Долі

Любовь и смерть Александра Таирова

В июле театроведы всего мира отмечали 125-летие со дня рождения нашего земляка, удивительного гения - не имевшего ни учителей, ни последователей - только Театр.

В начале 20-х годов ХХ века о Камерном театре Александра Таирова взахлеб и с восторгом писала советская и мировая пресса.

Европа и Америка рукоплескали русским гастролерам, заядлые парижские театралы осыпали цветами и без конца вызывали на «бис» приму театра - выдающуюся трагедийную актрису Алису Коонен... Этот ажиотаж и накал театральных страстей сравнивали лишь со знаменитыми дягилевскими «Русскими сезонами». Таировский Камерный со своим неповторимым, неведомым даже Европе театральным стилем - был на самом гребне творческой волны и заслуженно купался в славе. Нестандартность трактовки, изысканность сценических форм, элегантность движений и костюмов, красота современной музыки, разножанровость, образность, истории высоких страстей из мировой классики - не могли не очаровать «западного» театрала. О таком успехе своего детища, может быть, не мечтал и сам режиссер - Александр Таиров.

«И будешь ты царицей мира...»

Он не мечтал. Он работал. Давно и много. Первое знакомство с театром состоялось в Ромнах - его родном городе, тогда Полтавской губернии. Он родился в семье учителя, который принял православие, чтобы жениться на его матери, и страстно любил театр - вместе со своими учениками ставил спектакли. Тогдашние Ромны славились своей «театральностью» и горячей любовью к этому виду искусства, а в конце ХІХ - начале ХХ века переживали особый подъем национального театра. Мимо утопающего в садах города не проезжали гастролеры как российские, так и украинские. Посмотрев «Демона», восьмилетний Саша Корнблит (настоящая фамилия будущего режиссера) тоже заболел театром. История низвергнутого ангела увлекла и потрясла мальчика. После спектакля, прыгая по креслам как по скалам, юный гимназист обещал: «И будешь ты царицей мира!..»

В 15, выбирая псевдонимы для гимназического спектакля, Саша придумал себе Таирова (таир по-арабски - орел). И хотя образование получил юридическое - сначала в Киевском, затем в Петербургском университете, - с 1904 года работал актером, а затем и режиссером в театрах Киева, Петербурга, Риги, Симбирска... Ставил Чехова, Горького, Ибсена, Байрона, Шоу, Гауптмана, Шиллера - уже тогда тяготел к высокой драматургии. Играл на одной сцене с легендарной Верой Комиссаржевской. Но настает период, когда весь имеющийся опыт русской сцены перестает его удовлетворять. @Он решает: уйти из театра - или изменить его!

И судьба предоставила ему такой шанс. В «Свободном театре» Морджанова он всматривается в новые театральные веяния. А самое главное - встречает свою мечту, свой идеал: актрису Алису Коонен, которая вскоре станет и его женой, и живым воплощением его любимой героини Адриенны Лекуврер, которую 29 (!) лет подряд без дублерш и всегда по-новому на сцене «Камерного» играла Коонен. Они слились для Таирова в один образ: его Алиса и великая французская трагикомическая актриса, которая, по словам Вольтера, «изобрела искусство разговора сердцем» там, где царила холодная декламация. Выбор его призвания сделан, позже он скажет: «Есть три непростых профессии: революционер, адвокат-защитник, актер-режиссер. Я выбрал последнюю, но в ней собраны все три. Каждой своей работой опрокидывать отжившее, обвинять и защищать - к этому я стремился».

Жить театром - жить в театре!

В декабре 1914 г. в Москве его детище появилось на свет и вскоре стало делать свои первые уверенные и красивые шаги. На вопрос, почему театр имеет такое название, Александр Яковлевич отвечал: «Мы хотели иметь небольшую камерную (от франц. camera - комната. - Ю.Л.) аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных, беспокойных и ищущих, как мы». Творческие эксперименты вылились в ежедневную многочасовую работу. Таиров, ярый противник «натурализма», отстаивал образность и условность сценического искусства. Он стремился к созданию театра синтетического, объединяющего в себе настоящую литературу, музыку, пластику и оформление сценического пространства. И чистые жанры: высокие трагедии, легкие комедии... Он жил театром и жил в театре. Чтобы не тратить драгоценное время на переходы-переезды - забросил большую квартиру на Спиридоновке и перебрался с Алисой Георгиевной в не очень уютное подсобное помещение при театре.

Каждое утро Таиров, неизменно элегантный, с тростью в руке, появлялся за кулисами. Потом начинал обход мастерских - бутафорских, художественных, монтировочных и др. Потом - репетиция. Перерыв на обед, и снова до полуночи в театре... Спектакли Камерного не походили друг на друга так же, как и художники, их оформлявшие, как композиторы, сочинявшие музыку. Ни один театр ни до, ни после не открыл столько имен художников: Экстер, Веснин, братья Стенберги, Рындин; композиторов: Прокофьев, Свиридов, Александров, Кабалевский... И это из-под его крыла вышли кумиры советской сцены - Фаина Раневская, Михаил Жаров, Владимир Кенигсон!.. Театр был необычайно популярен в 20-х - во время так называемого буржуазно-нэповского отката. Сам Бернард Шоу был на спектакле и восхищался постановкой «Оперы нищих»!

Еще раз хочется подчеркнуть, что ЕГО Камерный не был бы таковым, если бы не ЕГО Коонен. Алиса Коонен - лучшая ученица Станиславского, непревзойденная романтическая Митиль в «Синей птице» Метерлинка,- уйдя из МХАТа, не «нашла себя» в Камерном театре, а вместе с режиссером создала его. Таиров был ум и воля театра, а Коонен - его сердце. И именно благодаря такому мощному содружеству свершилось чудо под названием Камерный театр, которому стоя аплодировала Европа.

«Дэйствительно буржуазный тэатр»...

С началом 30-х над всей творческой интеллигенцией страны Советов стали сгущаться тучи. Образованная публика Камерного, понимавшая и знавшая классику, которую предлагал любимый театр - «Федра» Расина, «Фамира Кифаред» Анненского, «Саломея» Уайльда, «Покрывало Пьеретты» Шнидлера и т.д., к середине 30-х поредела, а к концу практически была расстреляна. Соцреализм не воспринимался Таировым. У советских драматургов, за исключением «Оптимистической трагедии» Вишневского и пьес Булгакова, он не находил тем для своего театра. И продолжал ставить классику. Чем и накликал беду. Своей непохожестью и единственностью он сильно раздражал власть. Сам Сталин пришел посмотреть в Камерный «Багровый остров» Булгакова. После чего заметил, что театр Таирова «оказался дэйствительно буржуазным тэатром!» Это был приговор.

Театр сразу же отправили на гастроли в Сибирь. В 1937-м приказом Комитета по делам искусств воедино были слиты два эстетически несовместимых коллектива: Реалистический театр Охлопкова и Камерный Таирова. Это было началом конца. Временной передышкой стала Великая Отечественная - труппа работала в Барнауле. После войны Таиров обращался к властьимущим, к чиновникам с просьбой о воссоздании театра: «Речь идет буквально о жизни Камерного театра и лично моей как художника... Мне 63 года, 45-й год я работаю на театре и сейчас более чем когда-нибудь ощущаю в себе идейно-творческую зрелость... Но для плодотворного приложения моих сил мне, как каждому художнику, необходима соответствующая помощь, которую всегда наша партия и правительство оказывают в трудную минуту...» Вместо помощи Таирова ожидал удар. Смертельный. 29 мая 49 года Камерный был закрыт, а Таиров освобожден от работы.

Алиса Коонен вспоминала: «Наступивший день показался нам странным и страшным: ни мне, ни Таирову не надо было идти в театр. Александр Яковлевич ходил взад и вперед по комнате, потом внезапно обратился ко мне: «Ты должна каждый свой день начинать так, будто вечером играешь спектакль... Готовь новую роль. Иначе ты не сможешь жить».

Из театра - под траурный марш из «Адриенны...»

Сам он умирал страшно и стремительно - его сразила болезнь потрясения: рак мозга. Каждый день он приходил к вахтеру и спрашивал: «Когда репетиция?» Вахтер отвечал: «А вы у нас больше не работаете». - «Спасибо», - отвечал Таиров, приходил домой и говорил Коонен: «Ты знаешь, у нас сегодня нет репетиции. Но все равно, Алисочка, держи спинку прямо, будь всегда в форме». И на следующий день снова шел к вахтеру.

Когда его увозили в больницу, пришлось пройти через сцену. Племянница Алисы Коонен Нина Сухоцкая, актриса Камерного, воссоздала в записках этот последний день Таирова в доме: «Машина неотложки уже стояла у подъезда, Алиса Георгиевна одевалась в спальне, Александр Яковлевич стоял в столовой у окна и неотрывно смотрел на дом напротив... И вдруг грянула музыка траурного марша из «Адриенны Лекуврер». Внизу шла оркестровая репетиция. Я попросила дирижера Гинзбурга остановить ее, шепнув, что мы не можем же вести Таирова в больницу под звуки траурного марша! Гинзбург сейчас же объявил оркестру перерыв, и в полной тишине мы прошли к машине».

Однако музыка оказалась пророческой. 9 августа 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А.С.Пушкина. А в сентябре Александр Яковлевич Таиров скончался в клинике для душевнобольных. Говорят (хотя многие опровергают), что Алиса Георгиевна после смерти любимого человека прокляла Театр, который его погубил... Она до конца своих дней выполняла завещание мужа и пережила его на 24 года. Известно, что квартира Таирова и Коонен, находившаяся в Театре (окна выходили на Малую Бронную), была фактически разгромлена, вещи спешно продавались. Стол достался Высоцкому.

Послесловие

Выдающийся актер и театральный педагог Михаил Чехов называл имена пяти лучших режиссеров, которых знал: Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Немирович-Данченко и Таиров. Больше всех повезло Вахтангову - он умер еще до того, как сформировалась советская система, не терпящая инакомыслия. Мейерхольда система уничтожила физически. Станиславского и Немировича-Данченко - возвела в ранг «священной коровы», но втиснула в строго определенные рамки. У народного артиста РСФСР Таирова просто забрали театр - что означало лишить его жизни.

Подготовили Юлия Лесина, Людмила Гриневич


п»ї
Читайте у цій рубриці

Их просто нужно любить...

Читати статтю«Спiльнота» не просто помогает инвалидам, она наполняет их жизнь ЖИЗНЬЮ

Лето - пора каникул и отдыха. Но есть категория людей, которые и в это время увлеченно и с удовольствием посещают занятия. В их работе есть что-то общее с уроками труда в школе или с занятиями в кружках.

И... Читати статтю повністю

Эта неделЯ в истории

Вот и август на пороге - тревожный и беспокойный месяц падающих звезд и яблок. Несущий много поводов с верой и надеждой смотреть в небо - кстати, на этой неделе родился человек, объяснивший, почему оно голубое.

28 июля

1900 (110 лет) - В своем родном городе Нью-Хейвен американец... Читати статтю повністю