Культура

«Это нужно показывать людям!»

Живописная кинематография Гаршиной - яркий позитив с хэппи-эндом

ВеЧером 7 июля пробирались сквозь пелену дождя, а вскоре радовались радуге те, кто спешил в галерею «21» (что на пр.Шевченко, 21) на открытие персональной выставки художницы Ирины Гаршиной.

Так и просится добавить - сумской художницы, но мы намеренно этого не делаем. Ирина - коренная сумчанка, однако в последнее время «самого интеллектуального наивиста Украины» (как назвал ее один из столичных арт-журналов), к сожалению, больше знают и ценят в Киеве, нежели у себя дома. После весьма ощутимого успеха в знаменитой «Я галерее» Павла Гудимова жизнь Ирины изменилась. Успешная волна повлияла и на утверждение Гаршиной в дизайнерском русле: ее эксклюзивные сумочки сегодня модно покупать в киевских бутиках, специализирующихся на уникальных предметах hand-made. А в конце июля Павел Гудимов снова покажет миру гаршиновские акриловые «рассказы» и, возможно, повезет ее картины во всеукраинский тур.

Сумчанам же представляется уникальная возможность увидеть работы Ирины Гаршиной в замечательном выставочном зале галереи «21». На вопрос, почему именно здесь, владелец галереи Олег сказал: «Мы стараемся предлагать людям редкий продукт, такой, какого нет нигде в Сумах. Кроме того, живем и работаем по принципу позитива. Если творческий продукт автора нравится и, самое главное, несет позитив - это нужно показывать людям! Мы делаем акцент на современном искусстве и приветствуем как неизвестных, так и модных художников. И академических, и не академических. Что касается творчества Ирины, то нам нравится ее подача, нестандартность, свежие идеи».

И вот на одной из лучших выставочных площадок Сум (консультации по оснащению зала давали высококлассные специалисты старейшей питерской галереи) всем желающим представился случай посмотреть живописный фильм. Ибо все увиденное - яркие кадры, где есть общие и крупные планы, где соседствуют эпатаж и философское размышление, гротеск и тонкость, поэзия и проза, категории «прекрасное» и «отвратительное» и вся наша жизнь во всех ее проявлениях.

Удивительно, но всем знакомые ситуации, помещенные в пестрый мещанский антураж как «совдепии», так и сумского «сьогодення» именно в картинах Гаршиной обретают особый смысл и звучание. Ее работы в стиле арт-наив - наряду с конкретным реализмом и ощущением эпохи - довольно символичны (к примеру, рыба у художницы - это душа, зима - смерть, то есть «неживые» предметы в натюрморте играют весьма живую роль), а автобиографические моменты зачастую чередуются с усиленным театральным эпатажем. Рамки последнего, по мнению некоторых дам «послебальзаковского» возраста, переходят установленные эстетикой границы - к примеру, «Сцена в туалете». Да, с эстетическими нормами не поспоришь. Это действительно некрасиво. Но это - жизнь. И как же тогда быть с

Иеронимом Босхом (не говоря уже о современных художниках), который еще в XV веке воспроизводил свои физиологические «видения» с подробностями куда как похлеще?! И до ХХІ века остается популярен... В любом случае - настоящий художник не подстраивается под нормы и правила, а просто передает свое видение мира, свою трактовку эстетики, зачастую действительно скандальную.

Выставку под названием «Искусство принадлежит народу» представляют несколько циклов - натюрморты (в антураже дореволюционном и 30-40-х годов); циклы «Мой 37-й» и недавно созданный «Искусство принадлежит народу». О сути этой выставки, этого своеобразного обращения к народу художница сказала: «Наша жизнь - архаична. Мои работы не о том, как было, а о том, как сейчас. Ведь меняются эпохи, меняется антураж, а сущность людей остается прежней. Хотелось сказать и о том, что с 1917 года искусство никогда не принадлежало народу. Ведь его восприятие требует свободы, спокойствия, интеллекта, определенного духовного развития. Настоящее искусство - оно вне времени, оно вечно. А народу, запуганному войной и голодом, политическими репрессиями и чиновничьим идиотизмом, озабоченному выживанием и смотрящим не дальше сегодняшнего дня, не до искусства. И сейчас, к сожалению, тоже. У народа искусство проявляется в другом. Как я это вижу - я показала. Но несмотря на наши трудности, я с оптимизмом смотрю вперед, люблю жизнь, спешу жить - что и советую всем!»

И это правда. Мало кто представляет, насколько непросто быть художником-женщиной в нашей стране, иметь семью, заниматься творчеством. Яркие, сочные, жизнеутверждающие краски спорят с глубинной психологией, настраивая зрителя на то, что житейско-гротескный живописный фильм и художницы, и собственный каждого ее зрителя - все-таки позитивный и обязательно с хеппи-эндом. Во всяком случае, к этому необходимо стремиться, чтобы жить дальше - и чтобы наконец-то настало время для искусства.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Полтавская скульптура в Сумах

Читати статтюВ муниципальной галерее - царство глиняных и деревянных шедевров лучших мастеров Украины

СЧем у нас обычно ассоциируется Полтава? Конечно же, с Гоголем, Сорочинской ярмаркой, варениками с вишнями... А вот знатоки и ценители искусства сразу вспоминают полтавскую скульптуру.

То... Читати статтю повністю

Приходите посмотреть на красоту и помочь талантам

Вы улыбнулись, увидев красивое? Вы восхитились, заметив нестандартный подход к, казалось бы, самому обычному изделию? Вам тоже захотелось попробовать сделать что-то своими руками? Тогда задача авторов, даже если они ее и не ставили, - выполнена. Благотворное влияние положительных... Читати статтю повністю

Незримый образ в интерьере

Второго июля в первом зале Сумской муниципальной галереи открылась выставка известного сумского фотографа Натальи Говорухиной, посвященная 150-летию со дня рождения А.П.Чехова и 50-летию основания Сумского дома-музея Чехова. По словам автора, в этих работах - ее любовь и особая дань... Читати статтю повністю