Культура

Без плана, но по своей арт-тропинке

Ирина Проценко: «Стоит отражать не истерику социума, а красоту жизни, человека»

ТворЧество художника подобно многолетнему дереву. К каждой выставке оно зеленеет молодой листвой, но воплощается всей полнотой своего творчества. А как же годовые кольца роста? О периодах творчества мы беседуем с художником Ириной Проценко. Какие были периоды в ее творчестве?

- Когда еще не знаешь жизни, но чувствуешь свои силы, возникает уверенность, что художник непременно должен отражать время, повседневность. И я прошла через это. Я и в союз вступила экологическими «пост-чернобыльскими» темами картин. А потом, со временем многие из тех мрачных полотен я записала или уничтожила. Пришла к убеждению, что мне не стоит отражать истерику социума. Надо быть выше этого, вне этого. Да и каждому свое - свое предназначение в искусстве.

- А что надо отражать?

- Все же - красоту жизни, человека. Чувства, отношения. Тонкости отношений. Недосказанность, эмоциональные касания. Никогда не будет досказанности в отношениях. И все это - в природе. С природой. Отсюда - «цветы и люди». Эта летняя выставка в облегченным жанре, такого себе релакса. Мне не интересно отражать то, что происходит в социуме, в политике. А происходит много лжи. Даже работа «Лот и жена Лота, которая не оглянулась» - картина с прошлой выставки - хотя и отражает то, что может произойти, - гибель планеты, тем не менее, оптимистична. Жена Лота не оглянулась, не превратилась в соляной столп, а значит, человечество продолжится.

- Есть ли ощущение, что и этот период, который можно условно назвать «Люди и цветы», закончился?

- Нет, он продолжается. У меня всегда было два направления: реальность и миф. Есть, правда, и карикатура - отдельным блоком. Этот жанр особенно обогатился, когда работала в газете «Ваш Шанс» и рисовала для рубрики «Юмор». Так что миф и реальность - два главных направления. В этом году получилось так, что я показала их не на одной выставке, а на двух: на одной «миф» обыграла с абстракцией, в которой передала дух этих философских картин. А через полгода - «реальность». Только уже с цветами. Там абстракция подчеркнула мои фигуративные мифологические сюжеты, мои «рассказы» о человеческих отношениях. А сейчас реальность без особого философствования. Но в поддержке цветочных натюрмортов.

- Но были же периоды, когда вы писали другие картины и по колориту, и по содержанию.

- Были очень светлые. На два тона выше. «Мальчик спящий», «Фантазер». Душе так требовалось. Это было после травмы. Если Фрида Кало рисовала свои ужасы, то я выходила из травмы позвоночника, сублимируя в свет. Начинала себя чувствовать. Больше двигалась. И писала такие светлые картины.

- Обычно по окончании периода творчества бывает опустошенность, кризис, потом - возрождение в новом качестве. Было ли чувство исчерпанности после этих выставок?

- Нет, не было. Приятная усталость. Как после велопутешествия. Счастливая усталость. Просто знаешь, что нужно немного передохнуть. Опустошенность была раньше, когда были госзаказы - большая, ответственная работа для заработка - монументальная и станковая живопись. Стараешься делать качественно, грамотно, удовлетворить контроль специалистов и заказчиков. Бывала даже болезненная опустошенность, потому как ты берешь кусок энергии из свободного творчества. Ты ставишь какие-то рамки своей свободе. Ты ограничил свою свободу, потратил на это время и творческой энергией поделился с заказом, с тем, что стоит денег. А деньги не могут компенсировать ее. Хотя без них и не обойтись.

Сейчас опустошения нет. Наоборот. Ощущение, что выставка удалась. Концептуалисты под выставку целенаправленно пишут полотна. Я не отношусь к ним, но выставка получилась цельной. Перед этим удалась выставка, в которой я объединила абстракцию с фигуративной живописью. Возможно, я ее еще где-то покажу. В нынешней выставке немало картин из частных коллекций - с разными рамами, совсем без рам. Я боялась, что будут стены «рябить». Но, в целом, все получилось. Даже рамы не помешали. Получилось передать тепло и свет. Люди не него откликнулись, «отзеркалили» - вот вам и концепция

- Тему следующей выставки можете обозначить?

- Не могу. И не считаю нужным планировать. Я, повторюсь, совершенно не концептуальный художник. Может, в этом и концепция.

- Со временем роль тех или иных авторитетов, в которых художник видит своих учителей, меняется. Кого бы вы сейчас могли назвать своими учителями?

- Никого. Могу кем-то восхищаться. Например, Бато Дугаржапов, импрессионист. Я в восторге от его живописи. Блики воды, температура воздуха - несколько мазков и все. Может, где-то на подсознательном уровне как-то на меня и повлиял, не знаю. Но вряд ли. Было время, Монтсеррат Гудьол на меня очень большое впечатление произвела. Мне нравился ее лаконизм и статика. Но мои работы иные. У меня нет кумира. Влияет влюбленность, может быть. Когда человек влюблен, его любят - он уверен в себе. Когда его творчество востребовано - появляется уверенность. И даже техника живописи меняется.

- Чем Бато Дугаржапов повлиял?

- Ничем. Я просто им восхищаюсь, и все. Нет, я никому явно не подражала. Тенденция времени как-то влияет, и ты внутренне, во времени перестраиваешься. И все-таки у настоящей живописи не бывает устаревших полотен. Взять этюды Дейнеки, Мыльникова, Моисеенко. Этюды, не картины - там заметна дань времени, внешний контроль, отчетность перед социумом. А этюды свободные. Ведь и сейчас так пишут! Думаю, если бы я чувствовала, что уже не интересна, моя внутренняя арт-тропинка сама вывела бы в нечто иное. Но специально я бы не создавала какое-то шоу. Возле картины не танцевала бы.

- Поскольку все идет, как идет, надо полагать, продолжатся и портреты?

- Если будут заказы. Портретный проект «Лица Сум» окончен. Знаете, отдельные люди стали относиться к проекту потребительски - «это тут художник рисует бесплатно? А почему ему большой портрет, а мне маленький?». И набралось этого... Но отдельные портреты всегда будут - люблю наблюдать за людьми и внепланово писать их. Планирование - рамки творческой несвободы.

Интервью провел Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

На Сумщине планируют открыть первый в Украине парк ленд-арта

Об этом сообщил глава Сумской облгосадминистрации Роман Грищенко, посетив 23-й ленд-арт-симпозиум «Простір Покордоння», проходящий сейчас в с. Могрица Сумского района. Посмотрев творческие работы участников симпозиума, Р.Грищенко отметил, что, к сожалению, созданные во время симпозиума... Читати статтю повністю

В галерее BureauArt - выставка живописи

Название выставки «Арвест» в переводе с армянского - искусство. Представленные на выставке новые и обновленные картины Эрика Айрапетяна написаны в характерном для художника стиле, в котором соединились пластика и декоративность его монументальных работ с красочностью и фактурностью... Читати статтю повністю