Між минулим і майбутнім

История Сумского городского герба

Почему наш герб оказался в одном ряду с гербами Москвы, Киева, Смоленска и других городов с более древней историей

С незапамЯтных времен сумчане из поколения в поколение передавали легенду о происхождении названия города. Будто бы какой-то непутевый казак потерял на берегу безымянной реки дорожные сумы с золотыми монетами.

Через много лет беженцами из-за Днепра сумы были найдены. Случай этот был воспринят как знак свыше: место счастливое и благоприятное для жизни. И река, и город, устроенный на берегу реки, названы были в память необыкновенной находки. В одном из многочисленных вариантов легенды говорится, что сумы нашел атаман Герасим Кондратьев, убедивший переселенцев из-за Днепра поселиться здесь.

Разумеется, учеными давно доказано, что реки Сума и Сумка получили свое название в глубокой древности, в первых веках нашей эры, да и происхождение этих слов не связано со славянскими языками. Об одном можно сказать уверенно: легенда, объясняющая название города, появилась одновременно с городом.

Почему не удалась первая попытка

Вопрос о создании в Российской Империи городских гербов был поставлен в 1722 году после создания особого государственного учреждения - Герольдмейстерской конторы, в обязанности которой входило составление гербов городов, гербов дворянских фамилий, эскизов государственных печатей. На должность заместителя начальника конторы был назначен граф Франциск Санти - итальянец на русской службе, признанный знаток европейской геральдики. Гербы должны были не только соответствовать мировым канонам геральдики, но и раскрывать исторические и природные особенности городов, для которых они создавались.

В 1727 году из Военной коллегии Ф.Санти получил заказ на составление гербов для знамен Изюмского, Сумского, Харьковского, Ахтырского, Острогожского слободских казацких полков. Тогда же в Сумы был послан опросный лист, требующий прислать описание города и рисунок с изображением существующего знамени. Необходимо было дать историческую справку о его прошлом, данные о промыслах, ремеслах и торговле, а также ответить на ряд вопросов: 1) что означает название города; 2) каких домашних животных разводят в тех местах, какие звери и птицы водятся в лесах (особенно тщательно указав редкие виды); 3) где расположен город - на равнине, в горах или в степи; 4) какие там растут плодовые деревья, какие зерновые культуры разводят в этих местах; 5) на каком водоеме расположен город, какие там водятся рыбы; 6) какие растения растут в окрестностях; 7) какие народы проживают в этих областях; 8) каким образом город был присоединен к Российской Империи - присоединился ли он добровольно, взят ли штурмом или отошел к России по какому-нибудь мирному договору. Кроме того, городские власти должны были прислать рисунок герба или другого городского символа, если таковой имелся.

В мае 1727 года Ф.Санти приступил к эскизной разработке заказанных гербов. Если название города содержало намек на определенный предмет или объект, Санти избирал его в качестве главной гербовой эмблемы, получая в результате «говорящий герб» - происходящий от названия города. Так, Сумам планировалось присвоить герб с изображением коня, груженного переметными сумами. И все же новому символу не довелось украсить знамя Сумского полка, как, впрочем, и остальным его слободским «собратьям»: вскоре после смерти Петра I Ф.Санти сослали в Сибирь за то, что среди его друзей оказались участники неудачного заговора, направленного против императора Петра II. Герольдмейстерская контора подверглась полному разгрому со стороны тайной канцелярии. Многие ее сотрудники были арестованы или отстранены от службы. Заказ на гербы для слободских полков был аннулирован Военной коллегией «в силу злодейств, возникших в Герольдии», а полки получили указ «временно оставаться при старых знаменах».

Гербы Бекенштейна остались невостребованными

Впрочем, уже через несколько лет Герольдмейстерской конторе пришлось вернуться к прежнему заданию. Военная реформа, проводимая в 30-е годы XVIII века, имела целью реорганизовать слободские казачьи полки в армейские гусарские. Первым шагом в этом направлении была замена старых казацких знамен новыми - с гербами городов, как требовала того войсковая традиция. Однако, потеряв после ареста Ф.Санти лучших специалистов, контора не могла выполнить заказ Военной коллегии. В этих условиях пришлось обратиться к главному консультанту в области геральдики, профессору юриспруденции Академии Наук Иоганну Симону Бекенштейну. И хотя, по словам самого Бекенштейна, «сие дело до Геролдс-конторы принадлежит», поручение он исполнил, представив свое «мнение» о знаменах слободских полков, расквартированных в городах Сумы, Харьков, Изюм, Ахтырка, Острогожск, а также описание и рисунки гербов, которые могли бы изображаться на знаменах. По всей видимости, И.Бекенштейн был знаком с методами составления гербов, разработанными Ф.Санти. Он потребовал предоставить в свое распоряжение описание полковых городов, одежды слобожан, рисунки казацкого оружия. Кроме того, Бекенштейну были переданы пять тетрадей с изображениями казацких знамен, присланных из Украины князем Шаховским. В помощь профессору были присланы «Ведомости» с описанием названных пяти городов, но, видимо, крайне невыразительные, без указания на особенности каждого города. И.Бекенштейн надеялся найти «в помянутой Ведомости некоторые известия, но очень мало полезного увидел, потому что о первом тамошнем городе немного упомянуто, а до прочих четырех объявляется, что они в таких же обстоятельствах находятся, как и первый». Правда, в опросном листе из Сум содержалось изложение одного из вариантов легенды, связанной с возникновением названия города.

К ноябрю 1734 года И.Бекенштейн отослал сочиненные гербы в Военную коллегию. Гербы он старался составить «по состоянию тамошних мест», насколько это было возможно сделать, исходя из «Ведомостей о городах». Например, о городе Суме написано, что «он сделан земляной на гористом месте, чего ради можно башню на горе представить, за которою две сабли накрест положенныя видны, или несколько на холмиках поставленных знамен, или такожде орла на горе сидящего». Для города Сумы И.Бекенштейн предлагал 14 вариантов герба. Он сочинил их, используя сведения о местоположении города, природных

условиях, животном и растительном мире. Любой из этих рисунков мог стать, по мнению И.Бекенштейна, гербом города.

Составленные Бекенштейном рисунки гербов для знамен слободских полков так и остались на бумаге. Военная коллегия не спешила рассматривать этот вопрос, отложив его до нового, 1735 г. Русско-турецкая война и последовавшие за ней события - смерть императрицы Анны Иоанновны, смена верховной власти - роковым образом отразились на судьбе слободских гербов. Гербы, составленные Бекенштейном, остались невостребованными и хранились в архиве Военной коллегии до 1748 года, когда их передали в распоряжение Герольдмейстерской конторы. Между тем, и в 1781 г. Герольдмейстерская контора записала, что проекты гербов слободским городам ей для рисования пока не присланы...

«Герб тому городу был старой...»

Новый этап истории городских гербов связан с реформами местного самоуправления 70-80-х гг. XVIII в., проводимыми Екатериной II. Согласно новому законодательству, герб стал служить отличительным знаком городского населенного пункта и давал право на ряд привилегий для городских жителей.

В 1775 году в Герольдмейстерской конторе был составлен гербовник для военных, в том числе и слободских, знамен. Его автором стал известный историк, герольдмейстер князь Михаил Щербатов. В гербовник были включены 35 рисунков и описаний полковых гербов. Некоторые из них, в том числе и сумской с изображением легендарных сум, впоследствии были использованы как городские.

21 сентября 1781 года правительством был утвержден герб города Сумы: «В серебряном поле три черные сумы с их перевязями и золотыми пуговицами, показующие именование сего города». Согласно геральдическим законам металл и цвет, использованные в гербе, обозначали: серебряное поле - благородство и чистота, черные сумы - осторожность и мудрость. Основой для нового герба стали три сумы, изображенные на знамени Сумского казацкого полка. Поэтому герб города Сумы был отнесен к категории «старых». Подтверждение древности герба можно найти и в документе конца XVIII века «О городе Сумах»: «Герб сему городу был старой: в серебряном поле три черныя сумы с их перевязьми и золотыми пуговицами - показывает именование сего города, а когда и кем тот герб пожалован - неизвестно, которой в 1781 году 21 сентября Ея Императорским Величеством конфирмован, и потому ныне сей герб существует». Среди тысяч российских городов старыми гербами могли гордиться только сто.

Сумской герб, таким образом, оказался в одном ряду с гербами Москвы, Киева, Смоленска, Ярославля, Владимира и других городов страны, имевших более древнюю, чем Сумы, историю и символику. Герб Сум не имел в верхней части геральдического щита герба Харьковской губернии (как у большинства уездных городов) благодаря своему особому статусу: с 1765 года Сумы были центром провинции, да и сам город, как тогда считалось, был старше губернского Харькова на два года.

Буря среди харьковского дворянства

Однако на этом эволюция сумского герба не завершилась. В середине ХІХ века геральдическое отделение возглавил барон Б.В.Кене, уделивший особое внимание украшениям городских гербов. Кене разработал целую систему использования различных видов корон, венчающих городской гербовый щит: императорская корона применялась в гербах губерний и столиц, царская шапка в виде Мономаховой - в гербах древних русских городов, серебряная башенная корона с тремя зубцами - в гербах уездных городов. Что касается других украшений, то они должны были, согласно традиции, отражать политическое значение города и род занятий горожан. Дубовые листья с Андреевской лентой - для губерний, Александровская лента с двумя золотыми молотками - для промышленных городов, Александровская лента с двумя золотыми колосьями - для городов, отличающихся земледелием и хлебной торговлей, Александровская лента с двумя золотыми якорями - для приморских городов. Помимо украшений, Кене изменил и структуру городского герба. Герб губернии помещался теперь не в верхней части гербового щита, а в так называемой вольной (пустой, не несущей изображения) части городского герба, справа или слева.

В 1863 г. Кене составил проект герба Сум: «В серебряном щите три черные сумы с червлеными кистями и поясами и золотыми пуговицами. В вольной части герб Харьковской губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и

окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой». Был изменен и герб Харьковской губернии. Рог изобилия по причине своей «негеральдичности» был заменен новыми эмблемами: конская голова, звезда, две византийские монеты. Конская голова означала конезаводы, находящиеся в губернии, звезда - Харьковский университет, монеты - торговлю и богатство.

Однако когда вновь созданный герб губернии был опубликован, в среде харьковского дворянства разразилась буря. В своих петициях дворяне требовали восстановления прежнего герба, который пожаловала Екатерина ІІ. Ходатайство было удовлетворено - герб губернии остался прежним с небольшими изменениями, как, впрочем, и герб города Сумы, новый проект которого так и не был законодательно утвержден.

Даже на номерах извозчиков и велосипедистов

С течением времени городская символика нашла свое применение в самых разных сферах общественной жизни. Известны примеры изображения герба города на флагах, вывешенных на общественных городских зданиях, городской герб использовался для украшения улиц города в торжественных случаях и т. д. О гербе отныне непременно упоминается в печатных трудах, посвященных историческому и географическому описанию города. О нем имеются сведения в календарях-месяцесловах, в краеведческих изданиях и трудах справочного характера.

Герб изображался на печатях городских должностных лиц и негосударственных учреждений, банков, благотворительных обществ, больниц, исправительных домов, попечительских советов, сельскохозяйственных, экономических обществ и др.

По количеству изображений герба на печатях могут конкурировать только знаки местных должностных лиц, которые носили на груди на специальной цепи. Согласно «Городовому положению» 1870 года знаки с городским гербом предписывалось носить Городскому голове, членам Городской Управы, чинам торговой и хозяйственной полиции. Специальные знаки с гербом города получили в XIX в. и «второстепенные» лица городской администрации: базарные смотрители, городские контролеры и прочие. Городские символы вместе с вензелями императоров можно увидеть на памятных медалях и жетонах, которые выпускали в честь юбилеев города и различных городских учреждений.

Со второй половины XIX в. их выпуск принял массовый характер. Городской герб помещали на флагах и вымпелах местных любительских и профессиональных обществ. Даже на номерных знаках извозчиков, а позже на номерах велосипедов изображался городской герб.

Возвращаясь к легенде, связанной с названием города, и ее реальной основе, напомним, что в Историческом музее в Москве вместе с портретом, полковничьей булавой, саблей, пистолетами хранится и... «золотая сумка» Герасима Кондратьева. Об этих вещах, переданных потомком первого сумского полковника Е.Д.Кондратьевым в музей Сумского драгунского (гусарского) полка, располагавшегося уже в Москве, рассказано в одном из номеров журнала «Киевская старина» за 1901 год.

Игорь Скворцов


п»ї