Киндер - шансик

Условия успешной учебы

Отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять пытливость его ума

Что можно порекомендовать родителям, которые обращаются к специалисту с жалобами на то, что у их отпрыска «проблемы с учебой»?

У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство тоже основано на этом стремлении познавать новое.

Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных «инструментов» его обучения. В каждой возрастной группе ребенку хочется иметь определенный уровень знаний и умений - и как раз с помощью своей любознательности он этот уровень повышает. Поэтому отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять пытливость его ума, то есть и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе.

Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять. Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что в книжках есть не только картинки, но и еще что-то интересное - причем эта информация скрыта за непонятными значками, которые взрослые называют буквами. Малыш начинает этими буквами интересоваться - и здесь важно уловить меру его заинтересованности: не давить его насильно дополнительной информацией, заставляя сразу учиться читать, как только он спросил про одну из букв «что это такое», а ответить только на поставленный вопрос, причем вначале на один, потом на другой - так ребенок постепенно научится читать, ведомый именно своим активным желанием и интересом, а не произволом взрослых.

Когда ребенок ходит с мамой в магазин - он вполне может спросить, что это за циферки на бумажках возле товаров, как мама складывает цены, и постепенно можно дать попробовать самому сосчитать стоимость, к примеру, тех двух конфет, которые мама купит для ребенка. Можно также по дороге в садик и обратно считать окна или колеса у машин - таким образом ребенок учится манипулировать цифрами.

Главное, чтобы это все тоже было не насильно, а в рамках естественного интереса малыша. Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашних заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

Ни один человек не может научить другого чему-то большему, чем умеет сам. И если ребенок будет ограничиваться в обучении только школьными знаниями - вероятно, он сможет вызубрить их на пятерки, но полный объем знаний как набор представлений об окружающем мире он вряд ли получит. И вряд ли его интеллект разовьется в должной мере.

Так что необходимо изначально настраивать ребенка на то, что школьных знаний не всегда достаточно, и побуждать его получать информацию из других источников.

В общем-то, вначале это полностью забота родителей - это потом ребенок будет сам ходить в театры и музеи, а вначале следует ходить вместе с ним, причем не просто таскать его по залам или заставлять сидеть смирно на спектакле, а разговаривать, обсуждать увиденное. И конечно, опять же отвечать на вопросы!

Если у ребенка трудности с запоминанием фактических дат или стихов (из-за того, что у него память образная) - то, может быть, на это стоит посмотреть сквозь пальцы (как и на ту двойку, которую ребенок в результате принесет), а может быть, попробовать разобрать вместе с ребенком пресловутое стихотворение на образы.

Не затвердить текст механически, а сперва пересказать прозой или даже нарисовать, чтобы включить образную память. Единственное, что можно сказать наверняка, - если в таких вопросах прессинговать ребенка, то чем больше вы это делаете, тем меньше он выучит и запомнит...

Если плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

Чем больше ребенок ищет знаний - не формальных, ограниченных школьной программой, а базы для развития собственной логики, - тем меньше он от получения новых знаний устает и тем больше у него потребность в новой информации. И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого пытливого ума. Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

Николай Нарицын, врач-психотерапевт


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Какие сказки нужны дошкольникам?

Поройтесь в домашней библиотеке и найдите старые детские книжки. При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3-4 лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Зайкина избушка», «Кот и Петушок»), торжестве... Читать статью полностью

Мальчик и мама

В комнате сразу стало темно и неуютно, потому что мальчик и мама поссорились... Мама ушла к себе, а мальчик тоскливо смотрел в окно. Он не понимал, почему его мама совсем-совсем не чувствует ЭТО? Он ей рассказал, как вчера ночью стоял у окна и разговаривал со звездой. На небе она... Читать статью полностью





Анонс








о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары