Культура

В ожидании реального дождя

В Сумской галерее Bureauart свои фотоработы показывает Оксана Сокол

Выставка называется Beyond и обозначена как «выставка спонтанной фотографии». И то, и другое требует пояснения. Английское слово Beyond можно перевести и как «вдали», и как «по ту сторону», и даже как «глушь». Организаторы трактуют его как выход за рамки привычного восприятия - вне понимания, вне привычности, вне банальности, вне стандартов.

Под спонтанностью автор подразумевает работу над произведениями без предварительного плана и конкретной цели. «Многие работы для меня загадка. Не знаю, как получилось, я никогда не смогу это повторить», - говорит она. Отснятые кадры для Оксаны - сырье. Из них она «лепит» свои фотохудожественные композиции, напоминающие графические листы художника. В арсенале творческих средств Оксаны Сокол - увеличение контраста, обращение в негатив, перенос акцента на тень и на деталь, введение симметрии, наложение изображений и ракурсов. Глаз зрителя высматривает в формальной композиции опорные элементы, и, отталкиваясь от них, старается правдоподобно интерпретировать увиденное. И все равно результат получается зыбкий, неверный, неоднозначный. Но в этом гадании и в этой неоднозначности заключается смысл разглядывания подобных фотографий. В этом видит изюминку произведений О.Сокол куратор выставки Римма Миленкова.

И все же, на наш взгляд, это лишь технические средства, с помощью которых художник старается донести до зрителя свое отношение к жизни, свое мировосприятие. Пресловутый «Черный квадрат» - не картина, а символ, знак манифеста. Кистью художника водила идея». В нашем случае манифеста никто не предлагает, но свою позицию автор обозначает так: «Увлеченные проблемами и привлекательностью внешнего мира, мы забываем о мире внутреннем. Но там так интересно! Не всегда понятно, конечно, но всегда интересно. Как же красиво, уверяю вас, подняв паруса или расправив крылья, отправиться в кругосветное путешествие из этого мира, а потом, вернувшись, застать себя совсем другим, вдохновенным и щедрым, абсолютно прозрачным...»

Режиссер Роман Козак превращает двух действующих лиц в раздвоенность одного (спектакль по пьесе Э.Олби «Случай в зоопарке» в театре им. Щепкина), Гедда Габлер не может найти своему бунту опоры в реальности и уходит за рамки жизни (спектакль по пьесе Г.Ибсена «Гедда Габлер» там же), искусствоведы уверяют нас в метафизичности традиционных узоров на рушниках. И вот снова мы слышим о создании художником «своего трансцендентного мира» и о путешествии вглубь него. Всем охота поделиться своими открытиями себя. Еще не манифест, но уже тенденция (впрочем, не оригинальная). Похоже, внешний мир сильно озадачивает и пугает художников, похоже, им хочется спрятаться от такого мира в «трасцендентности», «метафизичности» и кругосветном путешествии внутрь себя.

И ведь сделано же талантливо! Но вот раз за разом вспоминается замечательное стихотворение Самуила Маршака: «Когда вы долго слушаете споры / О старых рифмах и созвучьях новых, / О вольных и классических размерах, - / Приятно вдруг услышать за окном / Живую речь без рифмы и размера, / Простую речь: «А скоро будет дождь!» // Слова, что бегло произнес прохожий, / Не меж собой рифмуются, а с правдой. / С дождем, который скоро прошумит».

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Новые гости сумского «теремка»

В городской галерее прошли выставки Людмилы Невожай и Светланы Качуровской

ДлЯ Людмилы Невожай - это была первая персональная выставка, у Светланы Качуровской их было более четырнадцати. Выставки совершенно разные по теме, технике, стилю, темпераменту. Но и той, и другой, как в теремке... Читати статтю повністю