Соціум

Когда роддом становится тюрьмой

Почему врачи по надуманной причине не отдают здорового малыша маме? Может, Артемчика кому-то уже пообещали?

21-летняя Алиса Лещинская родила здорового сыночка Артема еще 19 августа. Вот уже больше месяца врачи не разрешают молодой маме забрать ребенка из роддома, мотивируя свой отказ тем, что у нее в доме... не закончен ремонт.

Здоровый голубоглазый бутуз Артемка весом 3,6 кг появился на свет в три часа ночи 19 августа, на Преображение, в роддоме города Ромны. На четвертые сутки после родов, когда счастливые родственники с цветами и шампанским приехали забирать маму с малышом домой, врачи огорошили их известием: "Ребенка мы вам не отдадим. У вас в доме не закончен ремонт, там нет условий для новорожденного".

Едва оправившись от шока, молодая мамочка сказала: "Хорошо, но у нас же напротив дом бабушки и дедушки. Мы будем пока жить там". - "Не положено, - ответили медики. - У вас дедушка не обследован на туберкулез, и вообще, он какой-то неадекватный. Выписать ребенка к ним в дом мы не можем - нарушаем приказ Министерства здравоохранения".

"Потом меня пригласили в кабинет к заместителю главврача и объяснили, что есть всего два варианта: или я пишу отказ на ребенка, или заявление, что он месяц будет лежать в больнице, - вспоминает Алиса. - "Пиши, что ты не можешь его забрать, потому что у тебя нет жилья, - диктовала мне заявление врач. "Но у меня же есть дом, в нем просто не закончен ремонт", - попыталась я возмутиться. "Ну и что. Это одно и тоже, - фыркнула доктор. - И вообще, нечего здесь лежать, оставляй ребенка в больнице, а сама иди делать ремонт. Голодным не останется, накормим". Так выгнала домой без малыша едва родившую кормящую женщину врач по материнству и детству.

Растерявшаяся мамочка в слезах вернулась в село, однако не смогла выдержать без сыночка и трех часов. Все это время кроха так горько кричал в больничной палате, что у него начала кровоточить пупочная ранка...

"А ты родишь урода"

Из своего родного села Бобрик Роменского района Сумской области на заработки в Киев Алиса уехала два года назад. Ее семья - мама, братья и сестры, спасаясь от сельской безработицы, перебрались туда немного раньше. Столица подарила юной девушке не только возможность самостоятельного заработка, но и встречу с любимым мужчиной. Однако красивый роман закончился, едва Алиса заикнулась о том, что беременна. Вот здесь и выяснилось, что возлюбленный, оказывается, женат и разрушать собственную семью не собирается. С помощью мамы девушка решила, что если Господь послал ей ребеночка, значит, как бы ни было трудно, она даст ему жизнь и постарается стать хорошей матерь.

Из Киева беременная Алиса возвращается в родное село Бобрик. Здесь и домик небольшой есть, и бабушка с дедушкой живут буквально в двух шагах напротив, и свежий воздух, и коза. Что еще нужно будущему малышу? Однако местные медики встретили девушку агрессивно: "Зачем ты сюда приехала? Оставалась бы в своем Киеве. А то родишь здесь урода, бросишь его под забором, а нам потом отвечать..."

"Так получилось, что во время беременности и родов дочка некоторое время была без меня, - вспоминает мама Наталья Алексеевна. - Мы живем небогато, каждая копейка на счету, а здесь мне предложили выгодный контракт по ремонту квартиры в Москве, и я уехала на заработки. Алиса осталась в Бобрике, но я была за нее совершенно спокойна, потому что знала, что мои родители всегда присмотрят за ней, помогут. Они хоть и старенькие, но все время в работе, держат хозяйство, огород. Я купила Алисе козу, чтобы она пила молоко, повышала гемоглобин. Дом у нас стоит почти возле самого леса, воздух свежий, красота. Ну что еще надо?

Первые проблемы начались у моей дочки еще зимой. Едва она приехала домой и пошла в больницу, чтобы вставать на учет по беременности, ее начали гонять из села в город - то бумажки какие-то у акушерки в селе, то в районном центре.

И хоть село недалеко от города, но ведь беременной же много не набегаешься. Потом, через 4 дня, ее все-таки поставили на учет в Ромнах, но при этом все бурчали: "Зачем сюда приехала? Рожала бы в своем Киеве..." Алиса сдала все анализы, успокоилась. Я, как могла, настраивала дочку, что все у нас будет хорошо, что мы справимся. Хотя сама знаю, каково это - одной поднимать детей, - невесело вздохнула женщина. - Я мать шестерых детей, с мужем разошлись, правда, он помогает, но выкручиваться все равно самой приходится... Так вот, дочка стала читать книги по позитивной психологии, настраиваться на все доброе. Слушала своего малыша, радовалась: "Мамочка, он же меня выбрал, значит, он уже меня любит".

Однажды анализы показали, что у Алисы упал гемоглобин. Мы купили все необходимые лекарства, витамины. Но местный врач - Макаренко, так орал на нее: "Уродов здесь наплодишь, отвечай потом за тебя", что я еле ее успокоила. Вообще, по закону, доктора не могли ей отказать в медицинской помощи, но при этом всегда так на нее кричали... Я понимаю, мы не совсем благополучная и богатая семья. Да, у меня много детей, старенькие родители, я сама без образования, всю жизнь зарабатываю ремонтами. Но разве кто-то поэтому имеет право на нас кричать? Обманывать? Мне вот всю жизнь приходится со скандалами добиваться того, что мне принадлежит по праву. В колхозе обманули, лишили пая, пенсию как многодетной матери не назначили. Я все время борюсь, доказываю свои права, и поэтому неугодная. Мне так и говорят: "Ты смотри, какая грамотная, газеты читает. Лучше бы за детьми смотрела".

И тут решили отыграться на Алисе. Она же еще неопытная, не такая зубастая...

"Отказывайся от ребенка!"

Короче говоря, рожает Алиса сыночка. Все хорошо, мальчик здоровый, вес 3600 г. Я в это время была в Москве, в Бобрик из Киева приехали мои дети. Дело идет к выписке, дети покупают шампанское, цветы, садятся в такси и приезжают в роддом.

До дня выписки Алисе никто ничего не говорил... А 23 августа, в день выписки, вдруг заявляют: "Отказывайся от ребенка, тебе все равно его некуда везти, дом-то не готов". Все были в шоке. Дети говорят - у нас же напротив дед с бабой живут, пусть к ним пока едут. Нет, они не такие, и туберкулез у них, и дед неадекватный. Всю жизнь был адекватный, 20 лет сторожил в колхозе, а тут вдруг не такой стал?

Честно говоря, мы сами сначала ничего не поняли и очень растерялись. Я в Москве только счет телефонный успевала пополнять - все звонила, узнавала новости. Алиса рыдала в трубку, я пыталась ее уговаривать, не нервничать, стараться сохранить молоко. Ребенка куда-то забирали, никто ничего не объяснял. Я в отчаянии примчалась в Украину. Но прошло две недели, а стало еще хуже. Вчера мне позвонила рыдающая дочка, сказала, что мальчика забирают в Сумы, в Дом малютки. Мол, в больнице он уже лежать не может, прошли все сроки, а домой выписывать нельзя.

Привязались к дому - говорят, что негде жить, не подходящие условия для новорожденного. Да, домик у нас действительно староватый и маленький, - уточнила собеседница. - Мы в нем не жили лет шесть, конечно же, нужен был ремонт. Но мы же делали его. Поймите, ремонт без больших денег сделать очень сложно. Хоть все работы мы делаем своими руками, но стройматериалы нужно купить, а это деньги, - вытирает слезы Наталья Алексеевна. - Мы вот уже поменяли окна, двери, крышу. Я оклеила комнату для малыша обоями, положила плитку на кухне... Нет, пришла комиссия, посмотрела, все равно не так - придрались - нет потолка. Наверху деревянные балки. Я хотела сохранить дерево, отреставрировать. Не дали - кричат: что это за дом без потолка!"

Честно говоря, дом, в который медики не разрешили привезти новорожденного ребенка, нам понравился. Две небольших комнатки, кухня с большой деревенской печью и электрической плиткой, новые стеклопакеты на окнах, входная металлическая дверь. Очень часто в селах люди живут в гораздо худших условиях. Бабушка разложила на диване приданое для внучка - два больших пакета с яркой детской одеждой и ползунками. "Вот видите, мы все давно приготовили: и пеленочки, и ползунки, и комбинезончики. И коляску купили, и ванночку, только пока кроватки нет".

Может быть (во что верится с трудом), три недели назад в этом доме действительно невозможно было находиться? Тогда почему же доктора категорически запретили молодой мамочке жить в доме у бабушки с дедом?

- А что, ваш папа действительно серьезно болеет? - спрашиваем у Натальи Алексеевны.

- Пойдемте, посмотрите сами, - сразу же приглашает в гости.

Большой дом, в котором живут дед с бабой, буквально в десяти шагах от двора. "Проходите, смотрите, - гостеприимно встретили старенькие хозяева. - Мы уже для Алисочки и правнука комнатку освободили, там, где телевизор, а ее все из больницы не отпускают. Когда их выпишут? Вы уж поторопите там дохторов..."

- А может, вам букетик нарвать на дорогу? - прощаясь, предложил старенький, абсолютно нормальный на вид дедушка.

"На меня так давили, что я подписала..."

В Бобриковский фельдшерско-акушерский пункт, где уж обязательно должны были знать правду о "страшных" диагнозах дедушки, мы направились втроем с Натальей Алексеевной и Александром Клепачем, который на данный момент является официальным представителем Алисы. "Эта семья обратилась ко мне уже после того, как Алису в больнице заставили написать заявление, что она на месяц отказывается от ребенка, - вступает в разговор Александр Александрович. - Честно говоря, я был ужасе от этой ситуации.

Как могли медики, которые должны заботиться о матерях с маленькими детьми, настолько запугать роженицу? Женщина находится в шоковом состоянии, ей никто ничего не объясняет, постоянно запугивают, угрожают лишить материнства. Мы написали заявление на имя главного врача больницы, в котором Алиса просит немедленно выписать сына из больницы. Заявление зарегистрировали еще 3 сентября, но маму с абсолютно здоровым ребенком из больницы не выпускают. И никто внятно не объясняет, почему? Хотя ее с ребенком готовы взять к себе и дедушка с бабушкой, и дядя с тетей, проживающие в Ромнах в благоустроенной квартире. При этом, заметьте, никто и нигде не показал нам ни одной официальной бумаги, почему они хотят забрать малыша. Это просто преступление!"

В Бобриковском ФАПе на наше появление отреагировали довольно нервно. Через несколько минут спокойного разговора с терапевтов Виктором Макаренко, в ходе которого доктор прикрывал все свои действия приказом МЗУ №149, мы попыталась все же выяснить, есть ли у Алисиного дедушки официальные медицинские диагнозы. Запись в карточке о туберкулезе, к примеру? И что означают слова врачей районного центра о неадекватности пожилого человека? Как и следовало ожидать, никаких записей в медицинских картах не оказалось.

"Ну и что, - не успокаивался врач. - Все равно мы не могли отдать туда ребенка, эти люди не обследованы. Есть приказ министра Мытника (Однако в приказе, на который так рьяно ссылался медик, дословно записано, что "акушерский анамнез и информация о возможности социально опасных болезней в семье собирается при первом посещении ребенка дома после выписки из роддома" - Е.З.)

И вообще, - практически перешел на оскорбления медик, - вы приехали их защищать или разбираться? Если разбираться - почему не пришли сначала к нам? Вы что - не уважаете власть? Если мы сказали - ребенку туда нельзя, значит - нельзя!"

Накануне перед выездом в Бобрик нам удалось поговорить по телефону с заместителем главного врача по материнству и детству Роменской ЦРБ Ниной Скорик. "Да, у нас есть такая мамочка, они сейчас находятся в больнице. Но поймите, я не могу их держать у нас в отделении вечно, поэтому на днях будем переводить ребенка в Сумской Дом малютки.

- Но почему вы не выписываете маму с ребенком домой?

- У них в доме не закончен ремонт, это даже не дом, а какая-то избушка на курьих ножках. Потолка нет, стены тонкие. Зато окна новые поставили. Я им говорила - зачем вам новые окна? Утепляйте дом, скоро зима. Сегодня у них в доме была комиссия, будем принимать коллегиальное решение.

- А почему нельзя выписать роженицу в благоустроенный дом бабушки?

- Ой, у них там такой дедушка странный, неадекватный немного...

- По-вашему выходит, что лучше разлучить грудного младенца и кормящую маму?

- А вы вот что, своих детей долго грудью кормили? - почему-то перешла на личности чиновница и сразу же предупредила, что если я и приеду к ним в больницу, встречаться с журналистом она не будет - не тот повод. Свое обещание Нина Андреевна сдержала, на следующий день на рабочем месте главного врача района по материнству и детству не оказалось - медсестры сказали, что ее срочно вызвали в Сумы.

А вот Алиса с маленьким Артемом очень ждали приезда журналиста. "Я не понимаю, почему мне нельзя забрать сыночка и уйти домой, - чуть не плача, говорит молодая мама. - Никогда, даже в мыслях, я не хотела от него отказываться.

Почему меня принуждают к этому? Через три дня после родов меня вызвали в кабинет к врачу и сказали: "Пиши отказ от ребенка. Ты еще молодая, поедешь в Киев, заработаешь денег, родишь еще одного". Когда я не согласилась, пригрозили, что сделают все, чтобы лишить меня материнства. Потом сказали, чтобы я написала заявление, будто у меня нет дома, некуда забирать сына, и что мне нужен месяц на ремонт. На меня так давили, что я подписала какую-то бумагу.

Потом мне сказали уезжать домой, без сына, заканчивать ремонт. А у меня швы наложены, тяжелого поднимать нельзя, из груди молоко бежит. Но это никого не волнует. По больнице пустили слух, что я отказалась от сына, все женщины ходят, заглядывают в нашу палату, чуть ли не пальцами тычут. Я просто боюсь. Боюсь оставлять Артемчика одного, боюсь лишний раз выйти в туалет. А вдруг вернусь - а сыночка уже увезли? Что мне тогда делать?

Одна медсестра так мне и сказала: до тебя здесь уже была одна такая женщина. Ее тоже заставили написать заявление, сказали: иди домой. Будешь приезжать к ребенку на ночь. А потом лишили материнства - за то, что она бросала ребенка и убегала "на б...". Так что я теперь от сыночка ни на шаг".

"Скорее всего, - высказала свое предположение бабушка Наталья Алексеевна, - на нашего мальчика уже нашелся покупатель. Он же родился здоровенький, моя Алисочка никогда не курила, не пила. Вот и решили его отобрать у матери, мол, девочка молодая, глупая, кто ей поможет? Да только не на тех напали, мы будем сражаться до конца. Я вот, когда эта история закончится, хочу организовать или фонд, или организацию для помощи простым людям, таким, как мы, которых всю жизнь государство или только давит, или обманывает".

Елена Зборовская


п»ї
Читайте у цій рубриці

Садики бьют рекорды

В ближайшее время городу придется решать проблему с нехваткой мест в детсадах

На прошлой неделе окончательно был утвержден контингент учащихся сумских школ и воспитанников детсадов. По информации начальника горуправления образования Антонины Данильченко, по состоянию на 27 сентября... Читати статтю повністю

Две проблемы двойного рынка

Читати статтюКто отремонтирует и осветит самодельную дорожку?

Лето закончилось, и наступившая осень вновь напомнила о некоторых нерешенных проблемах. Один из таких давних вопросов - дорога от сквера за остановкой "10-й микрорайон" с другой стороны вдоль дома по ул.Интернационалистов, 15. Есть... Читати статтю повністю

День партизанской славы

Совсем не случайно Сумщина считается колыбелью партизанского движения. В годы Великой Отечественной войны тысячи жителей области боролись в партизанских отрядах и подполье.

В тот период действовало 340 отрядов народного ополчения, 146 подпольных организаций и групп. Вооруженное... Читати статтю повністю

Сила была против, но опыт победил

День патриотической славы молодежь отметила в сражениях

Четыре дня - с 16 по 19 сентября - под Сумами проходила ежегодная молодежная спортивно-патриотическая игра "Ревин Яр-2010". Окунуться в атмосферу партизанской войны собрались студенты вузов, колледжей, средних специальных учебных... Читати статтю повністю

Палаточники не хотят идти на конкурс

Мэр на это обещает устроить им "обрезание"

Две недели назад мэр Геннадий Минаев поднял проблему точек на Центральном рынке, которые мешают нормальной работе недавно установленных светофорных объектов на перекрестке ул.Набережной р.Стрелки, ул.Засумской и пер.9 Мая.

Александру Пидкуйко... Читати статтю повністю

Все флаги мира...

Читати статтюЧто нужно знать, прежде чем сдать квартиру иностранному студенту

С каждым годом в сумские вузы поступают все больше студентов-иностранцев. И далеко не все они хотят жить в общежитиях, предпочитая снять квартиру. Кажется, и им хорошо, и хозяевам выгодно. Но есть нюансы.

Зачастую... Читати статтю повністю