Культура

Не стоит на месте: справа налево

В городской галерее проходит выставка работ художника Леонтия Костура

Основу экспозиции «Ворожба» составляют живописные работы, выполненные художником в последние два года. Их дополняют несколько керамических скульптур. Особый интерес у посетителей вызывают панно на основе клинкерного кирпича.

Леонтий Костур родился в 1947 году в с. Теклевка Шаргородского района Винницкой области. Долгое время работал в России. В Сумах проживает с 1990 года. Уже здесь художник занялся керамикой, выработав оригинальный стиль, названный его именем. В последнее время успешно сотрудничает с предприятием «Керамейя», применяя заводские технологии для создания художественных произведений.

Уверены, большинство читателей если не знакомы с творчеством художника, то слышали о нем. Причем слышали разное. Поскольку отношение к нему колеблется от крайне восторженного до крайне негативного. Но безразличным оно не оставляет никого. На вернисаже 28 сентября похвал не жалели: «гениальный», «такие художники рождаются раз в сто, нет, раз в тысячу лет». Было и такое: «Значительность его таланта подтверждается тем, что на выставку не пришел никто из Союза художников». Мысль остроумная и вызвала живой отклик у присутствующих. Правда, позже члены Союза художников подошли. И что же, талант Костура от этого стал менее значительным? Слова, слова... Конечно, все на свои места расставит время. Мы же осмелимся высказать предположение, почему работы Леонтия Костура у одних вызывают восторг, а у других неприязнь. На наш взгляд, то и другое обязано отрицанию, которое стало основой творчества художника.

То, что без отрицания нет творчества, - банальность. Отталкиваясь от существующего, преодолевая существующее - отрицая его, изобретатель создает новую машину, ученый открывает новые законы, а художник дарит переживание жизни. Получается, они отрицают переходящее для... утверждения вечного. Баланс между отрицанием и утверждением определяется многими вещами и не в последнюю очередь чувством меры художника и способностью ощущать веления времени. В одном из интервью Леонтий Феофанович вспоминал наставление известного ленинградского коллекционера Григория Левитина: «Вот смотри: работы художников времен Возрождения вроде бы похожи одна на другую, вроде бы выполнены в одной манере. Но различий между ними гораздо больше, чем среди современных художников, которые рисуют как хотят». Тонкое это дело - выбрать свою меру между отрицанием и утверждением. И непросто научиться ее видеть.

Отличия произведений Леонтия Костура от других заметны всем, ибо они - результат глубокого отрицания. Для одних это просто встряска, для других - боль. Мы не будем сейчас гадать, что заставило Леонтия Костура шаг за шагом идти по пути отрицания. Его студенческие графические работы напоминают кадры из поэтических мультфильмов Юрия Норштейна «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель». Нынешняя его живопись - это композиции, созданные из отшлифованных годами образов-символов на шахматной доске жизни. Теплота прежних форм уступила место жестким «хитиновым» конструкциям. Поэтическую правду сменила горечь.

Творчество Леонтия Костура иногда называют наивным - как у Нико Пиросмани или Марии Примаченко. Но нет, для наивности Леонтий Костур слишком изощренный художник. Кто-то видит в его работах влияние архаического искусства Триполья или Киммерии. Наверное. Хотя с таким же успехом можно было бы узреть в нем искусство австралийских аборигенов. Это и не «дохристианский быт и образ жизни украинцев». Скорее это языческая фига в кармане той части нашего (и не только нашего) современного народа, которая никогда до конца не доверяет всяким и всяческим начальникам, как светским, так и церковным. «Ти собі думай, а ми собі знаєм». У Леонтия Костура это проступает явно даже в библейских сюжетах, что привлекает одних и отвращает других.

Будучи творцом, Костур отрицает настоящее, но смотрит... в прошлое. И все же, каким бы глубоким ни было его отрицание, как бы ни отпугивал негатив многих его произведений, само искусство является вещью положительной, если хотите, искуплением. Достаточным или нет, решать зрителю. Художник созидает свой мир, точнее свой взгляд на мир. Как ветхозаветный Бог на его картине «Сотворение мира». В Творце угадывается сам Леонтий Феофанович. Что не удивительно - по образу же, в стремлении подобия. Шагает он почему-то справа налево. То ли возвращается к истокам, обидевшись на человечество, то ли изображение читать нужно справа налево, как библейские тексты на арамейском языке.

Говоря об отрицаниях художника, заметим, что негатив нуждается в том, что отрицает. Как тень нуждается в солнце. И Леонтий Костур нуждается в нашем городе, хотя он, по мнению художника, серый и провинциальный, в Украине, у которой «нет потребности в полноценной духовной жизни», в родной Теклевке, хотя прибавляет к своей фамилии название районного городка Шаргорода («Костур-Шаргородский»), в котором, впрочем, тоже не живет, в Союзе художников, в который не вступает, и даже в советском художественном образовании, которое ему так и не пришлось получить.

Леонтий Костур самообразовывается работой. А работает он, несмотря на почтенный возраст, много. Об этом свидетельствует хотя бы нынешняя выставка, которая вместила далеко не все произведения художника за два года. Радует успешное сотрудничество Леонтия Феофановича с «Керамейей». Панно, выполненные огнеупорной краской, представляются весьма перспективной техникой для монументального искусства. Возможно, именно это направление станет в ближайшее время для него основным. Леонтий Костур не стоит на месте. Хотя и шагает по-арамейски: справа налево.

Виталий Сергеев

P.S. При подготовке статьи использованы беседы Леонтия Костура с журналистом Александром Гвоздиком (сайт «Кобза»).


п»ї
Читайте в этой рубрике

В Сумах презентовали «Велетунські казки»

Читать статьюВ областном центре ярко и насыщенно прошла презентация книги о том, как научить детей беречь нашу планету. ВШ побывал на этом замечательном празднике, который оказался по-настоящему интересным не только детям, но и взрослым.

Итак, оказывается, главный герой книги «Велетунські казки»... Читать статью полностью

Светлая любовь осени

Читать статьюВ областном художественном музее им. Онацкого - тематическая выставка

Выставка в художественном музее посвящена осени. Осени - как времени года и осени как периоду жизни. Она называется «У осени разные лица».

Конечно, у весны тоже разные лица. И у лета. И у детей, и у молодых... Читать статью полностью









Новости
Реклама
Новости
Будь в курсе!