Люди

Самый дорогой художник в мире

Он придумал кубизм, но был большим романтиком и написал 160 портретов своей последней музы

Почти полвека назад, 8 апреля 1973 года, умер человек, преобразивший искусство XX столетия. Имя Пикассо стало нарицательным, а его картины до сих пор считаются самыми дорогими. В 2015 году картину «Алжирские женщины» продали за 179 миллионов долларов, и этот рекорд не побит до сих пор. А всего в его творческом наследии около 20 тысяч работ. Каким же был величайший художник?

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге, в семье живописца, преподавателя школы изобразительных искусств и куратора городского музея Хосе Руиса Бласко. Мальчику по традиции дали невероятно длинное имя из 20 слов (Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринида д Мартир Патрисио - он был назван в честь различных святых и родственников) и две фамилии, по отцу и матери: Руис-и-Пикассо. У Марии Пикассо были очень трудные роды, и ребенок родился таким слабым, что акушерка сперва подумала, что он мертв. Она оставила его просто лежать на столе, а сама тем временем занималась роженицей.

Спас Пабло доктор Дон Сальвадор (брат отца Пабло Пикассо), который принимал роды. Доктора в то время курили большие сигары, и дядя Пикассо не был исключением. Когда доктор увидел лежащего ребенка, он выдохнул дым в лицо малышу. Тот сразу же отреагировал гримасой и громким плачем.

Отец с детства приобщал его к творчеству, обучил азам живописи. Его усилия не пропали зря - Пабло с детства проявлял невероятные способности к рисованию и в 13 лет уже мог потягаться с отцом.

Первые большие работы

Когда Пабло было 10 лет, семья переехала на север Испании, в город Ла-Корунья, и мальчик пошел в школу искусств. Позже его отец получил профессорскую должность в школе изящных искусств в Барселоне, и 14-летний Пабло поступил туда же. Он был слишком молод для этого, но по настоянию отца его допустили к экзаменам. Мальчик сдал их с таким блеском, что его немедленно приняли. Свои первые большие академические работы маслом - «Первое причастие» и «Знание и милосердие» - он написал в 14 и 15 лет. На художественной выставке в Барселоне и Малаге они понравились публике, получили награды и медали. В 15 лет Пабло поступил в Мадридскую академию искусств, самое престижное художественное заведение Испании. Но вскоре он решил, что преподавание здесь слишком зациклено на классике, начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. Он не оставил увлечения и великими испанскими художниками - писал копии и собственные картины в стиле старых мастеров. В свободное время знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе «Четыре кота», где Пикассо стал завсегдатаем. Освоившись в богемной среде, уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.

Покорить Париж

В это время Пикассо подружился с художником и поэтом Карлосом Касагемасом. Они вместе снимали мастерскую, вместе развлекались и вместе же отправились покорять Париж. Здесь начался так называемый голубой период творчества Пикассо. (Теперь он подписывается именно так - более благозвучной фамилией матери.) Он привез из Барселоны несколько десятков новых работ, а в Париже написал еще столько же - для выставки. На ней почти ничего не было продано, но критики отнеслись к нему очень доброжелательно - хотя отметили отсутствие индивидуального стиля и оригинальности. Это стало для Пикассо настоящим вызовом. Мрачных тонов его мироощущению добавило самоубийство Карлоса Касагемаса. Холодные и угрюмые синие тона его работ, полных трагических персонажей, вполне отвечали его восприятию жизни в этот период. К тому же Пикассо отчаянно нуждался, ему негде и не на что было жить, он буквально голодал. Поэтому 1903 год и начало 1904-го прошли в Барселоне - там, по крайней мере, он мог жить у родителей. По иронии судьбы, картины, которые он создавал в самый тяжелый, самый голодный и мрачный период своей жизни и которые никто не хотел покупать, сегодня бьют все ценовые рекорды на аукционах!

К весне 1904 года 22-летний Пикассо был готов сделать еще одну попытку завоевания Парижа. Здесь его ждали новая обстановка, новые знакомства и первая большая любовь - Фернанда Оливье. Она была бедной служанкой и иногда позировала художникам, так они и познакомились. Со временем начали жить вместе прямо в мастерской, где Пикассо писал свои картины. Девушка на протяжении нескольких лет - иногда незримо, а иногда вполне отчетливо - присутствовала в творчестве художника: исследователи выделяют сотни картин и образов, на которые Пикассо вдохновила Фернанда. В это время он пишет полные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового и серого оттенков. Этот период творчества Пикассо называют розовым. Он пишет множество сюжетов с циркачами, французскими комедиантами. В циркачах художники всегда видели много родственного - те и другие занимали маргинальное положение в обществе, были бедны и держались вместе. Пикассо часто изображает в роли Арлекина себя («В кабаре Лапин Агиль»), а в роли других персонажей - своих друзей. В это время Пикассо находит покровителей - Гертруду Стайн и ее брата Лео, а также русского купца-коллекционера Сергея Щукина. Они покупают его картины, и теперь Пикассо больше не нищенствует.

Почему кубизм?

Весной 1907 года на этнографической выставке в музее Трокадеро художник открыл для себя архаичное искусство Африки. Для него это было настоящим откровением - простые, даже примитивные формы древней скульптуры, грубая простота и необыкновенная мощь передавали образ реальности с гораздо большей силой, чем современное Пикассо европейское искусство. Он начал применять методы древних художников - последовательно

упрощал форму предметов, делал их монументальнее и выразительнее, превращал персонажей в подобие деревянных идолов, искажал их лица, превращал их в маски. Поверхность его картин теперь воспринимается как скульптурный барельеф, изображение выглядит как трехмерное, оно как бы вырезано из цельного куска дерева или вырублено из целой скалы. Первым произведением Пикассо, в котором проявилось «африканское влияние», считается картина 1907 года «Авиньонские девицы». Он порвал в этой картине со всякой традиционностью, отказался от красивости, с какой обычно изображалось женское тело. Он бесконечно переписывал ее персонажей, искажая и упрощая их формы, и последним этапом превратил лица двух персонажей в настоящие африканские ритуальные маски. Неудивительно, что первой реакцией художественного сообщества было неприятие. Однако новый знакомый Пикассо, художник Жорж Брак посчитал эту картину совершенно гениальной. В дальнейшем вдвоем они разработали теоретическую базу кубизма. Но мало кто знает, что сам термин принадлежит французскому искусствоведу Луису Вокселлесу, который первым отметил, что картины Пикассо и Брака «полны маленьких кубиков».

Дальше Пикассо сосредотачивается на форме и объеме, пытаясь изобразить само понятие предмета, «знание» вещи, как он говорил. Отсюда - отсутствие перспективы, цвета, даже различия между фактурой и материалом предмета и фона. Известно, что Пикассо с Браком живо интересовались новейшей естественнонаучной картиной мира. Они хотели узнать, «проанализировать», как мир устроен, а не как он выглядит. И предметы, пейзажи, люди на их картинах предстают как некая абстрактная «материя», разобранная на первокирпичики, или «кубики», как это высокомерно назвали в свое время критики. К ранним работам аналитического кубизма можно отнести пейзажи «Фабрика», «Водоем», «Дома на холме». В 1910 году Пикассо пишет несколько портретов своих арт-дилеров. Затем следуют шедевры стиля, образцы «высокого», рафинированного (аналитического) кубизма - «Поэт», «Аккордеонист», «Кларнетист». И наконец, в 1912 году - «Человек с гитарой» и «Женщина с гитарой». А затем кубистские композиции становятся все более цветными и декоративными - это уже так называемый синтетический кубизм.

С этого времени стиль Пикассо становится значительно жизнерадостнее и конкретнее. В абстрактные композиции вводится не только цвет, но и фактура материалов, распознаваемые детали - ломтик лимона, трубка, бутылка, бокал. На холсте появляются буквы и целые слова - название вина, журнала, таверны, имя возлюбленной...

Балет и балерина

Среди художественных поисков находится место и любовным драмам. Расставшись с Фернандой Оливье, в 1912 г. Пикассо начал жить с Евой Гуэль (настоящее имя - Марсель Умбер). За три года художник успел создать целый ряд картин, которые объединяют в

своеобразную серию «Я люблю Еву». В частности, она изображена на одном из самых известных полотен Пикассо, картине «Моя красавица». Но весной 1915 г. Ева умела от туберкулеза. Художник тяжело переживал смерть своей музы, предаваясь пьянству и унынию. Но в 1916 году художник-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают его поучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для Русского балета Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекся этой идеей и в содружестве с Сати полностью переделал и сценарий, и сценографию. Вскоре он уехал вместе со всей труппой балета на два месяца в Рим, где выполнил декорации, костюмы, познакомился с балетными артистами русской труппы. В частности, с балериной Ольгой Хохловой. После года настойчивых ухаживаний Пикассо добился ее благосклонности - и в 1918 г. они поженились в Париже, и даже обвенчались (по настоянию невесты) в местном православном соборе. Пикассо этого было недостаточно, и он предложил брачный договор, по которому половина всех доходов художника принадлежала бы его обожаемой жене. Он ведет новый для себя образ жизни - вращается в респектабельной светской среде, к которой тяготеет его жена. Они поддерживают тесные связи в балетном мире, заводят богатый дом, посещают светские рауты, танцуют на костюмированных балах. Позже Ольга оставила балет и в 1921 г. родила сына Пауло. Творчество Пикассо в это время - в первую очередь театральные эксперименты, он принял участие в оформлении шести балетных постановок. Его картины становятся реалистичнее. Ольга требует, чтобы на портретах она была узнаваема. И Пикассо пишет в это десятилетие «узнаваемо».

Новая муза и попытка развестись

В конце 20-х годов Пикассо попадает под влияние сюрреалистических идей в европейском искусстве, и десятилетие, когда ему между 45 и 55, условно называют периодом сюрреализма в творчестве Пикассо. Он начинается с картины «Танец», а потом будет создана характерная для периода серия «Купальщиц», а также множество искореженных образов жены, с которой к этому времени совершенно испорчены отношения. Пикассо наигрался в приличного буржуа и завел новую музу - 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Она родила ему дочь Майю, а он создал сотни и сотни портретов Мари-Терез. Среди них - самые известные и на сегодня самые дорогие картины Пикассо - «Сон», «Обнаженная, зеленые листья и бюст», «Чтение», «Зеркало». Впрочем, Пикассо так и не признал дочь, она была записана как ребенок от неизвестного отца. Узнав о двойной жизни мужа, Хохлова забрала Пауло и немедленно уехала. Пикассо попытался развестись, но брачный договор, который они подписали много лет назад, обязывал его поделить имущество поровну. Художник отказался отдавать часть своих работ, а потому Ольга так и осталась его законной женой до самой своей смерти в 1955 году.

Война

В 1936 году начинается гражданская война в Испании. Пикассо пишет свое самое знаменитое полотно, «Гернику», откликаясь на бомбардировку испанского города фашистами. Существует фотохроника создания «Герники», ее сделала Дора Маар, фотограф и художник-сюрреалист, новая муза и спутница Пикассо в течение всего военного десятилетия. Однажды Мари-Терез, Дора и Пикассо встретились в мастерской, во время создания полотна, и женщины настояли, чтобы он сделал выбор. Его следующая муза в мемуарах цитирует его слова: «Лично меня все устраивало. Я сказал, что им придется за меня побороться. Ну, а они начали драться. Это одно из самых моих любимых воспоминаний». Поле боя осталось за Дорой Маар. В это время он создает множество портретов Доры, в том числе серию работ, известных как «Плачущая женщина» - образ Доры навечно сплавлен в творчестве Пикассо с образом войны. Тогда же возникает множество натюрмортов с черепами, передающих ощущения художника от оккупации Парижа. Он не уехал оттуда во время оккупации.

Мир и последние годы

После войны у Пикассо наступил новый период творчества, появилась новая любовь и новые сюжеты. Он бросил Дору Маар, которая впала в тяжелую депрессию и лечилась в психиатрической клинике. А в самом конце войны встретил молодую художницу, Франсуазу Жило, ей было всего 21, а ему - уже 61 год. В 1948 году они стали жить вместе на юге Франции и родили двух детей, Клода и Палому. Творчество Пикассо, как всегда, было многогранно. Еще в Париже он выполнил серию литографий «Бык», а в Антибе написал известную работу «Радость жизни». В эти годы появляется множество портретов Франсуазы Жило. 50-е годы - это также и время, когда появляются знаменитые «Голуби мира» Пикассо.

В 1953 году Франсуаза рассталась с Пикассо из-за его постоянных измен. Она жива и сейчас, продолжает рисовать, также занимается графикой и литографией. В середине 1960-х она выпустила мемуары «Моя жизнь с Пикассо». Художник был против, даже судился с бывшей возлюбленной, но проиграл дело.

Последней женщиной Пикассо была Жаклин Рок, 25-летняя мать-одиночка, продавщица из супермаркета. 72-летний художник начал за ней ухаживать, дарил каждый день по розе, пока через полгода она не согласилась встречаться с ним. Только за 1963 год Пикассо написал 160 ее портретов. А поженились они через шесть лет после смерти Ольги, первой жены Пикассо. Жаклин прожила с ним до самой смерти в 1973 г. На похоронах художника не было его детей - Жаклин их не пустила.

Внук Пикассо в день похорон отравился отбеливателем и вскоре умер. Через четыре года повесилась Мари-Терез Вальтер. Тем временем шли разборки за наследство. Оно было огромным - даже после того как государство взяло налог картинами. Поскольку Пикассо не оставил завещания, половину должен был получить его сын Пауло от первого брака, вторую половину - Жаклин Рок. Внебрачные дети - Майя, Палома и Клод - остались ни с чем. Они заваливали французские суды жалобами, требуя, чтобы и их признали законными наследниками. Жаклин доказывала беспочвенность этих претензий. Тем временем от алкоголизма умер Пауло, у которого осталась дочь Марина... Только в 1980 году был достигнут компромисс, и все шестеро наследников получили свое. А в 1986 году застрелилась Жаклин Рок...

 
«Алжирские женщины»


п»ї