Культура

«Нельзя играть равнодушно, без любви»

В Сумах прошел концерт гитариста-виртуоза и педагога Юрия Фомина

КонотопЧанин Юрий Фомин сейчас работает в Киеве. Побывать на его концерте - удача. Тем более, что концерт проходил в виде квартирника в «Саду сходящихся тропок».

Одна из тропок привела маэстро на «сцену» под молодым дубом. Концерты здесь проходят без формального пьедестала сцены - необходимую зрительскую дистанцию удерживают сами зрители. Но к ней добавляются столь ценимые здесь непринужденность, возможность диалога, близость природы. Мы не будем пересказывать концерт. Скажем только, что известный музыкант из La Chanson, гитарист Сергей Городничий сказал о концерте так: «С первых же четырех нот было ясно, что играет большой музыкант».

А сам маэстро посетовал, что занимается недостаточно много: 3-4 часа в день. Нужно - пять. «Чем старше становишься, тем больше нужно играть. Сейчас нужно - пять, дальше - шесть, в семьдесят - семь». Играть Юрий начал поздно, лет с 13. «Я мечтал на рояле играть, но денег на инструмент не было. А гитара

7 руб. 20 коп. стоила». Юрий брал частные уроки, учился в институте музыки им. Глиэра, затем в Москве, в Гнесинке. Параллельно занимался с профессором Александром Фраучи и с его отцом - Камиллом Артуровичем Фраучи. Их он считает своими главными учителями. Брал мастер-классы у многих известных гитаристов. Но главное - работал сам. Нет лучшего учителя, чем собственный труд. Об этом после концерта у нас и состоялся разговор с Юрием Фоминым. Возможно, он окажется интересным и читателям.

- Вы начали играть подростком. Помните время, когда вам стало с гитарой интереснее, чем с друзьями?

- Хорошо помню. Я брал частные уроки у джазового музыканта Владимира Скибина. Он написал мне ноты - до этого я играл без нот. Я немножко походил к нему, а потом бросил. Прошло какое-то время, и я сам вернулся к этим нотам и понял, что нужно делать. Он не объяснил. Просто написал. Я сам разобрался, и все, с этого момента пошло. До знакомства с гитарой и нотами у меня все было хорошо со школьной программой. Было две четверки - остальные пятерки. А после этого осталось две четверки, а остальные - тройки. Я стал помногу заниматься музыкой. Очень долго шел к истине. Подсказать было некому. В то время в музыкальных школах не было гитары. Все сам, сам, сам. Я считаю, что это и неплохо. Потому что, если провести анализ, то все знаменитые гитаристы, начиная с Сеговии и заканчивая Пако де Лусией, образования не имеют. Пако де Лусия, когда выучил ноты, стал даже как-то хуже играть. Идеал - играть по нотам так, как будто бы нот нет. Ноты - это зашифрованные намерения. Нужно уметь преслышать, предвидеть, потом забыть о них, то есть выучить все, что можно, и все забыть.

- Играть то, что между нотами?

- Между! Вот! Вы правильно подметили, между нотами все происходит. Либо крещендо, либо диминуэндо, либо приближение, либо удаление образа. Вот тут надо творить. Нота умирает сама по себе. Она не должна умирать внутри нас, тогда следующая будет в правильном отношении с предыдущей.

- Что главное для вас - преподавание или выступления?

- Не могу выделить главное. Я считаю, что преподаватель должен уметь правильно показать. Мы учимся играть у того, кто умеет играть, так ведь? Он может быть не сольной единицей, но, во всяком случае, какой-то фрагмент сложный он показать должен уметь.

- Но учитель же должен вытащить из ученика присущее только ему, а не навязывать.

- Совершенно верно. Я никогда не говорю: только так, а не иначе. Для меня музыка, как и жизнь, - это переход из многовариантности будущего в одновариантность прошлого. Мы должны из преслышимых вариантов выбрать один, и потом он превращается в историю. Поэтому я не говорю ученикам: только так, а не иначе. Единственное, что я могу, - это посоветовать: можно сделать такой выбор, а можно другой. И показать - пока еще могу. А их задача - выбрать. Начало всех начал: делайте с музыкой что-нибудь, чтобы она звучала. Нельзя играть равнодушно, без любви. Нельзя - скучно! Сейчас эти конкурсы... Там все заточено на чистоплотность, на кругленький «звучок» такой. Молодежь потеряла эмоцию. Только б не скрипнуть! Но это ж не главное в музыке. Музыка - это энергия.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

«ART’elь moda» снова получила Гран-при

Детская дизайн-студия «ART’elь moda» стала участником и почетным гостем грандиозного мероприятия World Fashion Kids - международного фестиваля моделей и дизайнеров. Вот что об этом рассказала ее руководитель Лариса Ванеева: «Фестиваль проходил с 23 по 28 июня в Италии, в живописном... Читати статтю повністю

Заключительный песенный аккорд

ХотЯ проект «Булат по вторникам» закончился, его организаторы обещали осенью вернуться с каким-то продолжением. Ответственная же миссия - достойно завершить начатое - предстояла Руслану Тертышному из Лебедина. И он с этим справился.

Не обращая внимания на, кажется, иссякший энтузиазм... Читати статтю повністю

Тростянецкий артефакт

С 28 мая в с. Заречное (Тростянецкая ОТГ) проходят археологические раскопки, которые ведут сотрудники института археологии Национальной академии наук Украины. Они исследуют Заречненский археологический комплекс захоронений эпохи Средневековья. Недавно археологи нашли артефакт - фрагмент... Читати статтю повністю

Как она могла? А вот как!

В городской галерее проходит выставка живописи сумской художницы Ирины Гаршиной

Натюрморты, портреты, жанровые сценки... Выставка занимает все экспозиционное пространство галереи. И все же здесь представлена лишь небольшая часть живописных работ, написанных художницей в последние... Читати статтю повністю