Культура

Виктор Шахов вызывает на спор

В городской галерее - выставка акварелей сумского архитектора

Рисование картин для Виктора Шахова - хобби, впрочем, тесно связанное с его профессией, и хобби давнее. Акварель - техника, которой обучают будущих архитекторов в вузе, а то, что Виктор Николаевич не остановился на уровне отмывок, а сделал ее увлечением и способом самовыражения, - его личный выбор.

Нынешняя персональная выставка - не первая. Уже были в Черновцах, Путивле и Сумах. Участвовал он и в совместных выставках. Виктор Шахов окончил в 1972 году архитектурное отделение Харьковского сельхозинститута. Работал в различных проектных институтах. Был районным архитектором Путивля, начальником отдела архитектуры Сумского облисполкома, директором проектной мастерской в институте «Сумыагропроект». Сейчас он на пенсии, и хобби приобрело особую важность.

На 32 акварельных листах экспозиции - иллюстрации к произведениям Достоевского, Гоголя и Чехова, отклики на общественные веяния, отражение размышлений на вечные темы, пейзажи. Последние автор называет «заставками», включенными в экспозицию, чтобы ее разнообразить. Они действительно ее разнообразят, и не только. Если работы Виктора Шахова в целом выдержаны в мрачных тонах по цвету и по содержанию, то пейзажи вносят оптимистическое начало.

Экспозицию открывает картина «Жизненный путь». Автор о ней: «Человек начинает идти по зеленой травке, по цветочкам. Проходит время, наступает осенний период и уходит в зиму. Зимой оканчивается жизнь человека». Тропинка жизни проходит по мрачному лесу с голыми деревьями, над всем - тревожный багряный закат. Еще один лес - лес дымящихся труб и каменная пустыня человеческих жилищ («Люди, остановитесь»). И еще один дымный лес - «Человек, кому нужна твоя победа?». Названия некоторых других картин: «Страшно и холодно», «Вот и все», «Ничто не вечно под Луной», ее другое название - «Помни о смерти». На иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского - нравственно постаревший студент с топором и старуха «до» и «после». По словам Виктора Шахова, «в каждой работе он вызывает человека, который на нее смотрит, на спор с ним, автором, и на спор с собой. Пусть он либо согласится с художником, либо оспорит». И вот аргументы художника. Картина «За всех в ответе» - в узнике автор видит Василя Стуса и академика Сахарова. Картина, посвященная уважаемому автором гетману Мазепе, - на ней герой с юной крестницей Мотрей, к которой он воспылал любовью. «Так было» - три колоска в вымершем селе. Иллюстрация к рассказу Чехова «Скучная история». Ее герой «находится в семье, но тело его уже во власти сил, которые ему не подвластны. Он все понимает, в его глазах светится безысходная грусть. Он знает всему цену и вызывает нас на диалог: «Задумайтесь, люди! Ведь я один из вас, а вы вослед за мной!»

Виктор Шахов вызывает зрителя на спор и предлагает свои ответы. Но главный спор здесь идет, как нам кажется, не о проблемах экологии, политики и несовершенстве человека. Главный спор на выставке, считаем, идет между картинами, отяжеленными проблемами с банальными ответами, и - пейзажными вставками. Так вот, нам кажется, в этом споре победили «легкомысленные» вставки. А поскольку автор у тех и других один, то и победа остается за ним.

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Я просто делюсь своей любовью»

Читати статтюНаши впечатления об экскурсии Елены Гагиной в Сумском художественном музее

Порой о посещении художественного музея говорят просто: «Мы там были». То есть пришли, увидели, «омузеились». Но в музее не нужно бывать, в музей нужно ходить, как в театр или филармонию, - регулярно. И смотреть... Читати статтю повністю