Контроль

Вот тебе, бабушка, и завтрашний троллейбус!

Социальная карточка пассажира - магнитная мечта КП «Электроавтотранс»

Вопрос контроля пассажиропотока и систематизации учета выручки - вечная головная боль директоров коммунальных автопредприятий и городских чиновников. Это особенно актуально для самого народного из наземных пассажирских видов транспорта - электрического, поэтому руководители троллейбусных и трамвайных организаций постоянно ищут более совершенные формы оплаты проезда.

В этом смысле директор сумского КП «Электроавтотранс» не исключение - он может безошибочно перечислить как плюсы, так и минусы работы с компостерами, с кондукторами, а также без тех и других. Вслед за подорожанием разового билета на 10 копеек КП ввело в действие и новые виды месячных проездных. Теперь для удобства и экономии можно приобрести проездной только на рабочие дни или оплатить поездки на месяц, включая выходные и праздники. Студенты могут купить более дешевые проездные, но, как сетуют в «Электроавтотрансе», пока ни один из руководителей вузов или профтехучилищ в КП не обращался и списки нуждающихся в этом не подавал. Может быть, в последнее время уровень жизни студентов вырос настолько, что они предпочитают троллейбусам маршрутки, - но факт остается фактом.

Недавно начальник управления экономики горсовета МИХАИЛ ЛЕВЕНЕЦ обнародовал неутешительную тенденцию: «Троллейбусы перевозят лишь треть сумских пассажиров, но с каждым годом и это количество уменьшается».

А вот директор «Электроавтотранса» Владимир Левченко удовлетворен уже тем, что на прежнее количество перевозимых пассажиров подорожание не повлияло, а замена кондукторов компостерами даже увеличила доход «рогатых» на 20%. С учетом традиционно преобладающего в троллейбусах количества льготников - это уже успех, считает Владимир Ефимович. Тем не менее «Электроавтотранс» продолжает изучать передовой опыт - на прошлой неделе КП командировало своего представителя в Москву. Коммунальщик побывает на выставке электроавтотранспорта, где, в частности, будут презентованы суперсовременные системы оплаты проезда и учета пассажиропотока. Руководство сумского «троллейбусного» особенно интересуют так называемые социальные карточки, похожие на банковские, - пластины с нанесенным на них магнитным слоем. Такой карточкой можно будет расплатиться прямо в салоне, естественно, при наличии в нем считывающего устройства. Подобная система стала бы удобной для всех, потому как и избавила бы пассажира от необходимости многократного приобретения билетов, и собранные средства направляла бы прямо на предприятие. Тем более, что разработчики нововведения презентуют техоснащение своей новинки как вполне подъемное для любого городского бюджета.

Пока Сумы только мечтают о социальных карточках, столица на них уже заработала. В частности, на «магнитные деньги» перешел 38-й троллейбусный маршрут Киева. Электронные учетчики, сменившие кондукторов, не только снимают деньги с карточек платных пассажиров, но и подсчитывают количество перевозимых льготников. Последние, кстати, получают карточки бесплатно, а сама магнитная пластина бессрочна, так как по мере необходимости счет на ней пополняется с помощью специального терминала. В перспективе все проездные собираются заменить карточками. Еще разрабатывается способ дифференциации оплаты за проезд, дабы сумма варьировалась в зависимости от продолжительности маршрута, времени суток и индивидуального отрезка пути для каждого пассажира. Так что электронная (социальная) карточка обещает стать самой удобной формой расчета в электротранспорте.

Но если киевляне могут начинать мечтать о ней уже сегодня, сумчанам хорошо бы хоть когда-нибудь застать троллейбусную цивилизацию такого уровня. Но особо расстраиваться рано, ведь мы, хоть и в общих чертах, можем представить себе это светлое троллейбусное завтра.

Владимир Фесенко


п»ї