Споживачі

Шрифт увеличить, картинки убрать!

Как теперь должны будут маркировать продукты и что указывать в меню?

Всегда ли вы, покупая в магазине продукты, можете прочитать их состав, производителя и дату выпуска? Зачастую все это написано таким мелким шрифтом, что прочитать можно только с лупой, а срок годности, нанесенный, например, на пачку майонеза, нередко размазывается так, что потребитель вынужден играть в викторину «Что? Где? Когда?».

Озадачившись этими проблемами, в конце 2018 г. парламент принял Закон «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который должен усовершенствовать и привести к европейским стандартам правила маркировки продуктов питания. Закон вступил в силу с 6 августа этого года, но у производителей товара есть три года на то, чтобы разработать и внедрить новую маркировку. А до этого срока закон позволяет реализацию определенных товаров, выпущенных по старым правилам маркировки.

- Что конкретно изменится, какой должна быть маркировка? - задали мы вопрос начальнику отдела безопасности пищевых продуктов ГУ Госпродпотребслужбы в Сумской области Виталию Крючкову.

- По этому закону маркировка должна быть на украинском языке, другой язык может быть использован дополнительно, по желанию производителя. Установлен размер шрифта - минимальная высота 1,2 мм, если упаковка маленькая - 0,9 мм. Текст должен быть разборчивым, не перекрываться различными графическими элементами и не смешиваться с фоном.

Обязательно должны быть указаны аллергены и их вид, например лактоза, арахис и т.д., наличие ГМО, если их доля превышает 0,9% в любом ингредиенте продукта. Причем эта информация должна быть выделена другим цветом, шрифтом или размером. Также должны указываться ограничения для употребления, например, предупреждение об опасности для диабетиков. Эти надписи должны бросаться в глаза.

Закон запрещает изображать на упаковке ингредиент, если он не используется или не содержится в пищевом продукте. Например, если на упаковке кетчупа изображен какой-либо овощ, он обязательно должен быть использован при производстве. Перечень используемых компонентов указывается после слов «ингредиенты» или «содержимое» и должен включать все составляющие пищевого продукта в порядке уменьшения их массы по состоянию на момент их использования при производстве продукта. Кстати, производители колбас теперь будут обязаны указывать на упаковке, является ли оболочка продукта съедобной.

Значительные изменения произошли и в маркировке неупакованных продуктов, теперь и о них должна быть исчерпывающая информация для потребителя. Например, если продукт в супермаркете продается нефасованным (те же мука, вермишель и т.п.), то состав должен быть указан на мешке или на отдельном стенде рядом.

Особые требования и к замороженным продуктам, например рыбе, мясу и т.д. Если они были заморожены до продажи, а продаются в размороженном состоянии как охлажденные, маркировка должна включать слово «разморожен», дату разморозки и повторной заморозки, если она была. Также мы часто видим в продаже рыбу, на которой много ледяной глазури, т.е. покупатель не знает, сколько он на самом деле покупает рыбы, а сколько льда. Теперь закон обязывает оператора рынка указывать общий вес товара и отдельно вес самого продукта.

Изменится и маркировка срока давности продуктов. Например, появится маркировка «Лучше употребить до...». Это будет означать, что продукт, например кофе, колбаса или сыр, при правильном хранении еще может быть употреблен без ущерба для здоровья после этой даты. А продукты, которые хранятся еще дольше, например сахар, соль, крепкий алкоголь или жевательная резинка, - могут вообще быть без срока годности. Это решает производитель.

Все эти требования касаются и операторов рынка, реализующих продукцию через Интернет. Они также должны предоставлять полную информацию о продукте, чтобы потребитель мог определиться и сделать свой выбор.

Точки общественного питания - кафе, рестораны и т.д. - в меню будут обязаны указывать не только ингредиенты, из которых приготовлено блюдо, но и аллергены, которые в них содержатся.

- Какая ответственность

предусмотрена за нарушение этого закона?

- Юридические лица будут оштрафованы на 15 минимальных зарплат, а физлица-предприниматели - на 10 минимальных зарплат. Если не будет указана информация о наличии аллергенов, то юрлицам придется уплатить 30 минимальных зарплат, а физлицам-предпринимателям - 20.

- Вряд ли мы увидим новую маркировку товаров в ближайшее время, ведь большинство производителей отложат внедрение новшеств на потом?

- Производители пока должны выполнять законодательные требования, действующие на сегодняшний день. И, поверьте, мы выявляем массу нарушений.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Прокофьева, 10, - дом без тепла

Поможет ли город жильцам общежития не замерзнуть этой зимой?

До начала отопительного сезона осталось чуть больше двух месяцев, и, похоже, некоторым горожанам зима сулит большие проблемы. В редакцию ВШ обратилась взволнованная сумчанка из дома №10 на ул. Прокофьева:

- Наш дом - это... Читати статтю повністю

Ни горячей воды, ни отопления?

АО «СНПО» признало, что КСПУ не сможет начать отопительный сезон в Ковпаковском районе

АО «СНПО» предлагает городу взять в аренду КСПУ. Такое письмо пришло от генерального директора предприятия Владимира Лукьяненко мэру Сум Александру Лысенко 9 августа.

В нем говорится, что в связи... Читати статтю повністю

За молочкой - пока на Супруна

Молочная кухня в Сумах, наверное, единственная на всю Украину, которая находится в структуре детской городской больницы еще с советских времен.

Хотя, по сути, это отдельное предприятие, со своим штатом, оборудованием и помещением, которое не имеет никакого отношения к оказанию медуслуг.... Читати статтю повністю

На Сумщине теперь можно лечиться пчелами

Апидомик - это такая пчелиная амбулатория, где можно «пообщаться» с носителями меда. Один из таких построили в Великобобрицком лесничестве Краснопольского лесхоза. «Пчелы обладают удивительной энергетикой. Эту многовековую «технологию» издавна с большой пользой используют люди. Мед,... Читати статтю повністю