Будьмо здорові!

Нетипичный случай с летальным исходом

Была ли виной смерти сумчанина врачебная ошибка?

Когда из жизни уходит близкий человек после тяжелой продолжительной болезни - это, конечно, всегда горе. Но ожидаемое горе, к которому психологически все были так или иначе готовы...

Но когда человек умирает внезапно, от нелепого случая, причем в больнице, близкие, как правило, винят в этом врачей. Случай, описанный ниже, действительно можно отнести к разряду нетипичных, поскольку для медиков так и осталось загадкой, каким образом без внешних травм, проколов и т.д. в ягодицу мужчины мог попасть 15-сантиметровый шип.

В редакцию ВШ обратилась сумчанка Нина Шкромада со своим горем:

- 5 июня прошлого года мой муж Алексей Шкромада пилил ветку и упал с дерева. Каких-либо видимых следов травмы у него не было. На следующий день резко поднялась температура, появились боли при мочеиспускании, и 7 июня мы вызвали на дом врача. Муж рассказал ему, что упал с дерева, но участковый терапевт из ЦГБ, который пришел на вызов, поставил диагноз «острый цистит», выписал рецепт и больничный на несколько дней. К хирургу не направил, сказав, если станет хуже, вызвать «скорую». Через два дня у мужа поднялась температура, мы вызвали «скорую» и поехали в 5-ю горбольницу. В приемном отделении мы долго ждали дежурного врача. Наконец врач появился, заполнил карточку, и нас отправили в отделение проктологии. Целый час мы прождали дежурную медсестру. В это время мимо нас проходил хирург, но он даже не подошел к корчившемуся от боли мужу. Когда я попыталась обратить на нас внимание, меня попросили выйти из отделения.

На следующее утро, 10 июня, когда я пришла к мужу, он меня не узнал. У него держалась высокая температура. Я спросила, почему ему не оказали медпомощь, и услышала: «Кто его принимал, тот пусть и оперирует. А у нас закончился рабочий день!» Я забила тревогу, подняла на ноги всех, кого можно, и в 16.00 мужа наконец-то забрали в операционную. После операции на протяжении нескольких дней на мои вопросы о ходе операции, о результатах анализов, о самочувствии мужа мне отвечали: «Не волнуйтесь, все нормально». Позже от санитарки я узнала, что в ягодице моего мужа был кусок дерева длиной 15 см. В течение недели после операции супруг постоянно жаловался на сильную боль в области желудка, но складывалось впечатление, что никто не обращал на это внимания. И вообще отношение к больным и родственникам со стороны медработников было просто ужасным - за тяжелобольным мужем я ухаживала сама. На вопросы, почему вовремя не перевязали, не принесли воды, слышала только грубости. После операции у мужа 3-4 раза в день брали кровь, а мочу я буквально по грамму собирала сама на анализ. И тем не менее, через несколько суток почки у мужа отказали. Неужели по анализам этого нельзя было предположить? А 17 июня в 11 утра мой муж умер, как мне сказали, от внутреннего кровотечения.

Далее, по словам сумчанки, она стала обращаться в различные органы, чтобы привлечь к ответу медицинских работников, которые, как она считает, виноваты в смерти ее мужа. Заявления были направлены в СБУ, Минздрав, управление здравоохранения в Сумской области.

- В результате в Заречном РО УМВД провели проверку по фактам, изложенным в моем обращении, - продолжает Нина Петровна. - Я постоянно напоминала о своем деле начальнику участковых, начальнику райотдела - и, видимо, так примелькалась в милиции, что мне сказали: «Ваше дело под контролем Киева и Харькова, так что вы не бегайте сюда и не волнуйтесь. Мы обязательно пришлем вам ответ». Из ответа стало ясно, что в возбуждении уголовного дела мне отказали, а вот причин отказа в документе почему-то не было. Когда я снова обратилась в милицию, мне сказали, что дело забрали в облпрокуратуру и назвали фамилию прокурора. Позже я к нему обратилась и услышала: «Никакого дела, где бы фигурировала фамилия вашего мужа, я не брал...» Так что до настоящего времени я так и не могу добиться ответа на вопрос: из-за чего умер мой муж? Есть ли в его смерти вина врачей? И если да, то почему они не наказаны?

В подтверждение своих слов сумчанка предоставила нам целую пачку копий документов: больничный лист, результаты анализов, документ, где указана причина смерти А.Шкромады, ответы из прокуратуры, СБУ, Минздрав... Как следует из документов, в начале лечения действительно был указан диагноз «острый цистит», а смерть наступила уже в результате колотой раны ягодицы и бедра.

Приведем дословно ответ управления здравоохранения Сумской ОГА: «Управління охорони здоров’я обласної держадміністрації провело комісійний розгляд Ваших звернень до прокуратури Сумської області з приводу недоліків в наданні медичної допомоги Вашому чоловіку. Повідомляємо, що у Вашого чоловіка Шкромади О.А. мали місце: інфікована колота рана правої сідниці, яка ускладнилась гнилісною флегмоною правої сідниці, правої нижньої кінцівки, некротичним целюлітом, фасциїтом, інтоксикацією, ДВЗ-синдромом, ерозивним езофагітом, ерозивним гастродуоденітом, шлунково-кишковою кровотечею, гострою серцево-судинною недостатністю, тромбоемболією легеневої артерії на фоні ішемічної хвороби серця, дифузного післяінфарктного кардіосклерозу, що привело до тяжкого наслідку. Встановлено, що під час надання медичної допомоги Вашому чоловіку медичним персоналом були допущені помилки в діагностиці захворювання, що було пов’язано зі своєрідністю перебігу патології; мали місце порушення медичної етики, які не мали вирішального впливу на наслідок хвороби. Комісія управління охорони здоров’я зустрілась з медичними працівниками, які надавали медичну допомогу Вашому чоловіку. Вказано на недопустимість порушення етичних норм. Наказом головного лікаря хірургам, завідувачу відділенням оголошено догану, хірургів направлено на переатестацію».

Прокомментировать ответ комиссии управления облздрава мы попросили главного хирурга управления здравоохранения Сумской ОГА, кандидата меднаук, доцента, заслуженного врача Украины НИКОЛАЯ КОБЫЛЕЦКОГО:

- Я помню эту историю. Комиссия несколько раз рассматривала все документы и изучала ситуацию. На заседаниях комиссии присутствовала и супруга покойного. Как ни удивительно, но никаких признаков наличия инородного предмета в теле сумчанина визуально не наблюдалось. Это подтверждает и супруга А.Шкромады. Именно поэтому профессиональный, с более чем тридцатилетним стажем, довольно известный в Сумах терапевт, расспросив и осмотрев пациента, поставила первичный диагноз и назначила лечение. Действия терапевта были правильными. Ведь больной свободно передвигался по квартире, температура была повышена незначительно, беспокоили только боли при мочеиспускании. Каких-либо повреждений у него не было, а потому на основании клинической картины был поставлен диагноз «острый цистит». Но при этом она сказала ему: если станет хуже, следует вызвать «скорую», что и было сделано.

Когда в приемном покое пациента осмотрели два хирурга, они обратили внимание на то, что в области правой ягодицы имеется уплотнение, но поскольку, повторюсь, ран и других признаков того, что там инородный предмет, не было, пациента направили в проктологию, сделали назначение. В тот же день у него были взяты анализы, поставлена капельница, вводились антибиотики. Хирург, который не осмотрел пациента в проктологическом отделении, в тот день вернулся из командировки и зашел в больницу за необходимыми ему документами. Можно ли винить его в том, что он в свой выходной не осмотрел больного? По-человечески, возможно, - да, но юридически он имеет право на отдых.

На следующий день у больного на месте уплотнения появился гнойник и зловонный запах. Было принято решение вскрыть гнойник, в результате чего был изъят 15-сантиметровый деревянный шип диаметром 1 см. Как он туда попал? На этот вопрос никто из опытных хирургов ответить не смог. Но, тем не менее, он там был. Еще большая загадка состоит в том, что при наличии такого шипа пациент сам ходил по квартире в тот день, когда приходил терапевт, и шип его не беспокоил. В результате лечения в состоянии пациента отмечалось улучшение. Тем не менее, возраст, сопутствующие заболевания и жара сыграли свою роль. Ему ведь было, если я не ошибаюсь, семьдесят лет. Воспалительный процесс быстро распространился и на нижнюю конечность, вследствие тяжелой интоксикации ухудшилось состояние сердечно-сосудистой системы и почек. Развились тяжелые осложнения со стороны ЖКТ, вплоть до кровотечения. Организм просто не справился, и человек умер. Кого винить в данной ситуации? Супруга покойного задавала нам вопрос, почему не назначили рентген. Во-первых, потому, что на основании симптомов больной в нем не нуждался. Переломов у него не было. Во-вторых, даже если бы ему и сделали рентген, то дерево просто бы не проявилось на снимке. Помню, в моей практике был случай, когда у пациентки больше полугода сочилась ранка на голени. Ни внешний осмотр, ни рентген не показывали инородного тела. Тем не менее, я решил оперировать. И каково же было удивление и врачей, и пациентки, и ее родных, когда я извлек деревянную щепку длиной 12 см и толщиной 1,5 см. Что же касается неэтичного отношения медработников к пациенту, то во время проверки комиссия подтвердила факты, изложенные в жалобе, - виновные понесли наказание. Один из хирургов не выдержал ежедневных расспросов и сам написал заявление об уходе. Насколько мне известно, он больше не работает в сфере медицины. Второй был на переквалификации и получил выговор.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз подчеркнуть: ошибки в диагностике были обусловлены отсутствием внешних повреждений у больного, что не позволило вовремя установить наличие инородного тела, повлекшее за собой стремительное течение воспалительного процесса.

Как нам прокомментировали в Заречном райотделе милиции, во время расследования была создана совместная комиссия в составе правоохранителей и медиков. В ходе проверки были опрошены все фигуранты, изучена история болезни и все сопутствующие материалы. В итоге комиссия нарушений во время лечения не выявила. Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия состава преступления.

Как видим, этот случай действительно неординарный. Мы можем понять состояние Нины Петровны, так внезапно потерявшей мужа и столкнувшейся с реальной больничной жизнью. «Неэтичное отношение медиков», как это подтверждает и комиссия, не было причиной смерти ее мужа. Если бы изначально ему поставили правильный диагноз - не было бы упущено время. Хотя своевременно поставить правильный диагноз в этом случае было почти нереально...

Максим Новиков


п»ї
Читайте у цій рубриці

Летнее время - за и против

Как известно, Украина переходит на летнее время в последнее воскресенье марта. В 3.00 стрелки часов переводятся на час вперед. В последнее воскресенье октября в 4.00 мы переходим на зимнее время, переводя стрелки на час назад. Но этот порядок может быть нарушен.

Министр здравоохранения... Читати статтю повністю