Наше місто

Не было б генплана, да пожар помог...

Раньше при застройке смотрели на топографию, сегодня - на экономику

Сегодня на градсоветах журналисты становятся свидетелями бурных споров архитекторов по поводу соответствия того или иного проекта генплану.

Старая гвардия очень часто «рубит» объекты, которые, по ее мнению, никак не отвечают требованиям главного городского строительного закона. Но, как говорят исторические факты, эта «болезнь» была присуща нашему городу с незапамятных времен.

Два первых генплана, разработанных еще во времена Екатерины ІІ для уездных и других городов в 1786 году, в Сумах так и остались на бумаге, равно как и типовые проекты гостиных дворов. Разраставшееся население строило свои домики на свободной площади, не заботясь о наметках генплана. Застройщиков больше заботила топография: яры, расположение подземных вод, чтобы удобнее было рыть колодцы. Все это напоминает сегодняшний день. Только теперь застройщиков в большей степени волнует, как бы поставить свой объект так, чтобы побыстрее его окупить. То есть если строить магазин, то там, где ходят люди, если дом - то чтобы из окна был соответствующий вид - озеро, речка.

В те далекие времена наметки генерального плана были осуществлены только в районе Засумки. Помог в этом деле правителям города пожар 1839 года. После него городничий и члены управы вспомнили о плане города 1786 года, и новая застройка Засумки пошла вдоль улиц, намеченных по чертежам.

На другие районы города - Холодную гору, Новое место, Шишкаревку с Оболонью - огонь не перекинулся. Поэтому все осталось так, как было, об отрегулированной застройке там, на месте паутины улиц и переулков, и думать не стали.

Кстати, даже сегодня, рассматривая план города Сумы, можно заметить разный характер сети улиц. Западная сторона - Засумка - правильно распланирована на кварталы. В северной и северо-восточной частях - Новом месте - не увидишь никакой попытки сделать улицы прямыми. Они идут вкривь и вкось, не заботясь о стандартной ширине. Некоторые переулки в ширину составляли всего три шага, а улицы то расширялись, то сужались наполовину.

Северо-западная часть, носившая название Холодная гора, имела такое же произвольное направление улиц с такой же произвольной шириной в разных местах.

Центр, со времен Слобожанщины носивший название Город (для жителей отдельных частей Сум оно сохранялось очень долго), представлял собой вытянутые к югу две главные улицы: Соборную и Воскресенскую. После Покровской площади (ныне Красная) к ним по бокам присоединялись Лебединская и Покровская. Соборная улица после Покровской площади имела название Петропавловская. Эта улица вместе с Лебединской тянулась до конца Города - до кладбища. Покровская улица, обрываясь, переходила в Шишкаревскую, продолжение которой называлось Оболонь. Шишкаревская и соединявшиеся с ней переулки носили название Шишкаревка. Они имели столь же произвольное направление и ширину в разных местах.

Хотя однозначного мнения по поводу следования генплану у историков нет. Кое-кто из краеведов утверждает, что план 1786 года все-таки осуществлялся. Однако, исходя из экономического состояния города того времени, в это верится с трудом. Ведь планом 1786 года предусматривалась как регулировка улиц, так и постройка официальных зданий по приложенным к плану проектам реконструкции города. Таких средств у города не было. А дворянский капитал в годы составления плана того года персонифицировался в лице очередного из династии Кондратьевых и состоял в основном из необозримых земельных владений вокруг Сум и в соседних уездах.

Наглядным примером того, что при застройке надо следовать генплану, являлась Троицкая улица (ныне Дзержинского). Этот район с конторами сахарозаводчиков не имел ни одного магазина, где можно было бы купить самые необходимые предметы житейского обихода. Так было и на параллельных улицах. За всем, что необходимо, - одеждой, обувью, материей, продуктами, вплоть до спичек, - нужно было отправляться в центр - на Соборную. Там располагались все крупные магазины, собор и другие сооружения. Кстати, все дома на Соборной были похожи: нижний этаж - магазин, более или менее просторный, верхний этаж - жилые помещения для хозяев и квартирантов. Очень похожи были и дворики, застроенные в два этажа деревянными службами. Внизу - сараи разного назначения, вверху - балконы с перилами и небольшие помещения-кладовки для жильцов. Во дворе - вход в подвал, под домами - отхожие места и пр. Антисанитарное состояние этих отхожих дворов держалось весь год, особенно усиливаясь весной. (В некоторых дворах и сегодня та же картина.)

Даже после революции еще долгие годы на всей улице Дзержинского был один-единственный продмаг, построенный еще неким купцом Барабахой.

Борис Майоров


п»ї
Читайте у цій рубриці

Чешку атакуют... колеса!

Кто-то сбросил в озеро около трех десятков покрышек

На прошлой неделе в редакцию позвонили и сообщили о том, что на берегу озера Чеха, со стороны общежитий СумГУ, образовалась свалка автопокрышек.

Кто и почему это сделал? Если не спортсмены, которые часто используют покрышки для... Читати статтю повністю