Это нужно живым

Отзвуки прошедшей войны

18 лет назад отгремели последние бои в Афганистане, унесшие жизни около 4 тысяч украинцев

Среди живых - немало героев, да героизмом было уже пройти все это и вернуться! С одним из них и состоялась наша встреча. Подполковник запаса, кавалер двух орденов Красной Звезды, Константин Владимирович Конончук живет и работает в нашем городе специалистом по гражданской защите в ГУ МЧС г.Сумы:

- Родился и вырос я в Киеве, а в 1980 году окончил Киевское общевойсковое училище. После чего служил в Германии, в Прикарпатском военном округе в звании капитана. Получив приказ о прохождении службы в Афганистане, я еще не знал, с чем придется столкнуться.

Наш мотострелковый полк, где я был командиром одного из шести батальонов, стоял в Ташкургане. Первое впечатление, когда по прибытии мы вышли из самолета, осталось в памяти навсегда: яркое солнце, и вокруг, - видимо, после боя, - множество носилок с убитыми и ранеными. В моем подчинении было около 650 солдат 18-20-ти лет, а взводные и ротные - чуть постарше, и понятия «дедовщина» у нас не существовало. Было войсковое братство. Старшие солдаты помогали младшим осваивать азы военных действий, учили не сдаваться в тяжелых ситуациях. А условия были ужасные: внизу постоянная жара под 50 градусов, а в горах - до минус 5-10, воды нет... Отправляясь на задание, вещмешок на 30 кг никто не загружал продуктами. Брали только запас на 10 суток - воду, шоколад, сгущенное молоко и лимонную кислоту. Главное - боеприпасы, потому что враг невидим. Миномет стреляет на 6 км, и не знаешь, с какой стороны тебя ждет опасность. Хорошо помню свой первый бой, когда нашей задачей было не пропустить душманов в ущелье. Бойцы двух батальонов нашего полка высоко на горе (1600 м) вели перестрелку с бандой, окружив ее с двух сторон. Было тяжело, но мы уцелели. Боевые действия велись постоянно, я выходил на задание 32 раза, каждый раз думая о том, вернусь ли живым. Для европейского человека условия Афганистана просто неприемлемы; при такой жаре раны не заживали, гнили, и даже практически с царапинами некоторых отправляли в Союз. Каждый второй переболел гепатитом, тифом, паротитом, малярией, происходило обезвоживание организма. Мой вес был 64 кг (уже дома я за неделю набрал 21 кг). Кожа была выжжена солнцем до такой степени, что напоминала пергамент. Едем, помню, с дочкой в метро, и слышу, как люди говорят: «Девочка беленькая, а отец, наверное, цыган».

Часто пишут и показывают в фильмах, как во время боевых операций уничтожались стар и млад. У нас такого не было. Накануне боя из кишлаков выводились старейшины, дети и женщины. Подвохов со стороны населения мы тоже не встречали и сами оказывали помощь жителям как могли - раздавали им хлеб, тушенку, мыло.

Сложностей и без этого можно было ждать отовсюду. И в первом ряду стояла наркомания. Это была своего рода американская «обработка», когда при прохождении колонны по селу прямо в машины забрасывались тугие свертки с наркотиками. Находились в полку перебежчики: на «ту» сторону ушли пять человек. Позже, при проведении боевой операции, одного перебежчика мы забрали в плен.

А в зимнее время как было тяжело! Часто, чтоб не попасть под обстрел, машины пытались проскочить одно опасное место в горах (перевал Салан), скользили, зависали над пропастью, и бойцы в буквальном смысле цеплялись за жизнь как могли.

Опасность таили ядовитые змеи и скорпионы, так как противоядия у нас не было, и нужно было смотреть под ноги постоянно. И я не знаю, как в таких условиях выживали женщины, работавшие у нас на кухне, связистки, медсестры...

В бою командующим и его заместителем ставились задачи конкретно для каждого батальона и, выполняя их, мы получали взаимодействие всех войск. К примеру, докладывают мне по радиостанции, что обстрел блок-поста ведется с какого-то участка, а я уже вызываю огонь артиллерии, авиации, вертолетчиков. Даже из Союза нам помогали «бомбардировщики», но я их не видел: цель могла устанавливать только радиостанция.

Но смотришь фильм «Девятая рота» - и думаешь, что этот бред мог сочинить только несведущий. Действительно, был случай, когда из роты погибли 18-20 человек. Но чтобы погибли все - этого не было. Как и не было схваток врукопашную на блок-постах - подойти к такому блок-посту практически нереально: сигнальные мины срабатывали при малейшем движении, а станции дальней разведки реагировали даже на животных.

13 февраля 1989 года наш мотострелковый полк вышел из Афганистана. Перешли мост, остановились в г.Термез, и комполка вызвал меня и сообщил, что нужно вернуться обратно, так как 15 февраля будет проходить парад последних войск, выходящих из Афганистана, под командованием главнокомандующего армией генерала Громова. Со своей группой из 46-ти БТР я вернулся обратно. Бойцов переодели в новую форму, БТР помыли, развесили транспаранты и знамена. И уже 15 февраля мы пересекли границу СССР. Нас поздравили и отправили для расформирования в Душанбе. И хотя был приказ министра обороны об увольнении солдат (250-300 человек) со срочной службы в Афганстане, еще полгода все солдаты моего батальона оставались служить. А последние жертвы оказались такими нелепыми: вертолетчики решили побаловаться в воздухе, машины ударились винтами, погибли два офицера.

Сейчас можно смело говорить о том, что эта война нам была не нужна. Велись в Афганистане свои междоусобные войны тогда, ведутся и сейчас. Когда я вернулся в Союз, ощущения неузнаваемости своей земли у меня не было. Но поначалу было страшно: боялся переходить дорогу, пугался резких хлопков, а ночами мучали кошмары.

Получив назначение в Прикарпатский округ, в г.Новоград-Волынский, я служил командиром мотострелкового батальона. От солдата я уже не мог требовать того, что раньше, когда я с ним ел из одного котелка и пил из одной фляги. Уже позже я перешел в Гражданскую оборону. Год проработал в Конотопе, а потом, с образованием МЧС, - стал начальником штаба гражданской обороны. Я не просто перешел в гражданскую оборону: я перешел от защиты Отечества к защите населения.

Подготовила Алена Кравчук


п»ї
Читайте у цій рубриці

Сердце отдала людям

Светлой памяти Ольги Киселевой

Сорок дней назад не стало Ольги Семеновны Киселевой, заслуженного врача Украины, главного врача областного кардиодиспансера.

История яркой жизни известной в медицинском мире Сум женщины началась ранней весной 1958 года в Крыму на станции с поэтическим... Читати статтю повністю

Кровавая память Афгана

К годовщине вывода советских войск

Кого только мы, советские воины, не поддерживали, не защищали, кому не помогали строить различные «измы»... Испания, Монголия, Финляндия, все страны Восточной Европы, Китай и Корея, Куба, Вьетнам, Эфиопия, Ангола, Афганистан...

Да разве перечислить... Читати статтю повністю