Итоги и перспективы

Буровые страсти

Нефтяникам Сумщины надоело быть заложниками несовершенного законодательства

Приближается к завершению 2005 год. Каким он стал для нефтяников Сумщины?

На этот и другие вопросы мы попросили ответить первого заместителя начальника НГДУ «Ахтырканефтегаз» - главного инженера НИКОЛАЯ ЛИЛАКА:

- 2005 год можно охарактеризовать как год стабилизации. Сейчас перед предприятием стоит задача выполнить плановый показатель по добыче нефти с конденсатом. Учитывая показатели добычи, достигнутые на сегодняшний день, это вполне выполнимо. Добиться таких результатов можно благодаря введению в эксплуатацию новых буровых скважин, выводу из бездействия уже имеющихся, проведению организационно-технических мероприятий с действующим фондом буровых скважин.

С начала года, на 1.11.2005 года, введено 20 нефтяных и 12 газовых буровых скважин при плане 14 нефтяных и 6 газовых. За счет введения в эксплуатацию буровых скважин добыто 73,8 тыс. т нефти, 83,9 млн. куб. м газа, 10,25 тыс. т конденсата. Для сравнения: за весь 2004 год за счет введения новых буровых скважин нефти было добыто почти в два раза меньше - 36,8 тыс. т.

За счет ввода в эксплуатацию буровых скважин добыто 45,4 тыс. т нефти, за счет возвращения на другие уровни - 45,1 тыс. т , присоединения уровней - 14,3 тыс. т, ремонтно-изоляционных работ - 3,95 тыс. т.

В 2005 году введены в эксплуатацию следующие основные объекты капитального строительства:1. Газопровод-перемычка от ЦППС к подключению в газопровод Ду-700 на АГЛКС Анастасьевского месторождения.2. Склад для хранения химреагентов на БМТЗ НГДУ «Ахтырканефтегаз».3. Узлы учета сырой нефти на базе массомеров Місrоmоtіоn на ЦППС Анастасьевского месторождения.

Введено в эксплуатацию 22 буровые скважины.

Прошли рабочие и государственные приемочные комиссии по следующим объектам:реконструкция газопровода Великие Бубны - Глинск для подачи газа с Глинской КС на Анастасьевскую ГЛКС;резервная нить нефтепровода Качановская УПН - на переходе через Гнилицкий овраг; капитальный ремонт нефтепровода «Качановка - Ахтырка»; 3 узла учета сырой нефти на базе массомеров Місrоmоtіоn.

Сегодня силами внешнего подряда проводится обустройство Бугроватского месторождения для промразработки (расширение и реконструкция КЗП) (важнейший объект строительства по ОАО «Укрнафта»), резервной нити нефтепровода Василевка - Артюховская ДНС на переходе через р.Сула.

На 1.11.2005 г. достигнуты такие основные показатели по строительству внутрипромышленных трубопроводов: построено газопроводов - 6,1 км;газлифтных линий - 3,5 км;нефтепроводов - 7,9 км; ингибитопроводов - 2,3 км.

Выполнив все вышеуказанное, коллектив НГДУ «Ахтырканефтегаз» снова начал получать премии. Кроме того, как в 2004 году, так и в нынешнем зарплата нефтяников росла. Так, в 2004 году она была повышена с 1 мая на 20%, с 1 августа - на 15%, в 2005 году с 1 марта - на 15%. К сожалению, из-за повышения ставок рентной платы за нефть с 300 грн. за тонну добытой нефти до 550 грн. У ОАО «Укрнафта» нет финансовых возможностей снова повысить зарплату нефтяникам. Кстати, в начале 2003 года рентная плата вообще была лишь 52 грн. за 1 тонну.

Необходимо также указать, что в проекте закона Украины о госбюджете на 2006 год вообще предполагается существенное увеличение ставки рентной платы - до 876,17 грн. за тонну, которая значительно ухудшит финансовое состояние как в целом ОАО «Укрнафта», так и НГДУ «Ахтырканефтегаз». Результатом такого увеличения рентной платы будет уменьшение капитальных вложений в бурение скважин, геологоразведочные работы, строительство и обустройство месторождений.

- В последнее время по городу распространяется информация о нарушении правил эксплуатации, о необходимости создания Сумской нефтяной компании. Как вы прокомментируете эту информацию?

- Что касается целесообразности создания Сумской нефтяной компании, это мне напоминает анекдот о невестке, которая постоянно виновата. Сначала убеждали, что эксплуатация месторождений осуществляется неэффективно, что добычу можно увеличить почти вдвое, а теперь, когда добыча нефти стабилизировалась, звучат обвинения в опять же таки неэффективной эксплуатации месторождений, но теперь уже речь идет об их истощении, так что вскоре нефть вообще невозможно будет добывать. Складывается впечатление, что идет обычная борьба за право получить доступ к финансовым возможностям предприятия.

А вообще, идея выделения НГДУ «Ахтырканефтегаз» из состава ОАО «Укрнафта» не нова. В 1997 году было даже постановление Кабмина о выделении НГДУ из состава ОАО «Укрнафта», однако необходимого количества голосов на собрании акционеров (а для решения такого вопроса необходима поддержка 3/4 голосов акционеров) не набралось.

Были и попытки разделить НГДУ на «Ахтырканефтегаз» и «Ромнынефтегаз». У работников роменской группы месторождений даже осталась на память в трудовых книжках запись о переводе в НГДУ «Ромнынефтегаз», однако, кроме потерь по добыче в пределах около 2 тысяч тонн нефти, в тот период раздела НГДУ никакого иного результата не было.

Не следует забывать, что НГДУ неразрывно связано единым технологическим циклом с другими предприятиями системы ОАО «Укрнафта». Нефть и газ из роменской группы месторождений поступают на подготовку на Гнидинцевский газоперерабатывающий завод ОАО «Укрнафта», расположенный в Черниговской области. Нарушения хозяйственных связей между предприятиями могут привести к непоправимым последствиям, в результате можно вообще утратить некоторые месторождения.

Кроме того, создание отдельной региональной компании вызовет цепную реакцию и в других областях, в результате чего можно остаться без Козеевского, Западно-Козеевского и Сахалинского месторождений, расположенных в Краснокутском районе Харьковской области.

- Что бы вы хотели пожелать нефтяникам в наступающем 2006 году?

- Я хотел бы пожелать им в новом году, прежде всего, здоровья и семейного благополучия. Если будет все хорошо в семье, то, я уверен, и на рабочем месте будет порядок.

Наши вопросы заместителю начальника по финансам АЛЕКСАНДРУ МАКАРЕНКО:

- Какими проблемами живут сегодня финансовые и экономические службы нефтяников?

- Наше предприятие работает в режиме постоянных проверок со стороны контролирующих и право-охранительных органов. Только за этот год сначала проводилась проверка работниками налоговой службы, потом приказом Государственной налоговой администрации Украины была перепроверка этой проверки, после этого по распоряжению экс-премьер-министра Юлии Тимошенко были проведены две проверки с участием КРУ, налоговой администрации, работников Укргазодобычи. И, в конце концов, недавно по поручению президента Украины проверку проводила Генпрокуратура с привлечением практически всех контролирующих организаций. Если кому-то в эти дни пришлось побывать в администрации НГДУ, тот мог убедиться, что проверяющих было почти столько же, сколько и проверяемых.

И хотя в коллективе уже давно привыкли, что рабочий день без очередной проверки - довольно редкое явление, такой режим работы отвлекает специалистов предприятия от своих прямых служебных обязанностей. Но самое главное - исчезает вера в обещания, что правоохранительные органы не будут использоваться для решения политических вопросов.

- А что именно проверяют правоохранительные органы, какие основные претензии предъявляются к НГДУ «Ахтырканефтегаз»?

- В очередной раз на самом высоком уровне звучит тезис о «левых» буровых скважинах, из которых якобы бесконтрольно осуществляется добыча нефти. Несколько лет подряд проверяющие безрезультатно ищут их. Наверное, в нашем государстве в подсознании людей настолько крепко укоренилась вера в то, что всюду теневая экономика, утаивание налогов, что крайне тяжело поверить, будто в НГДУ нет «левых» буровых скважин.

Не в первый раз поднимается вопрос и о незаконных льготах по рентной плате за сверхбазовые объемы добычи нефти на Бугроватском месторождении на сумму 41 млн. грн. Хочу объяснить: до 2005 года, согласно действующему законодательству, освобождались от налогообложения сверхбазовые объемы добычи нефти на месторождениях с труднодобываемыми и истощенными запасами, перечень которых должен быть утвержден постановлением Кабинета министров. Такое постановление под №1223 еще в ноябре 1997 года утвердило перечень месторождений и базовые объемы добычи на них, в том числе и для Бугроватского.

Однако несмотря на наличие нормативных документов, несмотря на то что предприятие из чистой прибыли вкладывает в виде собственных капитальных инвестиций ежегодно почти 60 млн. грн. в разработку Бугроватского месторождения (это бурение скважин, их обустройство, строительство производственных объектов, приобретение винтовых насосов для добычи высоковязкой нефти), каждый раз этот вопрос печать преподносит как уклонение от уплаты налогов. НГДУ, в свою очередь, не может даже доказать свою правоту в хозяйственном суде, так как из-за отсутствия решения о доначислении налогов нет оснований обращаться в суд. Складывается парадоксальная ситуация: силами внешнего подряда доначисление не проводится, обжаловать в суде ничего, в то же время звучат обвинения в якобы незаконном пользовании льготами при добыче высоковязкой нефти Бугроватского месторождения.

Однако наибольшей проблемой на предприятии является оформление документов на пользование земельными участками под строительство буровых скважин (и это, кстати, проблема не только НГДУ, но и всей нефтегазовой отрасли). Это связано, в первую очередь, с несовершенством земельного законодательства и противоречивостью законодательных актов. Так, процедура оформления документов на пользование, особенно ценными землями (а это подавляющее большинство земельных участков под буровыми скважинами), занимает 2-3 года. Это согласования с районными и областными советами и администрациями, Госкомземом, Кабинетом министров, Верховной Радой. Учитывая специфику нефтегазовой области - пробуренные скважины дают лишь геологическую информацию и определяют дальнейшее детальное расположение буровых скважин, - за 2-3 года в большинстве случаев невозможно точно указать местонахождение следующей буровой скважины и начать раньше времени оформлять документы на отвод земельного участка.

Кроме того, например, при получении лицензии на разработку месторождения, соответственно Закону Украины «О нефти и газе», недропользователь обязан в течение 180 дней приступить к разработке месторождения. В то же время получить за такой срок на законных основаниях земельный участок в пользование невозможно. Таким образом, предприятие автоматически становится нарушителем или Закона Украины «О нефти и газе» и может быть лишено лицензии на разработку месторождения, или земельного законодательства при занятии земельного участка без полного комплекта документов на его отвод.

Без упрощения процедуры выделения земельных участков для нефтегазовой отрасли выйти из этой тупиковой ситуации невозможно. Однако, несмотря на неоднократные обращения в органы исполнительной власти, несмотря на поручения Кабинета министров и президента о разработке изменений в земельном законодательстве, эти вопросы до сего дня остаются нерешенными. Наверное, не будут они решены и в дальнейшем, так как головы тех, кто должен решать эти вопросы, заняты, в первую очередь, будущими выборами, а не оптимизацией законодательных актов.

- Позволит ли нефтяникам создание Сумской нефтяной компании вкладывать средства в развитие региона, увеличит ли оно поступления в местный бюджет?

- Утверждения об отсутствии реальной помощи на местном уровне не соответствуют действительности. На протяжении последних шести лет нефтяники ежегодно выделяли в виде благотворительной помощи на социально-экономическое развитие Сумской области по 12 млн. грн. В 2005 году финансирование увеличилось, сумма перечислений ОАО «Укрнафта» достигла 20 млн. грн.

Другое дело, как эти средства распределяются и используются. Например, из 20 млн. грн., перечисленных управлению капитального строительства Сумской облгосадминистрации, на окончание строительства больницы в Ахтырке и газификацию сел Ахтырского района было направлено лишь 14% из этих средств, Роменскому району и городу Ромны - 18%, Липоводолинскому району - 17%. Остальное было перераспределено на Сумы, Недригайловский, Ямпольский и прочие районы области, которые к добыче нефти вообще не имеют никакого отношения.

В 2005 году на ремонт дорог было перечислено по 200 тыс. грн. Ахтырскому, Роменскому и Липоводолинскому районам Сумской и Краснокутскому району Харьковской области. Постоянно выделяется благотворительная помощь для бюджетных организаций - например, недавно для фельдшерского пункта в с.Бугроватое были закуплены кардиограф и два ингалятора. Выделяется автотехника для сельсоветов Ахтырского района, для детей-сирот предоставлена бесплатно 51 путевка в детские лагеря.

Перечень налогов, которые уплачиваются из государственного и местных бюджетов, их распределение, размер субвенций и дотаций, выравнивания из государственного в местный бюджет ежегодно уточняются с принятием закона Украины о государственном бюджете. Все налоги, которые относятся к местному бюджету, НГДУ «Ахтырканефтегаз» платит именно в местный бюджет. Это плата за землю, арендная плата за земельные участки, коммунальный налог, налог с собственников транспортных средств, рыночный сбор, налог с доходов физических лиц. Такой налог, как плата за недра, хотя и уплачивается НГДУ по местонахождению месторождений, полностью зачисляется в государственный бюджет. По установленным дотациям выравнивания в Ахтырском районе, например, из уплаченной суммы платы за недра останется в местном бюджете всего 0,98%.

Рентная плата за нефть и газ полностью зачисляется в государственный бюджет, отчисления на геологоразведочные работы вообще зачисляются в специальный фонд госбюджета.

Налог на прибыль и НДС также относятся к платежам, которые зачисляются в государственный бюджет, но определенная Законом «О государственном бюджете» часть этих средств направляется в виде дотаций в местный бюджет. Например, для Сумской области на 2005 год установлен норматив по дотациям выравнивания от поступлений (включая НДС и налог на прибыль) всего лишь 7,96%. Если перечисленные из госбюджета суммы не обеспечат получения месячной суммы выравнивания, Государственное казначейство Украины, соответственно статье 54 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год», обязано перечислить на счет соответствующего местного бюджета недополученную месячную сумму дотации выравнивания из общего фонда госбюджета.

Таким образом, сумма средств, которая остается в местном бюджете, зависит, в первую очередь, от установленного законом норматива отчислений в местный бюджет, и проблема состоит не в том, в какой области уплачиваются НДС и налог на прибыль, а в том, каковы размеры местного бюджета и дотации выравнивания, установленные законодательством о госбюджете. IP


п»ї