Культура

Окно в... Галактику?

В артпространстве «На Театральной» проходит выставка керамики художника Юрия Мусатова

ЭкспозициЯ составлена из работ разных лет, объединенных единой темой. Galaxy - Галактика - таково ее название. Смысловое единство оказалось возможным благодаря верности автора теме космоса. «Почему такая тема? Все вокруг нас - Космос», - считает он.

Юрию Мусатову - 40 лет. Он живет и работает в Киеве. Родом из Конотопа. Окончил Сумское высшее училище искусств и культуры им. Бортнянского. Здесь же произошло его профессиональное знакомство с керамикой. Первые шаги в этой области он сделал под руководством преподавателя Святослава Корсуня. Дальнейшее становление прошло под влиянием художника-керамиста Григория Протасова. Он и стал руководителем его дипломной работы в училище. Затем - учеба во Львовской академии искусств. Магистерская работа - чайный набор-трансфомер и научная работа «Авангардные концепции супрематизма...», за которые он получил высший балл с похвалой. По окончании академии Юрий Мусатов работает в области керамики, преподает, участвует в выставках. За его плечами - 12 персональных выставок и проектов и более 70 групповых. В 2020 г. был издан 140-страничный каталог работ Юрия Мусатова, а несколькими годами ранее научный сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Рыльского Галина Истомина посвятила его «концептуальному творчеству» научную статью, где, в частности, сказано следующее: «Керамiка Ю. Мусатова є аналітичною. Вона покликана спонукати швидше до філософських роздумів, аніж до емоційного сприйняття. Його творчість відпочатку була розрахована на західноєвропейську публіку, яка більшою мірою

ознайомлена з роботами художника, але, очевидно, вона близька й українському глядачеві».

Обычно об «аналитичности» художественных произведений искусствоведы говорят, когда произведения не трогают зрителя, а о их «философичности» - когда они непонятны. То и другое характерно для «концептуального искусства», эмоциональное восприятие которого опосредовано парадоксальностью заложенных в них идей и визуальных форм. На выставке нас ждет то и другое. Космичность «всего вокруг» представлена прежде всего большими и маленькими бюстами «пришельцев». В композиции «НЛО» они расставлены вокруг конуса (луч), на который опирается диск (НЛО). Мы привыкли к бюстам знаменитостей, но - пришельцы? Парадокс. Если этого мало, то вот бюсты в виде грубой компьютерной обработки методом конечных элементов - они выглядят так, как если бы мы их собрали из треугольных пирамидок. А столкновение зрительных ощущений (и не только зрительных, работы автора можно трогать руками)? Твердый луч. Взлетающая ракета, «опирающаяся» на поверхность земли вырывающимися из сопла газами. Еще одна твердая мягкость - «Облако», в котором сочетается его прихотливая изменчивость с правильностью поверхности кристалла. «Кратеры» напоминают фрагменты каменного яйца, гладкие снаружи, внутри они содержат «вскипевшую земную породу». Этот же прием столкновения визуального контраста гладкого и пористого использован в больших бюстах пришельцев. Часть их головы как бы отбита, и зрители могут видеть, что внутри они похожи на пористый шоколад. В работе «Окно» прозрачность показана через непрозрачность.

Продолжением выставки служат, как нам кажется, ответы автора на наши вопросы.

- Чем определяется тематика ваших работ - рынком или собственными идеями?

- Идеями. А рынок... Не рынок мне диктует, а я диктую рынку.

- И рынок соглашается?

- А у него нет выбора.

- Почему нет выбора?

- Потому что я могу быть убедительным. На фарфором заводе в Сумах я когда-то увидел лозунг приблизительно такого содержания: «Если нет спроса, то нужно его создать». Я его запомнил.

- «Граненые» бюсты - это что?

- Это немножко мода. Все, что видишь, откладывается в голове. Вообще-то это автопортрет после компьютерной обработки. Я должен был это сделать, потому что, если бы я это не сделал, не спал бы.

- Откуда у вас тема космоса?

- С детства хотелось побывать на других планетах, мечтал космонавтом быть. В 2011 году в Сумах довелось увидеть летающие тарелки своими глазами. Я шел к фарфоровому заводу и увидел их. Они находились где-то на выезде из Сум на Могрицу.

- Они, случайно, не с фарфорового завода взлетали?

- Не-ет. Я был возле фарфорового завода, а они летели туда, к Могрице.

- «Окно» имеет тоже космический смысл?

- Да, это «Окно в...».

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте у цій рубриці

В Сумской городской галерее - «Путивльская осень»

Читати статтюВсеукраинский пленэр «Путивльская осень» проходил с 10 по 22 октября в Путивле. На выставке представлены этюды художников Игоря Василевского (Сумы), Игоря Грея (Шостка), Алексея Дмитриева (Харьков), Алексея Крышуна (Харьков), Богдана Макаренко (Киев), Романа Найдена (Чернигов), Игоря... Читати статтю повністю

Когда трехглавый дракон совсем не страшен и приносит радость!

Жители села Собичево, что под Шосткой, своим примером показали: счастливые моменты можно создать самостоятельно даже в крохотном населенном пункте! А также - что снегу радуется не только детвора, а и взрослые. Так, в селе, где живет 350 человек, люди слепили из снега огромного трехглавого... Читати статтю повністю

Правила внутри нас

Читати статтюВ городской галерее - фотовыставка Артура Скоробагатского «Афон глазами ломографии»

В 2019 году Артур окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого. Он - режиссер кино. Фотографирует с 16 лет. Нынешняя его персональная выставка фотографии... Читати статтю повністю

Талантливые дети Сум: фольклорный ученический ансамбль - победитель международного фестиваля

В конце января этого года в Харькове состоялся Международный фестиваль-конкурс «Марафон обрядовых песен - 2022», организатором которого стал Международный центр «Таланты XXI века». Детскую музыкальную школу №4 на конкурсе достойно представили участники фольклорного ученического ансамбля... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!