Культура

А вы видели, как течет река?

В городской галерее - обзор ленд-арт-симпозиума и выставка Ярославы Майстренко

Симпозиумы «Про-стір покордоння» традиционно проходят в живописном месте возле села Могрица Сумского района, вблизи заброшенного мелового карьера. Тема нынешнего, XIV, - «Безупречный материал».

Ярослава Майстренко - автор многих известных ленд-арт-проектов. В галерее экспонируется фотоотчет о некоторых ее произведениях, созданных в рамках могрицких симпозиумов. Изюминка ее выставки - интерактивная инсталляция.

68 и 86

В экспликации к выставке сказано: «Организаторы предлагают участникам использовать лишь природные материалы и подчеркнуть своими работами красоту ландшафта. Создать образное послание человечеству - экологическое, социальное, общечеловеческое или личное как частицу планетарного». Знакомимся с результатами. Подвешенный к люстре на едва заметной нити, парит шар, сработанный Маргаритой Журуновой и Богданом Локатырем. Посреди зала - ажурные мигрирующие структуры Натальи и Олега Коханов. На стенах - фотографии произведений, созданных на симпозиуме, выполненные мастерами-фотографами: Викторией Тимошенко, Олегом Демьяненко, Сергеем Малюком. Они сами по себе представляют собой произведения искусства. По словам директора художественного агенства «Простір покордоння» Юрия Вишнякова, в симпозиуме приняли участие 68 творцов, приехавших со всей Украины (и один из США). Они создали 81 работу. «Или 86, - сразу же поправился Юрий. - Отчеты еще пишутся». Разночтение не удивительно, поскольку к работам относят «арт-объекты, перформансы, видео/аудиоарты, акции, инсталляции». Наверное, на таких «арт-тусовках» бывает трудно отделить объект творчества от природного, а поступки, совершаемые от избытка жизненных сил, от перформанса. Думается, первый и главный арт-объект симпозиума - сам симпозиум.

Первоначально ленд-арт возник в США в 60-х годах прошлого века в качестве протеста против коммерциализации искусства. Он отвергал привычные формы, в которых его, искусство, можно было присвоить, и обратился к вечной и независимой от человека природе. В самом простом виде художник направляет внимание зрителя на то, что в ней существует. Но у этого жеста есть автор и есть зритель, и потому он может быть коммерциализирован. А сам жест нарушает объективность природы. Это родовые противоречия ленд-арта. Чтобы донести «образное послание человечеству» хотя бы до небольшой его части, нужно сделать фотографии, видео, напечатать каталоги, провести выставки. Денег это стоит немало. Нужны меценаты. А меценатам - сторонний доход. В нынешнем году симпозиум впервые получил финансирование Украинского культурного фонда. Что-то добавили депутаты и город. Как видим, за прошедшие полвека совсем избавиться от коммерциализации ленд-арту не удалось. Она присутствует, хотя и неявно, опосредованно. И все же могрицкий ленд-арт-симпозиум, на наш взгляд, напоминает арт-пикник, арт-игру. Не уверены, что все созданные здесь арт-объекты можно отнести к художественным произведениям, но то, что он способствует раскрытию творческих сил участников, - несомненно.

«Проявление»

Так называется выставка Ярославы Майстренко. Для нее ленд-арт - основной род художественного творчества. Ярослава окончила Харьковскую академию дизайна и искусств, защитив диплом по ленд-арту. Как бы критично мы ни относились к этому направлению современного творчества, то, что делает Ярослава, на наш взгляд, - художественное творчество. Хотя ее объекты, казалось бы, меньше всего похожи на привычные произведения искусства и не столь хитроумны, как работы коллег по симпозиуму.

Посетителей выставки встречает авторское предисловие: «Иногда можно быть наблюдателем того, что происходит вокруг, и этого достаточно. Дышать, идти, плавать. Смотреть на воду, которая течет, воздух, которым мы дышим, землю, которая дает урожай. Того, что мы можем почувствовать, коснуться и увидеть, бывает - достаточно». Невольно вспоминается заветная фраза, которую придумал приятель художника из рассказа Андре Моруа «Рождение знаменитости»: «А видели вы когда-нибудь, как течет река?» Художник должен был глубокомысленно произносить ее в ответ на вопросы посетителей выставки выдуманной приятелем «идео-аналитической» школы живописи. Но, как ни странно, в этом есть смысл. Обогащаясь знаниями, человек обедняется переживанием жизни. Искусство может ему это вернуть. Ярослава старается обратить внимание на простые вещи: «У меня простая концепция - любование природой. И для меня это - остановиться и запомнить. И донести до зрителя. Чтобы он обратил внимание на то, в каком прекрасном мире мы живем».

Этим, по большому счету, и занимается искусство. Проблема в том, как это сделать? Как обратить внимание? Причем обратить внимание человека, обогащенного знаниями, - для него вода течет не так, как для человека невежественного. Как вернуть ощущение красоты тому, кто знает темные и светлые стороны жизни? Не впадая в животную «невинность», а суммируя знания веков и преодолевая их тяжесть. Ярослава выбрала ленд-арт. Глядя на фотографию ее арт-объекта под названием «Соединение», проникаешься уважением к деликатности, с которым она относится к природе. И эта деликатность оказывает на зрителя большее впечатление, чем проекты, которыми смело вгрызаются в природу иные участники симпозиума.

Отдельно отметим так называемую интерактивную инсталляцию, устроенную Ярославой Майстренко в галерее. Сначала на стене висела большая фотография с вертикальной полоской чернозема. 17 августа от нее через весь зал протянулась дорожка земли. Ее засевали зерном. Начали посев депутаты: облсовета и горсовета. Посеянное ими загребали грабельками дети. Идея инсталляции выражена пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь» или библейским: «По плодам их узнаете их». Если землю не забудут полить, в галерее вырастет трава. Ну, а плоды иных дел можно увидеть, созерцая жизнь нашу. Для этого нужно остановиться. А остановившись, посмотреть вокруг. Вспомнить, кто и что сеял. И увидеть, что взошло и растет.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

На Сумщине установили национальный рекорд

Почти 113 тысяч украинцев одновременно исполнили гимн Украины под открытым небом. Тысячи людей собрались 20 августа на холмах поселка Подопригоры, чтобы вместе отпраздновать 30-летие Независимости Украины. Фестиваль в Подопригорах уже семь лет подряд объединяет не только жителей Сумщины,... Читати статтю повністю

Национальный: быть! Но как?

Сумской театр драмы и музыкальной комедии им. Щепкина открыл новый, 89-й сезон

К открытию была подготовлена большая концертная программа «Ты в сердце моем, Украина», посвященная 30-летию Независимости. Она состоялась 21 августа в большом зале театра. А 23 августа на парапете театра... Читати статтю повністю

В Сумах представили пятый том «Великої спадщини Сумщини»

Пятый том серии «Сумщина. Велика спадщина» под названием «Проза (от ХХ в.)» презентовали в конгресс-центре СумГУ. Известный сумской литературовед, педагог и краевед Юрий Пятаченко - составитель книги - сообщил, что в томах «Поэзия», «Проза (до ХХ в.)» и «Проза (от ХХ в.)» представлены... Читати статтю повністю

Сумские альпинисты покоряют высочайшие вершины

После сообщения об июльском восхождении Владимира Рошко на пик Ленина в августе наши альпинисты порадовали рядом труднейших покорений. Хроника событий на страничке «Сумской альпклуб» такова: «Тихо и скромно парни Виталий Фисько, Ярослав Рева, Дяк Дячек и Юрий Дудка сходили на Ушбу!... Читати статтю повністю