Акценты

Верующие Украины показали, кто их Патриарх

Заветных слов, которых ждали от Варфоломея В.Ющенко и К°, он так и не сказал

Пожалуй, празднование 1020-летия Крещения Руси стало одним из самых значимых событий прошлой недели не только в религиозной, но и в политической жизни Украины.

Причем политический вектор этому действу задал не кто иной, как сам президент Виктор Ющенко.

Несмотря на все заверения о том, что политики никоим образом не собираются вмешиваться в дела церковные, - политикой накануне праздника была пропитана вся атмосфера.

Начнем с того, что Виктор Андреевич прямо дал понять, кто для него на празднике является желанным гостем и чего он от этого гостя, собственно говоря, ожидает. Буквально за неделю до праздника Киев стал напоминать столицу застойных времен развитого социализма. Только теперь на многочисленных бигбордах красовался не увешанный золотыми звездами Леонид Ильич Брежнев, а сам президент вместе со Вселенским Патриархом Варфоломеем. Роль патриарха на этом празднике не скрывалась - от него ожидали, что он объявит о своем благословении Единой православной украинской церкви. То обстоятельство, что Вселенский Патриарх уже более 300 лет не имеет отношения к Киевской митрополии и поэтому в принципе не вправе делать подобных заявлений, мало смущало политиков. Видимо, для того же В.Ющенко важен был сам факт, что видный иерарх православного мира хотя бы косвенно признает легитимность неканонических религиозных группировок в Украине, которые именуют себя православными церквями. Речь шла прежде всего о так называемой УПЦ Киевского Патриархата, возглавляемой отлученным от Церкви бывшим митрополитом Филаретом Денисенко и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) под руководством «митрополита» Мефодия Кудрякова. Но если для украинских политиков все было ясно и не представляло особых проблем (церковные каноны ими во внимание не принимались), то сам Варфоломей, который был не прочь укрепить свое, честно говоря, незначительное влияние в православном мире, оказался перед непростой дилеммой. Признание неканонических группировок церквями, по церковным канонам, однозначно трактовалось бы как организация нового раскола - только уже на уровне мирового православия, что поставило бы крест на авторитете самого Варфоломея и его статусе Вселенского Патриарха. Единственный путь, по которому мог бы попробовать пойти гость из Стамбула, - это принять покаяние раскольников в расколе и при поддержке государственной власти учредить параллельно с канонической Украинской Православной Церковью Московского Патриархата свою митрополию, собрав под свой омофор всех раскольников. Именно для этого уже несколько лет представители Варфоломея неоднократно заявляли, что они не признают присоединения Киевской Митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году, тем самым оставляя себе хоть и узкую, но лазейку для возобновления в Украине своей митрополии.

По имеющейся информации, руководители УПЦ КП и УАПЦ незадолго до начала празднеств в Киеве негласно встречались с Варфоломеем в его резиденции в Стамбуле. Предложенный Варфоломеем план перехода раскольников под омофор Константинополя был ими отвергнут. Лидеры прежде всего Киевского Патриархата требовали лишь одного: своего признания, а не подчинения Константинополю. Такая несговорчивость была вполне закономерной, если учесть, что в основе любого раскола лежит, прежде всего, гордыня, жаждущая личной власти.

И тем не менее руководство Украины не скрывало своих надежд на то, что прием на высшем уровне, которого не удостаивался ни один религиозный деятель, принесет свои плоды и побудит стамбульского гостя произнести заветные для раскольников слова признания.

25 июля Варфоломея встречала многочисленная делегация во главе с самим президентом. Только получение благословения с целованием чиновниками руки стамбульского патриарха заняло около 20 минут. На следующий день Ющенко также не отходил от Варфоломея. Правда, грандиозное религиозно-политическое шоу, которое можно было назвать «радостной встречей народом Украины Вселенского Патриарха», явно не удалось.

Заявленных 50 тысяч «радостных» украинцев, которых по разнарядке должны были свезти на автобусах из всех областей Украины, собрать не получилось. А те, кто по специальным пропускам все-таки попал на Софиевскую площадь, вынуждены были пройти несколько милицейских кордонов с унизительным досмотром личных вещей. Если к этому прибавить постоянно моросящий дождь, то 10 тыс. собравшихся на площади, среди которых было немало столь же «радостных» военных и правоохранителей, отнюдь не создавали впечатления неподдельного всенародного ликования.

Тем не менее Ющенко открыто попытался подтолкнуть Варфоломея на то, чтобы тот благословил создание Единой поместной церкви. К слову, главный претендент на лидерство в ЕПЦ «патриарх» Филарет был отвергнут Варфоломеем как раскольник. Ведь, по церковным канонам, любой епископ (в том числе и патриарх) как лицо духовное может являться прежде всего гостем той канонической церкви, на территории которой он пребывает. Поэтому представители Константинопольской Церкви, которые готовили официальную часть визита, вынуждены были подчеркнуть, что Патриарх Варфоломей приезжает в гости именно к Украинской Православной Церкви и признает в качестве Предстоятеля местной Православной Церкви исключительно Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира.

В ответ на призыв Ющенко Варфоломей лишь заявил, что он молится за единство Православной Церкви в Украине, что в принципе является естественным, но отнюдь не тем, чего от него ждал президент.

Показательно, что Патриарха Московского Алексия, под омофором которого находится единственная

каноническая в Украине церковь - УПЦ, Ющенко встречать отказался. Тем не менее эта встреча, лишенная государственной поддержки и беспрецедентных мер безопасности, получилась на удивление теплой и многочисленной. Патриарха Алексия II, который прибыл в Киев вечером 26 июля, встретили хорошая погода и тысячи верующих, скандировавших: «Алексий II - наш Патриарх!»

То же повторилось и на следующий день, когда уже два патриарха совершили совместную службу у памятника Святому равноапостольному князю Владимиру. Показательно, что многие верующие УПЦ так и не смогли попасть на эту службу и вынуждены были молиться за милицейскими кордонами.

Вечером 27 июля Варфоломей покинул Украину, так и не сказав того, ради чего украинские власти потратили столько сил и средств. Правда, один значительный результат от действий украинской власти все-таки был достигнут. Состоялась встреча двух патриархов, на которой тот же Варфоломей вынужден был подчеркнуть, что все проблемы между сестрами-церквями первоиерархи должны решать путем братских переговоров, направленных на достижение не политических целей, а на укрепление единства Православной Церкви в общемировом масштабе.

«Эти переговоры стали действительно историческим событием в отношениях между двумя Церквями, вообще в новейшей истории Православной Церкви. Этот диалог можно назвать самым выдающимся событием среди всех торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси. Переговоры положили начало новой фазе отношений, сотрудничества между двумя самыми крупными и самыми влиятельными Церквями в православном мире», - подытожил результат этих переговоров архимандрит Кирилл (Говорун).

Справка ВШ

Вселенский Патриарх Варфоломей, по православной традиции, несмотря на свой внушительный титул, не является вселенским главой Православной Церкви, как это пытаются представить украинские власти. Титул «Вселенский» в большей степени отражает историческую дань уважения (но не атрибут власти) к главе некогда самой влиятельной Церкви, коей было православие в Византийской империи. После падения Константинополя в 1453 году Константинопольский патриарх стремительно терял свою паству, которая в Турции сегодня едва насчитывает 2000 человек. Сегодня в Стамбуле приходы патриарха имеют столько ограничений, что говорить о каком-то существенном влиянии и уж, тем более, независимости Вселенского Патриарха не приходится.

Эту ущемленность в правах ловко используют США, которые в обмен на «защиту прав» немногочисленной турецкой паствы Вселенского Патриарха нередко вовлекают его в свои политические комбинации. Учитывая особенный интерес США к Украине, а также чуткое внимание к советам из-за океана нынешнего руководства нашей страны, нетрудно предположить, что действия Варфоломея в отношении Украины не обошлись без негласных консультаций со стороны лидеров «мирового порядка».

И, видимо, неслучайно при посещении Варфоломеем турецкого посольства в Киеве, где он пробыл полтора часа, оттуда вышел посол США в Украине. Но при всей зависимости от политических факторов Вселенский Патриарх не может полностью игнорировать многовековые церковные каноны, нарушение которых чревато самыми серьезными последствиями как для всей церкви, так и для Варфоломея в частности.

Игорь Яблонский,

специально для ВШ


п»ї