Ділова розмова

Куда ушел сумской лес?

Область чуть не лишилась годового объема плановой древесины

В бытность губернатором В.Щербаня в ВШ поступало немало сигналов о том, сколько сумского леса идет под нож и вывозится в донецком направлении.

Упоминание председателя облсовета Вячеслава Шапошника о сложной ситуации с реализацией леса-кругляка, выращенного на Сумщине, и в наши дни не могло не взволновать сумчан. Поэтому мы решили более подробно побеседовать на эту тему с директором КП «Фонд развития АПК области», членом постоянной депутатской комиссии по вопросам земельных, водных ресурсов, лесного хозяйства, экологии и

окружающей среды облсовета ВЛАДИСЛАВОМ ЛУГОВЫМ:

- Если обрисовать ситуацию в двух словах, то наша область едва не лишилась годового объема леса от плановых рубок. Вся древесина могла быть скуплена одной структурой и вывезена из региона. В конце 2005 года вышел приказ Госкомитета лесного хозяйства Украины о том, чтобы реализовывать лес в областях на конкурсной основе через проводимые ежеквартально аукционы. Это было долгожданное и очень мудрое решение. С тех пор госпредприятие «Сумылес» и муниципальное «Агролес» стали продавать часть древесины от плановых рубок через аукционы, а часть перерабатывалась на местах. Если говорить об объемах продаж, то в «Агролесе» они незначительные, а вот «Сумылес» за год реализовывал до 600 тыс. кубометров древесины. Торги лесом в области удалось наладить не сразу. Поэтому в конце того же 2005 года на Сумщине при ОГА была образована специальная комиссия, в состав которой вошли представители ОГА, обоих лесопользователей и двух ассоциаций деревопереработчиков области, которая организовала работу. На торги древесиной в нашу область стали приезжать покупатели из Киева, Харькова, Днепропетровска и других регионов.

Так было до конца 2006 года. Именно в этот период изменился руководящий состав Госкомитета лесного хозяйства, и действие вышеназванного приказа было приостановлено. Вместо него стали готовить новый, а пока комитет принял решение отстранить организаторов аукционов в областях, а весь годовой объем леса за 2007 год сконцентрировать на одних аукционных торгах в Киеве. Причем это касалось не только нашей области, но и других регионов Украины.

Наш лот, например, сразу составит все 600 тыс. кубометров древесины. Чтобы его выкупить, надо заплатить колоссальную сумму. Причем для участия в этих торгах необходимо предварительно внести 5% от стоимости лота. Это - миллионы гривен. Значит, купить наш лес сможет только очень мощная структура, которых в Украине буквально единицы. То есть в стране сразу же образуется монополия владельцев лесоматериалов. Что будет дальше? Либо лес уйдет за границу, и наши лесопереработчики вообще останутся без сырья (кстати, у нас в области 350 предприятий по переработке леса). Либо на местах придется втридорога покупать через Киев выращенный в наших же краях лес-кругляк.

Наш облсовет и ОГА, конечно, поняли всю пагубность ситуации. В Кабмин ездили делегации от Сумщины, были написаны обращения к народным депутатам. Такое же несогласие и негодование по поводу решения лесного ведомства высказали и руководители других регионов. Поэтому план концентрации и продажи лесосырья в одни или несколько рук в декабре прошлого года не удался: продажу леса через Киев предотвратили. Но налаженный процесс был нарушен, время упущено, и сделки купли-продажи леса в первом квартале оказались неконтролируемыми. Комитет дал распоряжение руководителям госпредприятий на местах, в том числе и нашему «Сумылесу», проводить реализацию сырья по прямым договорам тем фирмам, которые он укажет. Не думаю, чтобы руководители подведомственных предприятий могли отказать или перечить...

Сейчас мы пытаемся выяснить, сколько и кому было продано древесины, снятой в результате самых качественных и таких, что больше всего ценятся специалистами, зимних плановых рубок. Что касается перспектив, недавно в Интернете появился новый приказ Комитета, где опять все возвращается к прежней схеме аукционной ежеквартальной продажи леса в областях. Если бы не было декабрьских, так сказать, происков, можно было бы и успокоиться. Но тревога за природные богатства области, ее не такие уж и бездонные ресурсы все же остается... А потому облсовет продолжает тщательно отслеживать ситуацию.

Елена Вовченко


п»ї