Встреча для вас

Дожили до понедельника

Что, по-вашему, вот-вот польется из каждой школы на приближающемся праздновании Дня учителя? Да не вопрос, скажете вы, сколько у нас душевных песен: «Школьный вальс»...

«Прощальный вальс» («Для нас всегда открыта школы дверь»)... «Вчителько моя, зоре світова»... «Десятый класс, звенит звонок...», или вот, например, «Учительница первая моя, она же и последняя»... впрочем, это что-то из другой оперы, хоть и поновей.

Даже дети привыкли, что их из года в год провожают в большую взрослую жизнь все под те же «звуки нестареющего вальса» - впервые прозвучавшего в дебютном фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш» (а это было аж в 1977 году), и что жизненные такие слова «синица в руках лучше, чем журавль в небе» - строчка из не менее популярной на выпускных вечерах песни к кинофильму «Доживем до понедельника», снятом в 1968 году, то есть ровно сорок лет назад. Новых у нас ни песен, ни фильмов про школу нет.

«Рынок в Учителе

не нуждается»

«Выходит, нашим мамам и папам повезло больше, - пишет современная десятиклассница в сочинении после просмотра некогда культового «Доживем до понедельника». - Хотя действие происходит в советское время, но как созвучно происходящее нашему! Сразу начинаешь перебирать в памяти события и факты собственной жизни и признавать очевидное: такое случается и сейчас. И пусть на бумаге вывод, с которым согласны все, написал девятиклассник Гена Шестопалов, но простая формула «Счастье, когда тебя понимают» удивительным образом оказалась подходящей для всех - и отрицательных, и положительных - героев фильма.

Пересматривая старые фильмы на школьную тему, я вдруг поймала себя на мысли о том, что все герои-учителя в них какие-то «неправильные», выпадающие из формально укоренившегося в обществе образа педагога. Они не стараются предстать перед своими учениками лучше, чем есть, не говорят менторским тоном и вообще стараются быть людьми в своих отношениях с теми, кого учат и воспитывают. Может быть, поэтому им так трудно в педагогических коллективах, среди коллег, не желающих видеть в своих учениках взрослеющих молодых людей...

Или вот школьная любовь. Детская любовь вообще, наверное, беспроигрышный драматургический ход, вызывающий слезы у зрителей, особенно если на экране рядом с детьми взрослые, отказывающие им в праве любить и быть любимыми. Стоит только вспомнить другой отличный фильм - «Вам и не снилось». В тех старых фильмах режиссеры тактично используют его, во всяком случае в фильмах, всерьез размышляющих о том, какими будут герои нашего времени в самом недалеком будущем. Парадоксально, но, думая о будущем, они, выходит, размышляли о нашем времени и о нас, ведь герои их фильмов сегодня стали нашими родителями! И всматриваясь в лица героев, я думаю о том, что, вполне вероятно, наши папы и мамы так же решали «взрослые вопросы», так же, прощаясь с детством, учились по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Сегодня нам все чаще говорят лишь об одном: нужно стремиться к личному успеху, но возникает чувство, что успеха кто-то из моих сверстников может спокойно добиваться ценой оттеснения с дороги других, менее успешных...

В какой-то момент я вдруг поняла еще одно: вполне вероятно, что в фильмах о школе режиссеры и сценаристы имели в виду гораздо большее, чем школу, - общество и людей, живущих в этом обществе. Ведь советское время в кинематографе (и не только в нем) было временем подтекстов, и, может быть, так и нужно относиться к фильмам о школе, об учителе, которые тогда выходили. Может быть, именно потому, что сегодня можно говорить обо всем на свете и даже о том, что совершенно не нуждается в том, чтобы его обсуждать, фильмы о школе и не становятся пронзительным размышлением о происходящем в этом обществе и с этими гражданами?

Говорят, на Руси всегда с почтением относились к служителю церкви, учителю, фельдшеру - хоть в лютый мороз перед ними снимал шапку и стар и млад. Нынче общество не стремится сохранять такое уважение к Учителю, может, как раз потому, что именно учитель мог бы кого-то усовестить, отрезвить, остановить... Вот на экранах и нет фильмов об учителе как о герое нашего времени - рынок в нем просто пока не нуждается...»

Героини не нашего времени

Насчет роли настоящего учителя как национального героя девочка права. Хороший учитель - это Человек в квадрате. Что и доказывают лучшие наши фильмы, даже не обязательно о школе. Правда, как в кино, так и в жизни это скорее не учитель, а учительница, потому что Мельниковы (с внешностью Штирлица!) и Несторы Петровичи встречаются не часто. Зато наша экранная учительница всегда прекрасная дама, начиная с благородной «сельской» в исполнении Веры Марецкой (очень старый фильм о девушке из дворянской семьи, которая накануне Первой мировой войны отправляется в Сибирь учить крестьянских детей в глухом поселке, где выпускницу Петербургской гимназии ждут недоверие и враждебность местных жителей, озабоченных только добычей золота, нелегкая судьба... и удавшаяся карьера человека, призванного сеять разумное, доброе...) Были, конечно же, «первые» - Наталья Аринбасарова и Тамара Макарова, одна другой краше внешне и внутренне, а затем целый ряд умниц и красавиц, воплощенных тоже умницами и красавицами Ириной Купченко, Еленой Прокловой, той же Ириной Печерниковой из «Доживем до понедельника»... Ну и, наконец, Надя из всенародно любимого фильма. Почему скромная училка русского языка польского разлива оказалась для нас милей гигантского количества красивейших и талантливейших кинодив отечественного производства? Ирония ли это судьбы, что ни у кого не возникало вопросов, почему Женя практически не глядя «махнул» Галю на Надю, пусть даже говорящую и поющую с чужих голосов? Потому что всем даже сквозь новогодний сумрак было видно: она Иная. Учительница, одним словом...

Наш ответ Гарри Поттеру

«В среду Женька и Леха дежурили по классу. Нельзя сказать, что Женька любил дежурить, но первым уроком по расписанию стояла биология, а это, не считая кабинета химии, был самый интересный кабинет в школе. К тому же сегодняшнее дежурство таило в себе и другие скрытые достоинства. Женьке уже недели две нравилась Синицына, но кроме как дернуть ее за косу или выбить из рук портфель, повода к общению не представлялось. И вот Женьке улыбнулась удача. Он знал, что Синицына любит приходить утром, чтобы покормить хомячков.

Женька явился в школу ни свет ни заря. Нервничал. Интересно, придет или нет? От этих девчонок всего ожидать можно. Дверь открылась, но, к Женькиному разочарованию, в кабинет вошел Леха.

- Чего это ты меня не подождал?..

Женьке не очень хотелось обсуждать этот вопрос, поэтому он ловко перевел разговор на другую тему.

- Смотри, чего это тут треугольник валяется? Он же из кабинета математики. Здоровый какой. Голова пролезет.

- Не, не пролезет, - отмахнулся Леха. В этот момент дверь распахнулась, и вошла Синицына...»

О проблемах подрастающего поколения говорят много и охотно, особенно о том, что оно не читает книг, а если и читает, то совсем «не те которые нужно», например Гарри Поттера. Но вот беда: написанный английской учительницей увлекательный «Гарри Поттер» нравился всем детям, в том числе и нашим, так, что его пришлось даже экранизировать. А своей альтернативы у нас не было - но, значит, она должна была появиться и появилась. Имя писательницы, книгами которой с некоторых пор зачитываются российские дети, а также их родители, учителя и даже кинематографисты, - Тамара Крюкова.

Тамара Шамильевна Крюкова родилась во Владикавказе, но в свое время ей довелось пожить в самых разных уголках нашей планеты. Она работала переводчиком и...ну конечно же, учительницей - преподавателем английского. Первая книга родилась из писем, которые она писала своему сыну. Сейчас Тамара Крюкова уже признанный всеми детский автор и лауреат множества премий. Ее книги не только переводят на разные языки, но и экранизируют. Уже сняты два полнометражных художественных фильма: романтическая история по повести «Костя + Ника» и кинокомедия «Потапов, к доске!» (отрывок из сценария последней и приведен выше). Кстати, треугольник через Лехину голову таки пролез, но только в одну сторону. А дальнейшие приключения Лехи Потапова, по случаю начавшегося урока вместе с треугольником на шее запихнутого в шкаф со скелетами и муляжами, а также развитие сюжета Женькиной любви можно было бы посмотреть в фильме «Потапов, к доске!»... если бы, конечно, у нас это показывали. А, между прочим, учительницу в этой комедии играет бывшая «Наденькина подружка» - блистательная Лия Ахеджакова.

Фильм «КостяНика. Время лета» - буквально про упомянутую выше детскую любовь, про Ромео и Джульетту среднего школьного возраста, - тоже высоко оценен взрослыми, давшими ему многочисленные награды на международных кинофестивалях, а главное - детьми! И пусть это только начало и посмотреть новое хорошее школьное кино можно только скачав, как и какую-нибудь гадость, из Интернета, но оно - есть.

Подготовила Людмила Гриневич


п»ї