимир Смирнов с благодарностью вспоминал своих учителей: Михаила Кичигина, Михаила Соколова, Елизавету Дружинину, Андрея Смагина, всех, кто хоть крупицу вложил в его виденье мира. И это не только знаменитости, чьи имена у всех на слуху, Владимир Смирнов учился и учится у своих коллег, и у людей, далеких от искусства. Вспомнился Владимиру Александровичу конюх: «Его звали Иван. Фамилии его не помню. Но он мне о лошадях так говорил, что я нигде не мог этого прочитать, как он сказал. Понимаете? Было очень много простых людей, которые вложили все по крупице».

«Делая выставку, я, в первую очередь, ставил перед собой одну задачу: каждая работа должна говорить. Если она молчит, если она ничего не говорит, то это уже не работа... Один любитель искусства, посмотрев мои работы в мастерской, сказал так: «А знаете, вы очень печальный художник». Возможно, я и печальный художник. Потому что очень многое в жизни получилось не так, как я хотел. Может быть. Но я счастлив своей профессией. На лавочке сидеть - это все, это протягивать вперед ноги, как говорится. А вот если у тебя рождаются мысли, и ты хочешь что-то сделать, и ты делаешь что-то, это уже великое счастье. До последней минуты, пока у меня будут силы держать в руках кисть, я буду работать».

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

И снова - хоровое пение

Те, кто не попал на отчетный концерт вокально-хорового коллектива «Мозаика» в ДДЮ 25 мая, смогли побывать на концерте его младшего хора. Те же, кто был на первом концерте, уверены, постарались попасть и на второй. Концерт назывался «Песня наша звенит» и состоялся 5 июня в ТЮЗе. Зал... Читати статтю повністю

Хочется видеть результаты труда

В Сумах прошел ежегодный фестиваль искусства городского развития URBAN-ART

Фестиваль проходил с 3 по 8 июня. Его организатор - сумская школа архитектуры и дизайна. Чтобы понять, что скрывается за его названием, лучше всего познакомиться с мероприятиями, которые растянулись почти... Читати статтю повністю

«Летний гость»: о Чехове, и не только

В Нью-Йорке вышла книга, посвященная нашей Зинаиде Линтваревой

Вздохните поглубже. Чувствуете? Лето! А это значит отпуск, если повезет, конечно... Сразу захотелось очутиться где-то на отдыхе, обязательно в красивом, вдохновляющем месте, в окружении интересных людей. Может быть,... Читати статтю повністю

В конгресс-центре СумГУ - выставка работ участников пленэра

ВШ уже писал о том, что в нашей области проходит всеукраинский художественный пленэр «Сумская весна». Он закончился. А его итоги решили подвести, устроив выставку, которая позволяет увидеть сумскую весну глазами его участников. А поскольку художники побывали в одних и тех же местах,... Читати статтю повністю

«Лісова пісня» в иллюстрациях Ларисы Аполлоновой

Главный художник Сумского театра им. Щепкина Лариса Аполлонова представила выставку иллюстраций к драме Леси Украинки «Лісова пісня». Она проходит в отделе литературы и искусства Центральной городской библиотеки им. Шевченко. Работы выполнены на основе монотипии (оттиск с гладкой... Читати статтю повністю