Наше місто

Женский день: весна в погонах

Обаятельные и мужественные одновременно - сложно ли оставаться женщиной, работая в полиции?

Исторически работа полицейского мало ассоциируется с красотой и грацией, присущими женскому полу. В сознании среднестатистического гражданина хороший полицейский - это смелый, решительный, хорошо развитый физически мужчина, и в некоторых случаях это справедливо.

Однако в полиции есть подразделения, где женщины служат наравне с мужчинами. Всем ли подходит такая работа и стоит ли удивляться женщинам в погонах - об этом наш разговор накануне Международного женского дня с тремя красивыми и обаятельными женщинами - руководителями структур ГУНП в Сумской области.

«Работа в полиции на любую женщину накладывает отпечаток мужественности...»

Подполковник полиции

Елена Ковалева - начальник отдела психологического обеспечения управления кадрового обеспечения ГУНП в Сумской области.

- Почему решили работать в полиции?

- Полиция сама позвала. В 1997 году в тогда еще милиции была острая необходимость в специалистах по компьютерным программам и всему, связанному с компьютерами. А у меня было техническое образование, и я могла выполнять эту работу. Вот и пригласили. Работала сотрудником аналитического отдела спецподразделения «Грифон», потом попала в кадровое управление, занималась отбором кандидатов на учебу в вузы системы МВД. Для этого нужно быть, в первую очередь, психологом. И я решила получить второе высшее образование по специальности «Практический психолог». После чего мне предложили возглавить центр практической психологии (тогда наш отдел назывался так). Это было в 2010 году.

- Чем занимается отдел психологического обеспечения и кто в нем работает?

- У нас в штате 8 человек, все женщины. Полицейским приходится работать в экстремальных ситуациях, с большими нагрузками, как эмоциональными, так и физическими. Поэтому им необходимо периодически восстанавливать свое нормальное эмоциональное состояние. Этим и занимается психолог. Кроме того, из-за занятости на работе у многих полицейских возникают конфликты в семьях, в этом случае психологи также помогают найти выход из кризисных ситуаций. Наша служба задействована и при проведении оперативно-следственных мероприятий.

Работаем и с населением: в трудных ситуациях люди часто чувствуют стыд, боятся обратиться за помощью к специалистам, а полиции, которая и так в курсе их проблем, доверяют. Недавно психолог работал с женщиной, которая много лет терпела побои мужа, в итоге она набралась смелости и решилась написать заявление в полицию. К слову, психологи также разъясняют, где можно получить помощь в трудных ситуациях, в какие инстанции обращаться, кто сможет помочь. У нас работает круглосуточный телефон доверия для сотрудников, на который можно позвонить, выговориться, спросить совета. Это положительно влияет на плохое эмоциональное состояние сотрудников и, как следствие, предотвращает небоевые потери.

Работу психолога трудно увидеть и измерить конкретными категориями. Чего-то, возможно, не произойдет, а за этим фактом стоит огромная работа, и профессиональная, и эмоциональная, ведь психолог всегда включается в ситуацию, затрачивая свои душевные и физические ресурсы. Но этой работы не видно, у нее нет показателей.

- Сложно ли быть женщиной в полиции?

- Да. Не каждая женщина пойдет служить в полицию, и не каждой нужно здесь быть. Работа в полиции на любую женщину накладывает отпечаток мужественности. На какой бы должности в полиции ни работала женщина, у нее все равно вырабатываются мужские черты характера, необходимо быстро анализировать ситуацию, принимать решения, не бояться рисковать, вступать в общение с разными людьми. В полицию люди идут не в позитивном настрое, а либо с бедой, либо с агрессией. Нужно найти подход к ним, вывести на разговор. Плюс ненормированный рабочий день - ночные дежурства, вызовы на экстренные ситуации. Когда ты надел погоны - ты превращаешься из женщины в офицера. Служба забирает много времени у семьи, у родных и близких.

- У вас есть семья?

- Мой муж - полицейский, мы познакомились на службе. Поэтому понимаем друг друга. Есть сын-подросток. Он в полицию идти не собирается, потому что видит не только красоту погон, но и тот вклад, труд, который родители отдают службе. Он больше интересуется творчеством. В этом всем есть важный момент: часто за женщинами в погонах стоят еще женщины - их мамы и мамы мужей. Это они помогают растить детей, дают им необходимое внимание, а правоохранителям - надежный тыл. Я очень благодарна своей свекрови. Моя мама рано ушла, а свекровь очень много помогала, без нее я бы не справилась.

- Что хотелось бы пожелать женщинам-коллегам?

- От всей души желаю женского здоровья, чтобы женщина в погонах сохраняла умение радоваться жизни, видеть в ней прекрасные моменты, ценить их. Чтобы у каждой женщины в погонах всегда был рядом сильный, добрый и смелый мужчина, и она знала, что всегда находится под защитой такого мужчины. Ведь когда приходишь на службу - хочешь соревноваться с мужчинами, доказать, что ты сильная и все можешь. А лет через 10-15 понимаешь, что мужчины все равно сильнее, и с ними нужно не бороться, а объединяться, понимать свою силу и их силу. Вместе мы становимся сильнее.

«Я за то, чтобы женщина оставалась женщиной...»

Елена Балинская - начальник центра профессионального отбора и психиатрической помощи ГУНП в Сумской области.

- Что привело вас на работу в полицию?

- Меня пригласили сюда сразу после интернатуры. Я не имела никакого представления, что буду работать в этой структуре. Но волей случая оказалась здесь. К слову, хочу отметить, что, вопреки распространенному мнению, психологи и психиатры - не одно и то же. Мы отвечаем за отсутствие у человека патологий психики. А это важный аспект при вступлении на должность. В центре я проработала 20 лет, от врача до руководителя.

У нас три практических психолога и три врача. Все люди в белых халатах, все женщины. Каждый полицейский знает, что здесь он сможет найти квалифицированную помощь. Сейчас часто звучит термин ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство, - которое есть у тех ребят, которые были на поле боя, были в ситуации стрессов. Сегодня одна из наших задач - вовремя выявить таких сотрудников, чтобы обезопасить их, их семьи и общество в целом от последствий этого расстройства. Также только через визит в наш центр происходит прием на работу, перемещение по служебной лестнице на более высокие должности, выдача допусков на оружие, водительская комиссия, допуск к гостайне.

Вся система тестирования построена по принципу детектора лжи. Возможность человека скрыть какое-то свое негативное состояние исключена. Мы описываем черты характера личности, склонность к той или другой работе. Мы должны знать, сможет ли человек в опасной ситуации вовремя принять решение. Но самих решений мы не принимаем, только рекомендуем то или другое. Вот, например, в описании личности бывшей сотрудницы патрульной полиции, которую судили за превышение служебных полномочий в отношении гражданина, мы указали излишнюю жестокость, мы ее видели, и она со временем вышла на поверхность.

У нас нет такого, что мы чего-то не заметили. Иногда тестируемые даже спрашивают: «А что, вам кто-то обо мне рассказал?» Конечно, приходится преодолевать настороженное отношение, которое возникает в силу профессии и сложившихся стереотипов о том, что психиатрия - это смирительные рубашки, обливание холодной водой. На самом деле современная фармакология дает возможность преодолеть болезнь и выйти в общество.

- Трудно ли быть женщиной в полиции?

- Нетрудно.

- У вас есть семья?

- Есть взрослый сын и кошка.

- Что хотелось бы пожелать коллегам - женщинам?

- Я против того, чтобы стиралась грань между женщиной и мужчиной. Женщина должна

оставаться женщиной, более мудро смотреть на ситуацию, успокоить, создать настроение. Женщина не должна выполнять мужские задачи, а быть украшением службы, ее интеллектуальной составляющей.

«Даже в самой суровой даме с пистолетом живет девочка-романтик»

Подполковник полиции

Эльвира Биганова - начальник сектора коммуникаций ГУНП в Сумской области.

- Почему вы решили работать в полиции?

- Я работала в педколледже в Путивле. И тут встретила одного хорошего знакомого, и он предложил перейти на работу в полицию, тогда еще милицию. Я спрашиваю: «Что я там буду делать? Бумажки перекладывать? Мне это неинтересно». Он говорит, что это та же работа педагога, только со взрослыми дядями и тетями. Это уже было интересно. Плюс тогда у милиции были хорошие льготы, а я одна воспитывала сына, считала каждую копейку, и для меня это было существенным аргументом (правда, в первый же месяц моей работы эти льготы с нас сняли). В отделе кадров в Путивле я проработала два года. Занималась также освещением работы полиции в СМИ, и, когда освободилась должность в тогда еще центре общественных связей областной милиции, меня пригласили в нем работать. Это было очень трудное решение: сыну 8 лет, у него в Путивле друзья, школа, он отказался ехать со мной в Сумы, решил остаться с бабушкой. В следующие годы мне пришлось разрываться на два города. Моей зарплаты не хватало на то, чтобы снимать квартиру в Сумах, и я снимала комнату в общежитии. У меня и сейчас такая же комната - 14 кв. м, - только своя. А тогда было очень тяжело. В центре общественных связей для меня все было ново, интересно. Я училась на ходу - и очень благодарна журналистам, которые учили меня, помогали. Мой рабочий день начинался в 7.30 и заканчивался в 9-10 часов вечера, потому что нужно было учиться, я не могла себе позволить делать свою работу плохо. Через шесть лет, в 2010 году, я стала начальником центра общественных связей и с тех пор возглавляла его.

Иногда смотрю на себя - и до сих пор не могу привыкнуть, что я медийное лицо и меня узнают на рынке по голосу. Были моменты, когда популярность играла на руку - например, маршрутчики не брали денег. Были и комичные случаи. Например, одна пожилая женщина как-то сказала мне: «Я вас всю жизнь смотрю». Действительно, за эти годы выросло целое поколение сумчан, которые меня знают. Но это не всегда приятно, это очень тяжелая работа. Все люди видят внешнюю сторону - человек выходит на экран и разговаривает, это не мешки ворочать. Но на самом деле каждый сюжет предусматривает не только комментарий, а и встречу с фигурантами уголовных дел, общение, слезы потерпевших, проклятия задержанных. После некоторых сюжетов чувствуешь полное опустошение. Вот был, например, такой случай - женщина топором зарубила сына-школьника. Младший у нее был любимый, а старший - нет, вот она от него и избавилась. Когда я шла к ней в камеру делать сюжет, волновалась, думала, как она, наверное, раскаивается, а я ей еще больше разбережу душу... Как расположить ее к себе, чтобы она смогла говорить о случившемся? А потом выяснилось, что ее волнует только то, что ее заранее не предупредили о съемке и она не помыла голову, будет выглядеть некрасиво. И ни следа раскаяния. А в учебном заведении, где учился мальчик, стоял его портрет со стаканом воды и хлебом, дети рассказывали о нем много хорошего... Тогда у меня была истерика, я была опустошена, сломлена эмоционально, от меня осталась одна оболочка. Тогда я очень долго восстанавливалась.

Были, конечно, и более приятные моменты: например, когда благодаря тому, что мы хорошо сработали и быстро распространили информацию, находили пропавших без вести. Кроме того, из сюжетов выносишь много чисто практических знаний: какие двери чаще всего вскрывают домушники, какой нужно ставить замок, как работают мошенники... Этой информацией можешь делиться, кому-то помочь - это хорошо.

Но в целом эта работа оставляет очень тяжелый эмоциональный след. Что скрывается за красивой улыбкой и внешним благополучием - знают только близкие. Ведь это у них ты отнимаешь себя, отдавая все работе. Мой сын рос без меня, а я не всегда могла приехать даже на выходные, потому что у нас ненормированная рабочая неделя.

А еще ты всегда должен быть на связи, владеть ситуацией и быть готовым в любой момент собраться и выдать комментарий, возможно, даже в прямом эфире. За все эти годы я давала комментарии откуда угодно - с улицы, из больницы, из магазина, из гостей, с маминого огорода в Путивле. Было такое, что в 6.30 утра меня вытащило из душа к телефону телевидение - и я давала комментарий центральному телеканалу в прямом эфире, радуясь, что меня хотя бы не видно, потому что с меня в это время стекала вода и шампунь...

- Сын тоже выбрал работу в полиции?

- Так получилось. Я сама потомственный педагог, и он тоже выбрал профессию учителя, работал в школе, потом пошел в службу по делам детей Путивльского отдела полиции, а сейчас работает в патрульной полиции в Сумах.

- Трудно ли быть женщиной в полиции?

- Я с самого начала, с первого дня создала себе такой имидж, чтобы ко мне не относились как к женщине. Быть женщиной в полиции нетрудно, тяжело родным такой женщины. Скидку на то, что ты женщина, никто не делает, если надела форму - значит, будет работа, работа и работа. Мы все расписываемся о том, что предупреждены о лишениях службы. Мне везло с коллегами-мужчинами, у меня были хорошие наставники, ко мне с уважением относятся и считаются с мнением. Вот руководителем быть тяжело - от этого портится характер, приобретаются мужские черты. Я стала более прямолинейной в высказываниях и действиях - а это не всегда нравится окружающим.

- В начале марта вы уходите со службы на пенсию. Что хотелось бы пожелать коллегам-женщинам, которые остаются?

- Как можно больше женского счастья - его никогда не бывает много. Гармонии везде - на работе и дома. Терпения - это очень важно. Как можно больше радости в жизни. Чтобы на работу приходили с удовольствием, а в свою семью возвращались здоровыми и спокойными. Побольше положительных эмоций - мне этого не хватало всю жизнь. И романтики. Кто бы что ни говорил, но даже в самой суровой даме с пистолетом живет девочка-романтик, которая хочет, чтобы ей дарили цветы, читали стихи, заботились и любили. Пусть это обязательно будет.

***

Вот такие они, женщины в полиции - очень разные, несущие тяготы службы наравне с мужчинами, но нежные, обаятельные и душевные. Мы поздравляем всех женщин-полицейских и желаем, чтобы их служба приносила им как можно больше радости и как можно меньше негатива, а дома ждали те, кто любит, понимает и поддерживает. С праздником!

Руслана Рябинина


п»ї
Читайте у цій рубриці

В Сумах подорожают проездные?

На сайте мэрии появился проект решения Сумского исполкома, которым предполагается увеличить стоимость проездных билетов в троллейбусах и коммунальных автобусах КП «Электроавтотранс».

При этом, как следует из документа, о повышении тарифа на проезд речь не идет (он по-прежнему будет... Читати статтю повністю

В Сумах появился свой «Черный квадрат»...

Читати статтюНеделю назад в Сумах домонтировали огромное рекламно-информационное табло на перекрестке переулка 9 Мая и ул. Набережной р. Стрелки.

Бывший главный архитектор Сум Владимир Быков не мог не прокомментировать это событие: «Важливо побачити... Или новая интерпретация квадрата Казимира... Читати статтю повністю

На сквер на Ковпака денег нет

На сессии Сумского горсовета 26 февраля депутат Дмитрий Хандурин заявил, что нынешний созыв может войти в историю города как начавший много проектов, но не доведший их до логического окончания.

И таких примеров много. Но народный избранник не стал напоминать о стадионе «Авангард»,... Читати статтю повністю