Встреча для вас

Алексей Герман-младший:

«Бумажный солдат» - фильм обо мне

На недавно завершившемся 65-м Венецианском кинофестивале фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» получил сразу две премии - «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и «Озелла» - за лучшую операторскую работу.

Сам режиссер - внук замечательного писателя и сын выдающегося режиссера - отметил в Италии свой 32-й день рождения, так что венецианская награда стала для него отличным подарком.

«Бумажный солдат» - фильм о шести неделях из жизни врача Даниила Покровского, который в 1961 году на Байконуре готовит отряд первых космонавтов к выходу в космос, разрываясь от страха за этих людей и от жалости к двум женщинам - жене и любовнице.

Сценарий написал сам Алексей Герман. Главную роль - рефлексирующего советского интеллигента - сыграл Мераб Нинидзе. Женские роли исполнили Чулпан Хаматова и Анастасия Шевелева. Московская жена героя Нина (Чулпан Хаматовой весьма к лицу прически-халы и шиньоны 60-х) умоляет его оставить этот безнадежный и бесчеловечный проект, и он находит утешение с молодой и наивной Верой (Анастасия Шевелева), верно ожидающей его в суровых казахстанских степях.

- «Бумажный солдат» - история из начала шестидесятых. Почему вы решили обратиться к этой эпохе?

- Самое начало шестидесятых годов, как мне представляется, - время, когда все верили, что что-то получится. Это середина века, это пик. Пик надежд. На мой взгляд, история России развивается циклично: период либерализма сменяется заморозками или обжигающим холодом, потом наступает стагнация, а потом вновь происходит либерализация... Таких времен предчувствия чего-то большого в нашей стране было много. Было начало XX века - и как закончили эти прекрасные и очень разные люди, которые встречались в Питере, вели разговоры и споры о поэзии? Блок и Гумилев даже умерли в один месяц одного года - это, согласитесь, символично. До Первой мировой войны появилась Дума, был какой-то рост, страна начала жить чуть богаче. А чем закончился 1861 год?..

Я не пытался выступать с какими-то, упаси боже, политическими заявлениями. Я говорил лишь об этой цикличности, о колебаниях истории. Мне хотелось сделать фильм о поколении моих родителей, чья молодость прошла с ощущением, что осталось сделать еще несколько шагов, и все получится... В итоге к 62-му году все начало заканчиваться, а к 68-му закончилось совсем. Мне хотелось снять фильм о вере. О вере в страну, в возможность сделать следующий шаг.

- Это ваша третья полнометражная картина, и в третий раз, как и в «Последнем поезде» (начало Великой Отечественной) и в «Гарпастуме» (канун Октябрьской революции), вы обращаетесь в прошлое. Вероятно, снимать фильм о 60-х еще сложнее - ведь живо поколение, эпоха продолжает вызывать бурные споры... С какими источниками и архивными материалами вы работали?

- Я не собирался снимать абстрактное «ретро» про время, в которое я не жил. У меня была другая задача - я пытался поймать ощущение от времени, дух времени. Я пытался поместить в то время и в те обстоятельства людей, которых я знаю. Какими были их родители или какими могли бы быть они сами, если б жили пятьдесят лет назад. Что же касается архивных материалов, то мне, например, кажется, что поэзия, музыка или живопись дают более достоверное ощущение времени, чем, допустим, кино.

- Как создавали визуальное «ощущение 60-х»? У вас там и чудик, беспрерывно поющий песни Окуджавы, и портрет Хемингуэя. Повышенный интерес неказистых людей к чему-то высокому, много цитат из Чехова. И почти чеховская героиня Чулпан Хаматовой...

- На картине работали три художника, с которым я делал «Гарпастум». У нас были огромные объемы строительства. Мы строили практически все объекты - дачи, квартиры, бараки... Часть объектов мы сознательно делали более «современными», потому что герои фильма устремлены в будущее. Нам важно было создать ощущение страны, преодолевшей или пытавшейся преодолеть сталинское наследие.

- Как проходил кастинг? Вы искали «типажи 60-х»?

- Искали, прежде всего, живых, интересных людей. Ну и, конечно, мне нужны были точные, документальные лица. Поиски вели в пятидесяти регионах страны: например, вызывали мальчика-студента из Новосибирска, чтобы он 15 секунд в кадре проехал на велосипеде. Он нам даже не верил сначала - думал, мы его хотим завлечь в секту!..

- Расскажите, пожалуйста, о главном актере - Мерабе Нинидзе.

- Поиски главного героя заняли месяцев пять. Нам нужен был человек с невероятно хрупкой душевной организацией, человек умный и в то же время способный быть немножко «клоуном». И нашли замечательного грузинского актера, живущего в Австрии.

Мераб - выдающийся актер, снимался в «Покаянии» Абуладзе. Он грузин и особенно остро чувствует неправедность жертв, приносимых равнодушной родине. Грузинские песнопения звучат в саундтреке голосом мудрой вечности и укором... Когда мы снимали картину, политическая ситуация была совсем иной. Не было войны... Но я знаю только одно: мы занимаемся искусством, а не политикой. И снимали фильм о том, как много значит человеческая жизнь и о том, что нет такой цены, которая может оправдать чью-то смерть.

Я и мои друзья выросли на грузинской культуре. Например, на фильмах Иоселиани. И именно поэтому я надеюсь, что когда-нибудь мы будем вспоминать все как ужасный сон. Ведь мы очень близкие народы, как бы нас не пытались насильно стравить.

- «Бумажный солдат» - название песни Булата Окуджавы, одного из кумиров советской оттепели. Как это работает в вашей картине?

- Цитата из песни Окуджавы «Он переделать мир хотел, / Чтоб был счастливым каждый, / А сам на ниточке висел, / Ведь был солдат бумажный...» - лейтмотив нашего героя. Потому что, на самом деле, наш фильм - о любви к своей стране. Фильм о том, как мы все органически со страной связаны и как мы мучительно хотим, чтобы здесь все получилось... Только иногда не понимаем, как этого достичь. Вот и наш герой стремится к идеалу и его не достигает.

И я пытался говорить об этом времени, о вере в то, что скоро будет абсолютно другая, замечательная жизнь. Я вот часто спрашиваю своих товарищей: а что у тебя случилось за год? Мне отвечают: машину купил. Я еще через год спрашиваю у того же человека: что еще случилось? Он говорит: машину продал, купил другую, квартиру купил. И я понимаю - мысль небольшая, - что мы живем в мире потребительского кредитования. Мы живем в мире одинаковых машин, в мире одинаковых вещей, одинаковой еды, одинакового кино... Мне показалось интересным сделать кино про поколение, часть которого старалась избавляться от всего мещанского. Это ведь было, почитайте ранних Стругацких... Это кино про меня. Абсолютно. «Гарпастум» был про меня лишь отчасти. Я вообще в какой-то момент начал повторять своего героя. Я в сценарии написал, что герой развелся - и после этого развелся. У меня герой в конце умирает, и я подумал - ой-ой-ой!..

Сегодня мы люди-предметы. Но все же наша страна, как мне кажется, устроена несколько иначе. Ей нужно что-то сверх потребительного кредитования.

- Но если нам нужно нечто сверх, тогда почему мы так легко приняли этот образ жизни?

- Потому что все хотят жить комфортно. Вы, я - все мы. Всего этого долго не было, и надо наиграться, поездить по магазинам...

К моей жизни это не имело бы ровным счетом никакого отношения, но я очень хочу верить, что живу в стране, которая может полететь на Луну! Мне, как и герою «Бумажного солдата», кажется, что из этих ожиданий и складывается то напряжение в обществе, которое все замечают. Мучительное ожидание и желание того, чтобы мы где-то были первыми.

- Нам нужно именно первенство?

- Важно не первенство, а ощущение того, что мы можем, что у нас получится. Иначе вся эта энергия будет накапливаться и накапливаться, а потом - война. Потому еще тогда было время счастья, даже не счастья, скорее время вдохновения. Во многом картина именно об этом. Понимаете, ведь Хрущев, при том что его потом превратили в поклонника кукурузы, был замечателен тем, что и в самом деле хотел дать обществу эту веру. В нем была искренность. А дальше все выродилось в ничто: экономика и идеология хирели, произошло дезавуирование подвига. Полет человека в космос - это ведь, и правда, было самое потрясающее достижение после 9 мая 1945 года!

- Вы наблюдали за зрительской реакцией в Венеции. Зритель эту вашу идею уловил?

- Зал следил за происходящим очень внимательно и эмоционально реагировал во время всего просмотра. А потом были долгие овации. Меня и моих продюсеров аплодисменты, конечно, обрадовали. Но, с другой стороны, и удивили...

Я - раб своего кино. Когда фильм сделан, для меня все не заканчивается, скорее только начинается. Фильм должен жить, иначе зачем же делать кино?

- После премьеры в Венеции кому сделали первый звонок?

- Моей маме - сценаристу Светлане Кармалита, в Петербург. Она порадовалась, поздравила меня. Мама, кстати, стала одним из прототипов главной героини. И вообще этот фильм я посвятил своим родителям.

- В какой степени влияют на вас фильмы других режиссеров?

- У меня есть пара десятков картин, которые я пересматриваю чуть ли не каждую неделю. «Семь самураев» Куросавы, «Последний киносеанс» Богдановича, «Андрей Рублев» Тарковского, «Иван Лапшин»... На «Гарпастум» не в последнюю очередь повлияла картина «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Конечно, нельзя не признать, что я нахожусь под огромным влиянием картин своего отца. Я считаю его гением. Я не понимаю, как сделан «Иван Лапшин». Обычно я понимаю - как, по какой схеме сделано кино. Как оно было снято. А здесь - не понимаю! Как было достигнуто такое совершенство? Не могу объяснить, как добивались таких художественных результатов Феллини и Бергман. А только то, что не можешь объяснить и проанализировать, и интересно смотреть.

В общем, внимательно подхожу к тому, что может повлиять на мой стиль. Я ведь по-прежнему нахожусь в поисках.

Полосу подготовила Людмила Гриневич


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.










Новости
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Новости
Товары