Культура

Поколению альфа - от поколения игрек

Юлию Исай мы встретили на празднике Дня города. Она показывала детские книжки волшебных историй с картинками. Оказалось, есть у нее истории зимние и весенние, а летние и осенние еще впереди. Автор - Зои Линска. Она же - Юлия Исай.

Тут же у стола с книгами возник разговор о современных детских сказках. Он нам показался слишком важным, чтобы вести его между прочим. Позже мы специально встретились с Юлией, чтобы его продолжить. Нас, например, интересовало, зачем придумывать новые сказки, если так много старых? Какими должны быть сказки для нынешних детей?

Скажем сразу, мы не во всем согласны с Юлией Исай. В частности, с характеристикой нынешних детей и делением на поколения, которым она пользуется. Но нам было интересно мнение современного детского писателя. Впрочем, Юлия считает себя не столько писателем, сколько автором сказочных миров. А с чего все началось? Как это ни странно - с рекламы.

Автор сказки или автор книги?

- У меня два образования: первое - учитель биологии и географии, второе - маркетинг, менеджмент. Долгое время я работала в рекламе. У меня было свое рекламное агентство. Но хотелось взяться за какую-то важную для общества задачу. Выполнять миссию. Когда возникла идея создавать книги, я уже знала, как это делать и структурно, и поэтапно. Ведь это большой, сложный процесс. Появился и немалый опыт общения с детьми. У меня двое детей. Старшей, Алисе, - восемь с половиной. Когда она была еще совсем маленькой, мы много читали. Но она все равно просила рассказывать ей истории. И вот - ноябрь. Ребенок просит: «Мама, расскажи историю». Я рассказываю что-то о снежинках. Она: «Домой нельзя, они же растают». Тогда и возникла идея создать понятную для ребенка такого возраста книжку. Идея обрела масштаб: должны быть картинки, качественная полиграфия, различные языки, аудиоверсия. И все получилось. Тогда, на празднике города, приятно было услышать от девочки, увидевшей книгу: «Вау!»

- В вас живут специалист по полиграфии и специалист по рекламе, а какую часть занимает сказочник?

- Все пять лет, пока шла работа над книгой, автор занимал все 100%. Потом пришел черед других. Возможно, они больше на виду. Автор стесняется. «А вдруг не понравится! А вдруг скажут: «Плохо!»

«Все сказки годятся»

- Вам самой сказки читали или рассказывали в детстве?

- Мама читала, конечно.

- Какие сказки вы запомнили? Что на вас произвело впечатление? Может, есть любимая?

- Я любила «Незнайку». Позже читала и своему ребенку. Народные сказки меня пугали. Я очень плохо после них спала. И вот от этого я хотела уйти.

- «Три поросенка» относится к страшным сказкам?

- Для меня она больше страшная. Там много негатива. Сейчас дети немного другие. Современный мир полон тревог.

- Вы считаете, что и сказки у них должны быть другими? Старые сказки, даже адаптированные, такие как «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Тараканище», они годятся?

- Все годится. Не только мои книжки. (Смеется.)

Все, но не для всех

- И все же - какой, на ваш взгляд, должна быть сказка для современных детей?

- Не в моих силах изменить мир. Он будет идти по пути аутизации. Это неизбежно. Видите, моя книга больше для девочек, в частности для «мечтательниц и фантазерок». Это такой индивидуальный подход. Там создана атмосфера уюта - мама в окно смотрит, рядом есть взрослый, есть седло безопасности (из сказки)... Потому что они очень тревожные, эти дети. Это чувствительные, нежные личности, которые легко травмируются. И я учитываю моменты, которые для них важны, например важность командного духа и бесценность дружеской поддержки. Нужно уметь договариваться. Вместе искать пути решения. Идти шаг за шагом. Это основная тема этой серии. Современная сказка должна быть индивидуализирована, должна учитывать особенности ребенка, то, каким он растет и каким станет.

- Может, правильней действовать по принципу дополнения, чтобы ребенка развить за пределы его так или иначе состоявшихся особенностей?

- Может быть. Но опираться при этом нужно все же на его особенности.

- Не кажется ли вам, что при таком подходе есть момент конструирования? В художественном произведении герои живут, почти независимо от автора. Пушкин писал: «Над вымыслом слезою обольюсь...» А когда мы конструируем героев, они остаются схематичными, деревянными. Герои не живут, а преподносят себя. Я вижу за сказкой маму, которая очень беспокоится за своего ребенка, которая хотела бы, чтобы ему было комфортно и чтобы он был послушным. Получается, она не для ребенка, а для мамы.

- Дети, для которых написаны книжки, достаточно самостоятельны. Но им нужна опора, которая бы помогала им возвращать себя, восстанавливаться. Им необходим безопасный мир. Потому что они очень чувствительные, очень восприимчивые к боли. Они эмпаты. Есть разные поколения. На них влияет разное: вы, скорее всего, - «х», я (следующее поколение) - «y», наши дети - это «альфа». Они совсем по-другому чувствуют мир и себя в нем. Они экоответственные, это будущие взрослые, которые будут стремиться к всеобщей гармонии. Дети-эмпаты пропускают через себя боль мира, но они должны уметь восстанавливаться. Как раз такие миры их восстанавливают. Это я по себе и по детям знаю.

Не для всех, но для всего мира

- Вы говорите, что современная сказка должна учитывать особенности аудитории. Но ваши сказки лишены особенностей места и времени. Там нет Сум, нет Украины и т.д. Там и праздники не наши: говорят о Санта Клаусе и отмечают День св. Валентина. Может, и в этом должны учитываться особенности?

- Может быть. Но, знаете, наши современные дети уже не чувствуют этой границы, где наше, а где - их. Им понятен Санта Клаус, День Валентина - это уже их праздник. Для них дом - вся планета. Границы расширились.

- Так, может, их приземлить немножко?

- Есть другие авторы. Которые приземляют. Пожалуйста. Возможно, это будет в будущем. Но сейчас я не хочу идти по этому пути.

- Людям интересно то, чего у них нет. Им интересно, что там, в Африке, не такого, как у нас. Если они получают книгу из Украины, им интересно, что же там такого особенного? А мы им - да у нас все такое же.

- Это не совсем так, в моих историях лишь однажды вспоминается Санта. Я бы сказала, что мои сказки о понятных для всего мира ценностях. Мы прожили три года в Германии. Может, еще и оттуда эта тема, что нет границы. Честно скажу: наше общество очень закрытое на самом деле. Оно погрязло в каком-то меганегативе. Виновата страна, мир, что нам так плохо. С помощью негатива легко

управлять. И направлять, куда нужно. Держать на уровне нижнего удовлетворения физиологических потребностей. Современные дети другие.

- Хотелось бы, чтобы были другими. Вы издали книгу на четырех языках...

- Да, у нас целая команда работала, и мы создали книгу в нескольких языковых версиях. Кстати, это будет полезно тем, кто изучает язык. Все равно мы должны продвигаться и в другие страны. Книга не является продуктом первой необходимости. Давайте смотреть правде в глаза. Если я не смогу реализоваться и коммерчески, то этот проект будет последним. А еще у нас есть прекрасная аудиоверсия. Она выложена в Интернете. Некоторые слушают, а потом просят книжку.

Продолжение будет!

- Продолжение будет?

- С иллюстратором Леной Лион мы планируем сделать еще две книги в этом стиле (четыре времени года). Следующая книга - летние волшебные истории. Первая ее тема - эмпатия. Вторая - природосбережение. Третья история - благодарность.

- Книжки нередко дополняют жизнь. И авторы тоже дополняют себя книгами: романтик - расчетливостью, расчетливый - романтикой. Конан Дойль с его проницательным Шерлоком Холмсом попался на простенькой фотофальсификации и поверил в реальность эльфов. А вы себя тоже дополняете?

- Я взрывная. Во мне всего много. Хотелось, наверное, себя структурировать. Но структурность ребенку не понятна. Она больше для мам...

А впрочем, кто знает, что понимают эти «альфы». В качестве резюме приведем вопросы, с которыми автор «Волшебных историй» обратилась к своим будущим читателям: «Декілька років тому, багато читаючи своїй маленькій донечці, мені захотілося створити свій казковий світ, у якому цікаво і маленькому слухачу, і дорослому читачу, для формування фантастично-феєричних спогадів з дитинства та батьківства. А чи знали ви, що креативність, високий рівень емпатії та гнучкість мислення - конкурентні переваги дорослих з найближчого майбутнього? А книга - найкращий тренажер для розвитку мозку маленьких фантазерів?»

Надеемся, эти вопросы еще больше вас озадачили и за ответами вы обратитесь к книге.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

В Сумском академическом - новый главреж

ПоЯвились результаты конкурса на замещение вакантных должностей в Сумском национальном академическом театре драмы и музыкальной комедии им. Щепкина.

Итак, победил и будет главным режиссером театра Андрей Май. На должности режиссеров-постановщиков назначат Дмитрия Некрасова и Владислава... Читати статтю повністю

«Oh no, it’s a plastic»

В арт-пространстве на Покровской, 5, проходит выставка фото/видео-арта Милы Овсиенко

В переводе - «О нет, это пластмасса». Как ясно из названия, в центре внимания выставки - пластмасса. Но отнюдь не в качестве достижения науки и технологии, а как проблема. Проблема утилизации. Экспозиция... Читати статтю повністю