Судьбы

«Светлана Михайловна - это я»

Школа как детство - ее любишь после школы и детства. Родимая помеченая парта, белые банты, первая любовь, первое осознание своей роли «личности в истории», глаза первой учительницы (или химички, или математика - кому как повезет) - это кино мы смотрим всю жизнь. Недаром так много кино про школу!

И даже так: недаром так много хорошего кино про школу. А лучшее среди хорошего, кажется, по-прежнему «Доживем до понедельника». Вот и в интернетовских дискуссиях накануне Международного дня учителя тема уже почти старинного «Понедельника...» ничуть не уступает накалу обсуждения пресловутой свежеиспеченной «Школы» Гай-Германики.

«Доживем до понедельника через ВОСКРЕСЕНИЕ»

«Как же схожи ученики этой «школы N...» с представителями нынешней молодежи! Во всех классах есть такие же красавицы Риты Черкасовы, безусловные лидеры Кости Батищевы, скромные Надьки Огарышевы, мечтатели Шестопалы... А учителя! В каждой школе есть такой хозяйственник-директор Николай Борисович, и нервно-издерганная Светлана Михайловна, и мечтательница Наталья Сергеевна, и туповатый физрук, и Таисия Петровна с ее «Не ложьте зеркало в парты»...»

«Пересматривая этот фильм время от времени, понимаешь, насколько «Доживем до понедельника» выше бессмысленного потока боевиков и сериалов, льющегося на нас со всех экранов! Насколько он искреннее и тоньше затрагивает патриотические чувства, чем бешено дорогие михалковские творения а-ля Голливуд... Черно-белое действие втягивает в себя. Персонажи оживают. Великолепны Вячеслав Тихонов в неожиданной роли учителя истории, резковатого и излишне требовательного к себе и другим, Ирина Печерникова, милая учительница английского, влюбленная в него еще со школьных времен, блестящий Игорь Старыгин - лидер 9 «Б» Костя, и красавица Ольга Остроумова - первая красавица класса, Нина Меньшикова в роли «русички» Светланы Михайловны, строго следующей всем правилам, уверенной в своей правоте и бесконечно одинокой... И многие другие. Вместе они создают цельный образ не столько школы, сколько - общества.

В этом обществе не принято учителю быть влюбленным в ученицу, в этом обществе можно попросить поставить троечку ученику, который ни бум-бум, объяснив: «Его отец - хронический алкоголик». Учительница начальных классов говорит «ложут» вместо «кладут», учительница русского и литературы говорит, что не обязана знать «второстепенных поэтов»... Но в этом же обществе не принято сводить счеты с издерганными до истерики женщинами. Цинизм по отношению к бескорыстному подвигу вызывает осуждение. Учитель преподает свой предмет не просто вдалбливая в головы ученикам ответы на тесты, но доносит до них идею, нравственные, моральные ценности...»

«Интересно, где такой Илья Семенович сейчас?.. Самый лучший учитель советского кинематографа. Благородный, умный. В жизни таких были единицы, а на экране он был единственным. Теперь таких, как он, больше не будет...ни в жизни, ни на экране. И Игоря Старыгина не будет... Учитель и ученик ушли в прошлом году - почти одновременно. Иной стала жизнь, иной школа. А кино не устарело».

«На мой взгляд, фильм о том, как по-разному люди понимают свое место в обществе. Вот Мельников. Человек-совесть. Человек-принцип. Я бы сказал, что он со своими принципами в обществе как слон в посудной лавке - неловкий. Тому пример разговор в начале фильма со Светланой Михайловной о Баратынском. Что мешало Мельникову не позорить собеседника незнанием творчества поэта? Или даже дать ей достойно уйти фразой «никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов»?.. Данным мелким эпизодом (который Мельникову, конечно же, очень принципиален, причем настолько, что он готов унизить коллегу) он в очередной раз подтвердил, что его можно уважать, но вот любить - вряд ли. Он просто не может отступить от принципа «Надо каждый день, каждый урок доказывать, что ты лучший!» Есть другая позиция (та же учительница русского) - «Это кому я буду доказывать?!» К сожалению, очень распространенная позиция не только педагогов, а и просто вышестоящих людей перед нижестоящими. Это, кстати, беда всего общества, когда такие вот закостеневшие люди тормозят развитие всего - социума, промышленности, науки, морали...»

«Фильм антисоветский. Даже не столько антисоветский, сколько антитоталитарный. При всем при этом герой Тихонова не абсолютно положительный... Есть пища для размышлений, к сожалению, для думающей интеллигенции фильм в конце первого десятилетия третьего тысячелетия снова становится актуальным...»

«Между прочим, тут упомянули о преподавании истории и о правде жизни типа с высоты 2000-х. Но на самом деле мало кто понимает ту эпоху. Даже те, кто ее помнит. Конец 60-х. Это было вхождение в эпоху застоя, и фильм нащупал этот застой. Заметьте - ученики бастуют и даже декларируют свои права. А учитель истории их где-то даже подбивает на политические лозунги, вспомнив про Желябова, Шмидта... Что это, как не призыв к новой революции? Призыв, конечно, глубоко завуалирован, но если это был очередной фильм о любви и школе, то что тут новационного? Уже были и «Повесть о первой любви», и «А если это любовь?» и т.д. Любовь в школе цвела на экранах и в жизни. Школа и должна энергетически питаться молодой любовью. В этом тоже смысл школы. Но «Доживем до понедельника» - совсем другой фильм! Что такое понедельник? Доживем до понедельника через ВОСКРЕСЕНИЕ. ВОСКРЕСЕНИЕ ИСТОКОВ».

«Прекрасная работа Нины Меньшиковой. Актриса сумела сыграть отрицательную героиню так тонко, показав тяжелую судьбу Светланы Михайловны, что мне как зрителю ее очень жаль. Удивительно понятный образ учительницы русского языка и литературы, которая «отдает себя всю до капли» и при этом причисляет Баратынского к «второстепенным авторам». У меня была такая учительница, и этот образ для меня - попадание в яблочко!»

«Фильм до конца еще не разгадан. Кто эти два ученика, которые делят молодую девушку (Остроумова)? Это два направления в жизни. А насчет любви историка и англичанки... Нет там любви. Ну неужели Тихонов не смог бы показать или сыграть любовь?.. Но он, как ни странно, больше занимается учительницей литературы. Он больше душевных сил вкладывает в нее. И свой урок отдает ей под написание сочинения. И англичанка ревностно комментирует: «А нам она таких тем не давала!» Литераторша сильнее ее ментально и психологически. Именно литераторша притягивает историка. И не производит она впечатление старой девы. Скорее, женщина с судьбой...»

Нина Меньшикова: женщина с судьбой

В 1968 году Станислав Ростоцкий приступил к постановке давно задуманного им фильма, который открыл бы советскому зрителю новый жанр юношеского кино. Были объявлены пробы. Все главные роли распределились мгновенно, подходящие актеры были благополучно найдены. Не удавалось отыскать актрису на роль учительницы литературы. О том, чтобы дать эту роль своей жене Нине, Ростоцкий совершенно не думал.

Подруга и тезка Нины, актриса Нина Крачковская вспоминает: «Нину однажды пришла к нему на пробы «Доживем до понедельника». Не принять участие, а просто посмотреть. Кажется, после проб они собирались в гости. И вот проходит час, на роль Светланы Михайловны перепробовали множество актрис. Нина молча сидела, ждала. Отсняли последнюю кандидатку. Все не то. И тогда кто-то из группы сказал: «Стас, а что ж ты Нину-то не попробуешь?» - «Да ну!» - «Да давай, время-то есть!» Под общие уговоры он согласился. Гримеры ее схватили, сделали эту халу на голове. Отсняли один-единственный дубль - и Ростоцкий сказал: «Все, утверждена». Под общий смех. Это была одна из самых значительных ее ролей».

Уже немногие помнят, что Нина Меньшикова была не просто женой режиссера Станислава Ростоцкого, а еще и актрисой, способной сыграть драму, трагедию, комедию... Ее вершинами, кроме учительницы литературы Светланы Михайловны, стали роли доброй и несчастливой «мамы Веры» в «Девчатах» и строгой пионервожатой Ксении Львовны в фильме «Сто дней после детства»... И работами в кинодубляже: именно ее голосом говорит Анук Эме в легендарном фильме 70-х «Мужчина и женщина»!

Всего же она сыграла 60 самых разных ролей. И не раз шутливо замечала: «Ну что же я все время или умираю, или горько плачу! Везде я в кадре с носовым платком и красными глазами...» Просто Нина Меньшикова, как и ее слезы, всегда была настоящей. Она поступала во ВГИК в 1947-м, после войны. Актерский курс набирал легендарный «Чапаев» - актер Борис Бабочкин. В Нине ни таланта, ни особенной красоты «Чапай» не увидел, ставил тройки, и она попросилась к Сергею Герасимову, на курс младше. Это был уникальный курс - Николай Рыбников, Алла Ларионова, Клара Румянова... Но именно Нина Меньшикова была сталинской стипендиаткой, а в ее личной характеристике значилось: «Одаренная актриса... Образована и любознательна, одарена чувством юмора... Все роли, исполненные ею в течение курса, получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет...» Тем не менее после института ролей героинь в советском кино для Нины не находилось.

Она стала главной героиней для одного человека - Станислава Ростоцкого. Тоже не сразу. Во ВГИКе это было принято: красавицы с актерского встречались с мальчиками с режиссерского. У Меньшиковой и Ростоцкого все было иначе. Статный, рослый, прошедший через войну Станислав нравился многим, даже Алле Ларионовой, первой красавице Союза. Но он выбрал Нину. Они прожили вместе сорок пять долгих лет. О том, что Ростоцкий потерял ногу на войне и ходил с протезом, не знал почти никто - это Нина так ухаживала, помогала и поддерживала. У них родился сын Андрей - будущий актер и режиссер, Станислав стал одним из лучших режиссеров страны. «Дело было в Пенькове», «Герой нашего времени», «А зори здесь тихие»... Их семью называли лучшей в Москве. Но актрису-жену муж-режиссер не снимал - это был их принцип. Нина не отличалась амбициозностью, не шла напролом ради роли, предпочитая быть женой и матерью и ждать СВОИХ ролей. Иногда и дожидалась...

Любимого мужа и трагически погибшего на съемках Андрея Нина Меньшикова пережила ненадолго. Когда в 2007-м ее не стало, многие повторяли: «Не дожила до понедельника...»

Картину «Доживем до понедельника» сняли быстро, но на экран она вышла не сразу. Фильм не выпускали до тех пор, пока не показали на съезде учителей. Зал, поначалу холодно принимавший происходящее, в финале аплодировал стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали, как на хоккейном матче: «Мо-лод-цы!» С этого показа и начался грандиозный успех картины.

У немногословной Меньшиковой есть только один рассказ, как учителя реагировали на ее роль и картину (а реагировали всегда живо). «Как-то подошел мужчина и стал горячо благодарить за образ Светланы Михайловны. Я спросила, что его так потрясло в этой киноработе, на что он с сердцем ответил: «Светлана Михайловна - это я!» И это было показательно: значит, человек задумался, что он что-то делает не так...»

Подготовила Людмила Гриневич


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Воспитатель - "Золотое сердце"

Читать статьюСледуя за Сухомлинским, В.Денисенко подтверждает: "Истоки одаренности детей - на их пальцах"

В июне нынешнего года лучшие педагоги города, показывая свое мастерство, принимали участие в конкурсе "Золотое сердце". Победителем в номинации "Воспитатель" стала воспитатель высшей категории... Читать статью полностью

Эта неделЯ в истории

29 сентября

1650 (360 лет) - Некто Генри Робинсон открыл в Лондоне брачное агентство - первое в мире.

1950 (60 лет) - В США испытан первый телефонный автоответчик.

Родились:

1795 - Кондратий Рылеев (215 лет) - поэт-декабрист («Думы», «Наливайко»).

1845 - Иван Карпенко-Карый (165... Читать статью полностью

Их спасла волчица

Жизнь невероятнее придуманных историй. Николая Федоровича Дубровского, сына легендарного героя-партизана Федора Дубровского, о котором ВШ писал в прошлом номере (№38), и его сестру Веру от гибели спасла волчица. Вот как это было.

Немцы и полицаи выследили и после перестрелки тяжело... Читать статью полностью

«Мой лучший советчик - книга»

Героем шоу одного читателя 23 сентября стал Виталий Спасских, ученик 4-го класса школы №4. Только за этот год мальчик 24 раза самостоятельно посетил библиотеку и прочел 54 книги (!). Библиотекари не могли не отметить его и устроили для Виталия настоящий бенефис.

Перед всем классом... Читать статью полностью

"Пятнашке" - 50!

Экспериментальная школа гордится своими воспитанниками

Ох и богат юбилеями 2010-й! Вот и Сумской общеобразовательной школе I-III ступеней №15 им.Д.Турбина ("пятнашке", как по доброму называют ее ученики и учителя) исполнилось полвека! Пятьдесят лет назад 1 сентября она открыла двери... Читать статью полностью













Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары