Бомонд

«Я и сам шутить не люблю, и людям не дам!»

Кино под елкой

50 лет назад под Новый год страна услышала бюрократа Огурцова. С тех пор много воды утекло, а герои «Карнавальной ночи» ничуть не постарели...

Готовясь к встрече праздника, в каждой компании, в каждом доме или квартире из года в год кто-нибудь да напевает: «Пять минут, пять минут, бой часов раздастся вскоре...» Фразочками из «Карнавальной ночи» по сей день щеголяют острословы. А сразу же после появления комедии на экран вошли в моду капроновые блузки, как у главной героини... То есть произведенный картиной фурор был налицо. Но...

Далеко не все верили в то, что картина будет иметь успех. Когда киночиновники увидели половину отснятого материала, они вынесли категорический вердикт: «Это провал!»...

Режиссер отказывался от фильма четырежды

Эльдар Рязанов не горел желанием снимать «Карнавальную ночь». Молодой режиссер, только что выпустивший первую полнометражную картину, собрался ехать в свой первый в жизни отпуск. Тут его и вызвал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, предложив ставить музыкальную комедию. Рязанов отказался, продемонстрировав железнодорожный билет, но это не помогло. И вместо юга поехал он в Дом творчества - помогать писать сценарий... Эльдар Александрович честно признался, что побоялся тогда пререкаться с мэтром: «Я видел, что если буду перечить, он меня запросто выставит со студии...»

Но работа над «веселой музыкальной комедией» шла настолько туго, что Рязанов отказывался еще три раза. Трудность была еще и в том, что Пырьев сам собрал съемочную группу, включив в нее маститых и авторитетных людей, которые сразу же принялись учить начинающего режиссера, как надо снимать музыкальную комедию. Эльдар Александрович поступал мудро - он терпеливо выслушивал советы и кивал. А делал - уже и тогда - все по-своему.

Как «Карнавальную ночь» хоронили

Смета была катастрофически перерасходована, а сроки сдачи поджимали. Для того чтобы решить, что же делать с картиной, экстренно собрался худсовет «Мосфильма». Маститые режиссеры единодушно признали отснятый материал серым, скучным и бездарным. В одной из центральных газет тут же появилась разгромная заметка о том, какую пошлую комедию снимает на «Мосфильме» начинающий режиссер.

Четверть века спустя Рязанов уже мог про это рассказать: «Было ясно, что актеров менять поздно, а выгонять режиссера бессмысленно. Никто из уважающих себя художников не возьмется за доработку. Вывод художественного совета оказался таков: единственное, что остается, - закончить поскорее съемку и забыть об этом кино, как о кошмарном сне...»

И тогда Рязанов решил доказать недоброжелателям, что они ошиблись: «Я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину. Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача - выжить...»

Как Гурченко нервировала начальство

Поначалу студентка третьего курса ВГИКа, исполнявшая на просмотре песню модной в те годы аргентинской актрисы Лолиты Торрес, впечатления не произвела. И на роль утвердили другую актрису. Вот как рассказывает об этом Людмила Гурченко: «Как-то я шла по коридору «Мосфильма». На лице у меня было написано: «Все хочу, все могу, всех люблю, все нравятся». И тут навстречу мне - Иван Александрович Пырьев. Я еще выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, но потом лицо его изменилось: он как будто увидел диковинного зверька.

- Стойте, - сказал он мне, - я вас где-то видел.

- Я пробовалась в «Карнавальной ночи».

- А-а, вспомнил. Вы пели...

- Из «Возраста любви». Сама! - тут же добавила я, боясь: а вдруг он подумает, что я пела под фонограмму?!

- Хорошо пела... А зачем ты так гримасничаешь?

Я переминалась с ноги на ногу, а Пырьев очень внимательно меня рассматривал.

- А ну, пойдем! - быстрым шагом он устремился вперед, а я вприпрыжку за ним. Мы пришли в третий павильон: там стояла маленькая декорация радиоузла - сцены, где Гриша Кольцов признается Леночке в любви. Пырьев подошел к главному оператору: «Вот актриса! Ты сними ее получше, поработай над портретом. И будет человек!» Вот так все и началось».

Первую неделю, пока Гурченко не пошили платья, она снималась в своем костюме. Много лет спустя Людмила Марковна на вопрос, было ли у нее с Рязановым взаимопонимание, ответила искренне: «Нет. Наоборот. Было неприятие. Хотя работали нормально, если не считать нескольких вспышек раздражения, которые я вызвала у режиссера своей манерностью. Поработали - и разошлись. А потом сами были удивлены, что «Карнавальная ночь» имела такой ошеломляющий успех». В книге «Аплодисменты» Людмила Марковна весело рассказала о пришедшей к ней славе:

- Со всех концов земли пошли письма... из Японии, Индии, Австралии, Чехословакии. Из африканских стран...

Но самое замечательное письмо пришло Гурченко, действительно, из одной из африканских стран. К нему прилагался русский перевод, из которого можно было понять, что актриса безумно понравилась тамошнему принцу и родителям его - тоже. Принц звал актрису приехать в любое время на его собственный остров. На родных в городе Харькове фотографии темнокожего курчавого «прынца» произвели неизгладимое впечатление!

Игорь Ильинский на съемках не капризничал

Не секрет, что во многом своим успехом «Карнавальная ночь» обязана Игорю Ильинскому, блистательно сыгравшему бюрократа Огурцова. Однако и Ильинский попал в картину почти случайно!

Рязанов, перепробовавший на главную роль массу актеров, остановился на Петре Александровиче Константинове. Но Пырьев, увидев кинопробы, категорически заявил: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!» Эльдар Александрович признался, что в этом сражении Пырьев победил:

- Я уступил в очередной раз. И рад, что уступил! Я счастлив, что снимал в главной роли Игоря Владимировича Ильинского. Мне кажется, что он создал замечательный и типичный образ туполобого чиновника. А я познакомился и сдружился с крупнейшим актером нашей страны... Я почему-то думал, что если актер знаменит, популярен, то он обязательно должен ни с кем не считаться, опаздывать на съемки, выпячивать себя на первый план... А Ильинский держался так, что окружающие не чувствовали разницы ни в опыте, ни в годах, ни в положении...

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе...

А еще Эльдар Рязанов долго не мог найти подходящего актера на эпизодическую, но весьма важную роль лектора. Съемки уже были в разгаре, а подходящей кандидатуры не появлялось. И тут Эльдар Александрович вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии Сергея Филиппова. На съемки тот приехал в состоянии сильного подпития. Начинающий режиссер этому очень обрадовался, решив, что, раз актер пьян и играть ему тоже пьяного, все получится без проблем. Но роль, что называется, не пошла: отсняли 13 (!) дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград (не здесь ли корни «Иронии судьбы»?) и продолжил съемку других эпизодов. А через несколько дней Сергей Николаевич вновь появился на площадке - на этот раз абсолютно трезвый. Итог мы все видим на экране уже 50 лет...

Как сложились судьбы актеров

Игорь Ильинский после успеха в «Карнавальной ночи» был утвержден на главную роль в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Однако от роли ему пришлось отказаться - тяжелейшие физические нагрузки оказались непосильными для пожилого актера. Чуть позже Ильинский великолепно сыграл роль Кутузова в «Гусарской балладе». А в 1969 году актер сам снял картину «Старый знакомый», в которой сыграл Огурцова, вышедшего на пенсию и ставшего директором парка культуры. Этот фильм большого успеха не имел...

Человеческая и творческая судьба Сергея Филиппова, прославившегося в роли Лектора, была довольно драматичной. У Рязанова он больше не снялся, но блеснул еще во многих фильмах. В последние годы он серьезно болел, был одинок, и когда умер (в апреле 1990 года), тело его обнаружили в квартире лишь две недели спустя...

Андрей Тутышкин (бухгалтер, который читал басню на новогоднем вечере) после «Карнавальной ночи» подался в режиссуру и классно экранизировал оперетты «Вольный ветер» и «Свадьба в Малиновке».

Тамара Носова, сыгравшая секретаршу Огурцова, живет в Москве. В последнее время почти не снимается. Говорить о «Карнавальной ночи» отказывается: «Столько лет уже прошло, даже и вспоминать не хочется...»

Людмила Гурченко, после своего умопомрачительного дебюта надолго канувшая в небытие, много раз с тех пор скомпенсировала его своими творческими успехами: и по сей день она поет, играет в мюзиклах, много снимается в кино и выглядит моложе Леночки Крыловой. Кстати, и в одном из последних комедийных фильмов Эльдара Рязанова «Старые клячи» Людмила Марковна с блеском сыграла одну из «кляч».

Крылатые фразы из «Карнавальной ночи»

Бабу Ягу воспитаем в своем коллективе.

Басня - это хорошо. Басня - это сатира. Нам Гоголи и Щедрины нужны, вот!

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела.

Вы, наверное, думаете, что они только мороженое подают? А они подают большие надежды.

Костюмы надо заменить, ноги изолировать.

Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь!

Ну и что, что квартет, добавьте сюда еще людей, - будет большой, массовый квартет!


п»ї