Культура

Знакомьтесь: Mishmix Studio

14-летний сумчанин создал любительскую студию, которую уже знают далеко за пределами Сум

Михаилу Грищенко - 14 лет. Он увлекается фотографией и созданием видеофильмов. Ему помогает вся семья. Вместе они создали любительскую студию и уже добились немалых успехов.

«Вот простая вещь - шарф. Кто-либо из вас задумывался над процессом изготовления ниток, из которых он сделан? Так вот, попробуем вас удивить. Сейчас на ваших глазах будет происходить настоящее волшебство», - младший брат Михаила, Иоаким Грищенко приглашает зрителей в гости к жительнице Старого села Нине Ивановне Назаренко. Она расскажет и покажет, как прядут нить.

Новый фильм Mishmix Studio называется «Крутись, прядка» и посвящен мастерству ручного прядения. Это второй фильм проекта «Слобожанские самородки», созданный студией. Первый, «Гармошка», был посвящен мастеру-самоучке по ремонту гармошек, баянов и аккордеонов Павлу Александровичу Белоусу. Но и сами авторы проекта с полным правом могут претендовать на то, чтобы один из фильмов проекта был о них.

Mishmix Studio почти три года. За это время создано около 20 небольших игровых и документальных фильмов. Михаил Грищенко выполняет работу режиссера, оператора, монтажера, фотографа, словом, на нем - почти все кинопроизводство. Брат Иоаким младше его на три года. Он незаменимый актер. За отцом - продюсирование и техническое сопровождение. За мамой - критический разбор и свежие мысли. Строг ли семейный критик, неведомо, а критики со стороны высоко отметили работу студии: 13-й польско-немецкий кинофестиваль «Один кадр - 2020» - третье место; Международный детский медиафестиваль «Дитятко-2020» (Харьков) - финал; детский всеукраинский конкурс «Чилдрен Кино фест - 2020» - в первой пятерке; документальный фильм «Мы просто другие» признан в 2019 году лучшим документальным фильмом на ХI Международном детском медиафестивале «Дитятко» и фестивале социальной рекламы «Iнший погляд» в Одессе. Впрочем, дело не только в призах. Ролики Mishmix Studio смотрят. Они интересны. Михаил Грищенко увлеченно работает, и работа делает из него личность. Собственно, потому и - самородок. С проекта «Слобожанские самородки» и начался у нас разговор.

- Миша, кто может принять участие в этом проекте?

- Мы показываем людей, которые обладают каким-нибудь талантом: рисуют, вышивают, поют, танцуют, ролики снимают, из пластилина лепят. Наверное, у каждого есть какой-то талант. При желании каждый мог бы поучаствовать. Дал Бог человеку талант, и он его не потерял, не зарыл в землю, продолжает его развивать. В этом смысл.

- А если Бог дал талант, а человек развил его с помощью учебы, это подходит под тему?

- Конечно. Пусть обращаются. В Старом селе много талантливых людей - поют, вышивают. Но когда мы предлагаем, отказываются, говорят: «Не надо, а то потом по телевизору покажут, еще соседи увидят!»

- Жаль. Хорошая бы память осталась детям, внукам, правнукам.

- У нас еще есть фотопроект «Старосельцы». Там мы просто фотографируем жителей Старого села, кому за 70, за 80 лет. Людей пожилых много, но на фотосъемку мало кто соглашается. Наверное, из-за стеснения. Но, думаю, это пройдет. Чем больше мы будем снимать, тем больше будет желающих.

- Где-то я прочитал, что вы планировали сделать выставку из фотографий этого проекта. Когда она состоится?

- Да, планировали, но помешал карантин. Мне кажется, нужно сделать еще несколько фотосессий и потом уже думать о выставке.

- У вас каждый человек представлен серией фотографий. Так будет и на выставке?

- Да. Если вы заметили, мы всех стараемся фотографировать за работой. Кто-то картошку чистит, кто-то на огороде трудится, кто-то табак в ступке толчет, вырезает что-то. Мы хотели показать, что с возрастом жизнь только начинается, набирает обороты. Чтобы никто не отчаивался, не разочаровывался, а продолжал жить лучше и лучше.

- Ваш фильм «Love is...» - как возникла его идея? Кто из участников охотней делился мнением?

- Идея не новая. У нас был похожий ролик года полтора-два назад. Я тогда был на курсах у режиссера Валерия Балаяна. Мы сняли документальный ролик «Поезд следует без остановок». Там людям разного возраста задавали вопрос, о чем они мечтают. И мы решили сделать похожий ролик с вопросом «Что такое любовь?». Идея пришла маме. Охотней делятся своим мнением, переживаниями, наверное, взрослые. А дети... Когда мы снимали в школе, взрослые подсказывали детям, что говорить. А когда мы снимали в садике, воспитательницы не мешали, но среди детей нашлись только одна-две девочки, которые смогли что-то сказать. Но это и понятно. Такой вопрос раскрывается с возрастом. Но следовало попытаться.

- Вы участвовали в польско-немецком фестивале «Один кадр». В чем его особенности?

- У нас были лекции дистанционно на какую-то тему, например «внутрикадровый монтаж». Нужно было сделать съемку по теме и отправить фото или видео. А потом была финальная работа: снять одним кадром ролик на любую тему. Мы сняли ролик Dream hunters («Охотники за мечтой»). Там сыграли мои брат и друг. Ролик занял третье место.

- В чем сложность съемок одним кадром?

- Для меня сложность была в том, что в моем фотоаппарате нет автофокуса, и какую бы я диафрагму ни ставил, даже 16, все время фокус слетал. Допускается ускорение и замедление, титры, цветокоррекция, какие-то эффекты. В остальном - включил, отснял, выключил. Но есть и плюсы. Когда я монтирую ролики с двух камер, их нужно подгонять по балансу белого и т.д. А тут в плане монтажа все проще.

- То есть фактически монтаж происходит в голове во время съемки?

- Да.

- В марте прошлого года студии было два года. Вы говорили, что всего снято игровых и документальных фильмов...

- Больше 15.

- На сегодняшний день какие итоги? Как прошел 2020 год?

- Я даже не знаю, как 2020 год оценивать. С одной стороны, год прекрасный, потому что я в плане монтажа, 3D-моделирования, фотошопа сильно подтянулся. Но, с другой стороны, много конкурсов, съемок послетало. Из-за этого год был не особо продуктивным в плане контента. Мы переехали в село, пока освоились...

- Какие фильмы вам больше нравится снимать, художественные или документальные?

- Художественные ролики. В художественных роликах, мне кажется, больше творчества.

- Чтобы работать с актерами, нужна соответствующая подготовка...

- У меня есть брат, который почти в каждом ролике снимается. Повезло, что он хороший актер. Во всяком случае, мне так кажется, родителям и друзьям - тоже. Но есть один минус: он хороший актер, только когда ему заплатят тортиком, конструктором лего или чем-то еще. (Смеется.) Я снимаю с двух камер. Одну на штатив ставлю, а второй снимаю сам со стабилизатора. Если что-то идет не так, я переключаюсь на другую камеру. У нас каких-то суперсложных сцен не было. Та же сцена в магазине (ролик «Смачна гидота»)... Нужно было просто проводку сделать, каких-то сложных операторских, режиссерских задач не ставилось. Этот ролик мне, честно говоря, не очень нравится.

- Собираетесь ли вы получить режиссерское образование? Каким видите свое будущее?

- Себя вижу режиссером, монтажером или оператором. Честно говоря, еще не определился. Мне нравится и одно, и другое, и третье. Наверное, буду учиться на режиссера, поскольку их учат и операторскому искусству, и сценарию, и монтажу. Пока я могу проходить только какие-то локальные курсы, например, «Гражданская видеожурналистика» - мне он больше всего понравился - или занятия на конкурсе «Одним кадром». Пока я могу обучаться только так. Там рассказывали и о сценарии, и о музыке, о композиции.

- А какие технологии хочется

освоить?

- Пока все упирается в технику (фотоаппарат, микрофоны). Компьютерные технологии я неплохо освоил: 3D-моделирование, музыку сам писал, почти все, что требуется, я могу повторить, а вот с аппаратурой - проблемы. У нас есть фотоаппараты, которым по 10 лет, они предназначены для фото. Видео на них пишется через такие костыли! Но пока других вариантов нет.

- Вы говорите, пишете музыку. А если подобрать готовую?

- Если есть подходящая музыка, могу ее переделать, в нужных местах расставить акценты. Но искать музыку очень долго, и не всегда находится правильная. Иногда останавливаешься на варианте не самом классном, потому что та - с авторскими правами, у той ритм не подходит. Или еще что-то. С музыкой, наверное, самая большая сложность.

- Вы изучаете композицию?

- Все, что есть по композиции в открытом доступе, я так или иначе изучил. Я не могу сказать, что у меня теперь будет все идеально, поскольку что-то могу забыть, что-то не применить. Но я стараюсь в каждом ролике добавлять что-то новое, какой-то трюк или эффект. Конечно, чтобы это было к месту.

- Мы заметили, что съемках вы используете дрон...

- Недавно купили относительно недорогой квадрокоптер DJI MAVIC MINI и снимаем с него дополнительные кадры.

- Уже наигрались или нет?

- Наигрались после второй съемки. Мы пошли снимать архитектуру - храм, и дрон невероятным образом завис на козырьке размером 10 см и вдобавок еще перевернулся - не взлететь. Чуть ли не кран хотели привозить. Потом альпинист знакомый помог, залез и снял. Это был ужас. После этого я наигрался надолго. Управление слетело вообще непонятно как. Это была загадка.

- То есть сейчас вы используете его только по необходимости?

- Могу согласиться с тем, что иногда есть лишние кадры с дрона. Поскольку, когда ты заплатил за какую-то функцию, хочется максимально раскрыть ее потенциал. Даже если это не к месту.

- В фильме «Крутись, прядка» вы показали Нину Ивановну за работой, которой в старину «женщины были заняты 5 месяцев в году». Но ведь Нина Ивановна принадлежит к послевоенному поколению, окончила школу, получила специальное образование и 28 лет проработала заведующей сельским быткомбинатом. Именно через эту работу раскрылась ее жизнь.

- Если мы будем рассказывать историю человека, это будет мало кому интересно. У каждого есть бабушка, прабабушка, и они таких историй могут рассказать десятки - если не сотни. А если взять конкретный инструмент или технологию древнюю, которую видели только в музее, это интересно.

- Не в технологии дело. Рассказывая о человеке, мы не можем его оторвать от той жизни, которой он тогда жил. Вы говорите, что у каждого - своя история. В том и дело. Показать бы частную историю так, чтобы она была интересна всем, сделать бы обычного человека интересным. Не прялку (хотя это тоже интересно), а самого человека. В том числе и самому себе.

- Я, наверное, с вами соглашусь в этом. Но до этого нужно дорасти. Переосмыслить.

Интервью провел Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

Чтобы школьники были здоровыми!

Сумская школа №9 поучаствовала в спорт-челлендже в рамках проекта HealthySchools

Не секрет, что здоровье подрастающего поколения украинцев

оставляет желать лучшего. Малоподвижный образ жизни и неправильное питание, а тем более вредные привычки не лучшим образом воздействуют даже... Читать статью полностью

Пресса: через пространство и время

В фондовом собрании Сумского областного краеведческого музея хранятся интересные периодические издания конца XIX - начала ХХ в., среди которых - экземпляр газеты «Новое время» от 22 декабря 1912 г., посвященный новогодне-рождественским праздникам, в свое время принадлежавший одному... Читать статью полностью

Новый буклет о музеях Сумщины

Управление культуры Сумской ОГА представило буклет «Культурные сокровища Сумщины: музеи и заповедники».

В красочно оформленном издании приведены краткие сведения о 17 музейных учреждениях, где находится более 200 тысяч оригинальных экспонатов государственной части Музейного фонда... Читать статью полностью











Новости
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Новости
Товары