Люди

Пассажирский транспорт подорожал

Почему новый Сумской горисполком принял такое непопулярное решение

8 октЯбрЯ Сумской горисполком, как и обещал перевозчикам, рассмотрел транспортные вопросы, в частности утвердил новые тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте.

Напомним, что маршрутчики планировали с 1 октября перестать выходить на маршруты, если город не рассмотрит изменения в тарифы. Однако перенесли свою забастовку, поскольку городская власть пообещала вернуться к тарифному вопросу после окончания обсуждения регуляторного акта, касающегося тарифов.

Троллейбусы: новый тариф - с 16 октября

В итоге на заседании исполкома сначала говорили о стоимости проезда в коммунальных автобусах и троллейбусах. Ранее КП «Электроавтотранс» подавало экономически обоснованные расчеты на тариф в 10 грн. для троллейбусов, 9 грн. - для автобусов. Однако в итоге эти цифры превратились в единый тариф - 6 грн. (на автобусы и троллейбусы). Поскольку город будет компенсировать предприятию разницу между обоснованным тарифом и социальным. Компенсация из горбюджета составит примерно 80 млн. грн. в год. Помимо этого, КП «Электроавтотранс» продолжит бесплатно возить детей и льготников (по словам представителей КП, это еще несколько десятков миллионов).

Без вопросов, естественно, не обошлось. Так, профильный заммэра Николай Войтенко поинтересовался, уверены ли на КП, что депутаты выделят такие средства?

Однако директор «Электроавтотранса» Андрей Новик заявил, что на планово-бюджетной комиссии депутаты как раз и предложили вместо постоянной финансовой помощи предприятию продумать необходимую компенсацию разницы в тарифах. «Все обосновано. Сумма компенсации была озвучена депутатам, и они поддерживают такой механизм», - отметил он.

Новый тариф для коммунальных автобусов и троллейбусов вступит в силу с 16 октября текущего года.

А что маршрутки?

Средняя цена, которую предлагали частные перевозчики, в соответствии с их расчетами составляла от 9,9-11 грн. в обычной ситуации и до 13 грн. - с учетом карантинных ограничений (до Песчаного: 13,77 грн. и 16,67 грн. с учетом карантина). Однако на заседании исполкома снова-таки говорили о едином тарифе для большинства маршруток - 10 грн. (для школьников 1-4-х классов в течение календарного года - 5 грн.), из Сум в с. Песчаное и обратно - 13 грн. (для школьников 1-4-х классов - 5 грн.). Мэра Сум, к слову, на этом очень важном заседании не было. Так что, если что, это решение принимал не он, а члены нового исполкома... И надо сказать, они довольно серьезно отнеслись к нему, пожалуй, впервые вникая в каждую цифру и анализируя все возможные варианты. Но давайте по порядку.

Представитель отдела транспорта и связи объяснил, что все расчеты перевозчиков были проверены на соответствие методике. На претензии общественников, проверены ли сами данные перевозчиков (например, по количеству рейсов, машин и т.д.), он ответил - мол, чиновники могут проверять только, соответствует ли все, что подали перевозчики, Методике расчета тарифа и закону. А за данные отвечают сами предприниматели.

- А если они вам подадут информацию, что у них выходит в рейсы не 200 машин, а 300? Кто за это отвечает? То есть горсовет не собирается проверять, выполняется ли договор? Действительно ли есть все эти машины и ездят ли они по графику? Или мы платим за привидения?

Однако от имени перевозчиков Александр Запорожец объяснил: «Мы рассчитываем затраты на одного пассажира и конкретную машину. Мы не пишем в расчетах 200 шин, а только шесть, аккумулятор - один на одну машину, а не 12 и т.д. Расчет расхода топлива и всего остального делается на одну машину. А если говорить о ваших замечаниях, то чем меньше на линии выходит автомобилей, тем большая нагрузка на один автомобиль и на предприятие. Нам самим это невыгодно. Потому что определенный персонал (медики, механики, бухгалтера) задействуется на все машины (и если их выходит меньше, мы больше тратимся). Общественники часто говорят о том, что на линии выходят не все авто. Мол, мы на этом зарабатываем. Но тариф рассчитывается из расчета, что выходят все машины, а значит, и доход должен быть больше. А если они выходят не все - нам тоже невыгодно... К тому же сегодняшние цифры рассчитывались еще до карантина, они вообще даже не соответствуют нынешней ситуации! В расчетах стоимость топлива - 20 грн., а она сейчас - 35!»

Если на маршруте половина машин...

Однако общественный деятель Максим Корниенко не согласился с доводами предпринимателя: «На самом деле тариф рассчитывается не на одну маршрутку, а на определенный маршрут. Добавляется прибыльность, доход от другой деятельности, другие вещи, и все это делится на количество перевезенных пассажиров. Да, сегодня основная статья расходов - это заправка. Действительно, основания для повышения есть. Но расход топлива рассчитывается на 1 км перевозок и умножается на длину одного маршрута. Например, №3 (Героев Крут - аэропорт) - 10 км. Этот маршрут умножается на количество рейсов в день - грубо говоря, пусть будет 20. Умножается на количество машин на маршруте. Получаются дневные затраты. А потом добавляется все остальное. И проблема в том, что расчеты проводятся по нормативам и договорным условиям, а по факту эти затраты существенно меньше. Если говорить о маршруте №3, там должно ездить 13 машин, а на самом деле их не больше семи. Проверить и доказать это практически невозможно, потому что не выполняется условие договоров по GPS-мониторингу. Да, сегодня придется повышать стоимость проезда, но нельзя повысить и закрыть глаза на все остальное - мы это уже проходили. Каждое повышение тарифов сопровождается припиской «с целью повышения качества услуг». Но оно не меняется десятилетиями... Машин на маршруте - хорошо если половина, после 22.00 практически никто не ездит, никто не выдерживает интервалы между машинами. Даже Харьковский институт, когда делал анализ пассажиропотока, зафиксировал, что в будни - минус 30% маршруток на рейсах, а в выходные - минус 50%. Перевозчиков понять можно - они поступают логично, просто уменьшают свои затраты. Это бизнес. Но есть вопрос к отделу транспорта: насколько обеспечивается контроль выполнения договоров. Наши предложения - заставить работать отдел транспорта: на всех маршрутках должен быть GPS-мониторинг, нужно заставить маршрутчиков выполнять условия договоров. И если их на маршруте не 13, а шесть, то и расчет тарифа делать на шесть машин...»

Однако на эти доводы ответил член исполкома Владимир Фильо. Он напомнил присутствующим, что впервые на сайте мэрии были опубликованы все калькуляции по маршруткам. «И теперь каждый человек может просчитать все вещи, связанные с тарифами. Что же касается ваших аргументов, то если убрать половину машин, то у перевозчика уменьшится и количество пассажиров. В итоге тариф не особо изменится. А если говорить о цене на газ - ситуация вообще безвыходная...» - уточнил он.

«Я же деньги не рисую!»

Александра Запорожца претензии общественника буквально вывели из себя:

- Вы говорите о GPS. Но когда в октябре прошлого года поднялся вопрос о стоимости проезда, топливо повысилось на 300%, а билет подорожал на 2 грн... А за GPS я должен заплатить, и не только за это. Но тарифы нам не повышают настолько, чтобы они были экономически обоснованными. Например, даже сейчас мы говорим о стоимости топлива в тарифе 20 грн., а не 35. Ни единого раза исполком не принял расчетную стоимость проезда. Вместо 13 грн. на время карантина мы, опять же, рассматриваем 10 грн., и вам снова не так! Все равно вы этого не видите. Сейчас тариф не соответствует моей расходной части, мне приходится на чем-то экономить. Я же деньги не рисую: пока мне автомобиль их не привезет, я не смогу их никуда вложить. Можете сделать GPS, а я его потом куплю. И снова - если тариф мне это позволит. Дайте мне компенсацию, как троллейбусному парку, - и все будет!

В итоге, несмотря на жаркую перепалку между общественниками и перевозчиками, горисполком поддержал повышение проезда в маршрутках. А управляющий делами исполкома Юлия Павлик дала отделу транспорта и связи ряд поручений, касающихся, в частности, усиления контроля за соблюдением частными перевозчиками условий договоров, в том числе в части санитарно-технического состояния автобусов, соблюдения водителями и пассажирами карантинных ограничений.

Почему не переоборудуют транспорт под пропан?

Многие сумчане в соцсетях активно обсуждали проблемы с тарифами и повышением стоимости газа до 35 грн. Были и такие, кто предлагал переоборудовать «Руты» с метана на пропан-бутан (сейчас его стоимость - 17 грн. за литр). С полным пакетом документов. «За 40 дней переоборудуем все маршрутки в городе», - говорилось в сообщении. Мы также задали эти вопросы членам исполкома и вот что услышали.

- Вопрос переоборудования маршруток на другое топливо мы поднимали сразу - бутан-пропан или дизтопливо, бензин. На что перевозчики нам ответили, что данное переоборудование требует вложений. А еще сертификации. К тому же с самой процедурой могут быть сложности, так как это повторное переоборудование (изначально машины, по словам перевозчиков, уже переоборудовались под газ с бензина). Они были взяты на учет ГАИ, внесены изменения в техпаспорта. В принципе, по словам перевозчиков, они вообще не могут быть снова переделаны. Да, никаких законодательных актов они на этот счет нам не предоставили. Тем не менее, если даже допустить такую возможность, то это требует определенного времени. Покупка нового оборудования, его дальнейшая сертификация. Получается, мы должны допустить, что у нас месяц не будет ездить маршрутный транспорт. Мы поинтересовались у отдела транспорта и связи, какова часть перевозок маршрутным транспортом и коммунальным. Получили ответ: от 50 до 60% перевозят все же маршрутки. Потому, если мы остановим на месяц перевозчиков на переоборудование (а по 7 грн. они ездить уже не хотят, потому что цена газа - 35 грн.), получим, грубо говоря, коллапс. Пусть три недели, но у нас не будет ездить транспорт. В результате мы вынуждены были выбрать меньшее из зол и пойти на этот непопулярный шаг. А по 7 грн. (общественники тоже считали) никто возить не сможет, - рассказал Владимир Фильо.

Член исполкома Игорь Кушнир, со своей стороны, добавил: «Нынешние договоры перевозчиков действуют до марта 2022 года. Им осталось работать всего полгода. Никакие переоборудования по большому счету им сейчас и не нужны, как и дополнительные вложения. Горотдел транспорта будет готовить новые конкурсные условия. В них мы постараемся учесть все замечания общественников и продумать все нюансы по максимуму».

Сумчане протестовали против новых тарифов

10 октября жителей г. Сумы пригласили на митинг против новых тарифов в маршрутках. Начало было объявлено в 16.00 на площади Независимости. «Не будь равнодушным к своему кошельку» и за «Адекватные условия - адекватная цена», - призывали организаторы. Но так как информация о протесте появилась довольно поздно, по оценкам полиции, на мероприятие пришли около ста человек. Никто из представителей власти к митингующим не вышел...

В тот же день выяснилось еще некоторые забавные и не совсем приятные подробности. Как известно, исполком принял решение о повышении тарифа до 6 грн. в коммунальном общественном транспорте (троллейбусы и автобусы) с 16 октября.

Однако, как утверждают сумчане, некоторые работники КП «Сумыэлектроавтотранс» уже 9 октября начали брать с пассажиров новую плату за проезд. Об этом, в частности, сообщил сумчанин Дмитрий Майданюк: «КП «Электроавтотранс», ваш водитель троллейбуса 10а сегодня, 9.10.21, без вступившего в действие решения исполкома, уже берет по 6 грн. за проезд (сдача с 10 грн. - 4 грн.!). Когда я к нему обратился и показал телефон с открытым сайтом Сумского горсовета, где я проверял наличие решения, он начал все отрицать. Деньги не вернул, а заявил, что я их потерял. Но это не так. Я сразу увидел сумму сдачи. Но не знал, с какого дня решение исполкома вступает в силу. Только проверив наличие решения на сайте, обратился к водителю», - написал Дмитрий...

Так что, горожане, будьте внимательны: в маршрутках тариф уже изменился - 10 грн., а в коммунальных автобусах и троллейбусах еще несколько дней (до 16 октября) действуют старые тарифы!


п»ї
Читайте у цій рубриці

Коварный и непостижимый канадский остров Сейбл

Читати статтюБывший сумчанин отправился познавать загадки кочующей и пожирающей корабли суши

Наш земляк Денис уже пять лет живет в Канаде. Он переехал туда в 2016 году по иммиграционной программе канадского правительства, пройдя отборочный тур. О том, как ему это удалось, Денис рассказывал в... Читати статтю повністю