Наш край

Звучащий дом банкира Чурилова

В начале ХХ века в этом фешенебельном доме знаменитейшие преподаватели обучали детей музыке

Анфилады, асимметрия, лепные завитки и маскароны... Утонченная архитектура этого старинного здания, дух неоренессанса всегда очаровывал и, случалось, заставлял останавливаться истинных ценителей красоты и подолгу рассматривать дом №91 по ул.Петропавловской.

Кто же его построил? Кто жил и смотрел на мир из этих прекрасных окон? Полученные ответы вызывали еще больше вопросов. И это вполне закономерно, ибо ее высокоблагородие мадам история, как и прежде, многое скрывает за вуалью...

Великолепный дом был построен в 1880-1900-х годах. Вход на территорию усадьбы преграждала ажурная кованая решетка, за которой в глубине двора был виден фонтан (8 м в диаметре), скамейки, беседка и аллеи, ведущие в чудесный и довольно обширный сад (он тянулся чуть ли не до нынешней ул.Кирова). В усадьбе всегда было оживленно - большой дом, сад, экипаж, а позже и автомобиль требовали надлежащего ухода, потому с раннего утра и до вечера можно было видеть садовников, конюхов и других слуг за работой - они боялись прогневать своего работодателя, директора государственного банка Чурилова. Летом из окон дома доносилась музыка - его жена Наталья Алексеевна, как все дворянские дети, получила достойное образование и считалась прекрасной музыкантшей. Надо сказать, что фамилия Чуриловых была довольно известной в Сумах начала ХХ века - она входила в число 60 именитых дворянских родов, проживавших на территории Сумского уезда. Кроме того, в начале прошлого века мало кто не знал ближайшую родственницу Натальи Алексеевны - Александру Павловну Чурилову, которая много лет была начальницей Первой женской гимназии и оставалась таковой до самой революции.

Революция перевернула все и вся, в хаосе и народном бунте трудно было что-то понять, еще труднее было выжить. Однако именно революционные годы удивительным образом повлияли на деятельность сумской интеллигенции, которая, вероятно, не приняв революционные идеи, веря в то, что скоро все будет как раньше, и не желая участвовать во всеобщем хаосе и панике, противопоставила всему этому дело созидательное - в 1917 году было открыто первое в Сумах частное детское музыкальное училище. Шла первая мировая, затем гражданская... Власть в городе менялась несколько раз. Но чем чаще слышны были возгласы демонстрантов и свист пуль, тем все более чарующие и волшебные звуки фортепиано, скрипки и виолончели доносились из особняка Чуриловой. Потому что именно в фешенебельном доме на Петропавловской благодаря Наталье Чуриловой и стараниям известнейшего музыканта и общественного деятеля, члена Русского музыкального общества и талантливого педагога Леонида Павловича Кагадеева сумские дети стали обучаться музыке. Преподавательский коллектив состоял из известных и одаренных музыкантов, получивших высшее музыкальное образование в императорских учреждениях, - хорового дирижера Николая Дейнеховского, дирижера духового оркестра Иосифа Марш-Маршада. Были там и преподаватели Н.Шилина, И.Лазаренко, М.Зарахович и другие, многие - как, например, З.Д.Альтшулер - выходцы из известных сумских семей (Альтшулеры были ювелирами и имели мануфактурные магазины).

Надо сказать, что Леонид Павлович Кагадеев был не только прекрасным пианистом, желанным гостем-аккомпаниатором у отца города Павла Харитоненко, который играл на скрипке, - он умел объединять людей и пользовался необыкновенным уважением у коллег. И не только у сумчан. Его ценили многие выдающиеся русские и европейские музыканты. Ведь именно благодаря обаятельной личности Кагадеева и его организаторскому таланту в Сумы и другие города уезда в спокойные дореволюционные годы с гастролями приезжали выдающийся певец Л.Собинов и скрипач Л.Ауэр, один из лучших пианистов России начала ХХ века, учитель и двоюродный брат С.Рахманинова А.Зилоти, блистательные колоратурные сопрано, примадонны Большого и Мариинского театров сестры-двойняшки Габриель и Эмилия Кристман, 13-летний чудо-ребенок Костя Думчев, скрипач-виртуоз из Новочеркасска, гастролировавший не только по городам Российской Империи, но и в Китае, Японии и Америке, и, конечно же, великолепная Софи Ментер - одна из крупнейших пианисток второй половины ХІХ столетия, любимая ученица Ференца Листа. Кроме того, непревзойденная Ментер была возлюбленной великого русского художника Ильи Репина, и ее портрет он оставил будущим поколениям. Все они обращались к Кагадееву не иначе как «милейший коллега», «лучший аккомпаниатор», «глубокоуважаемый, дорогой и милый Леонид Павлович» и, как Габриель Кристман в 1903 году, желали: «Дай Бог, чтобы в наш материальный век искусство встречало больше таких бескорыстных ему служителей, как Вы, многоуважаемый Леонид Павлович». О прекрасных музыкантах и о приезде знаменитого симфонического оркестра Ахшарумова из Полтавы (известного далеко за рубежом), сидя в садовой беседке Натальи Чуриловой, не один раз вспоминали преподаватели училища и продолжали обучать детей музыкальному искусству, в котором знали толк.

Однако в 1920-х годах обучение продолжилось уже в других стенах. Особняк и сад Чуриловых были национализированы. Как сложилась судьба Натальи Алексеевны - неизвестно. Успела ли выехать? Ведь в те страшные годы люди лишались жизни зачастую без суда и следствия, как, например, упомянутый выше известнейший дирижер Ахшарумов, расстрелянный в революционные годы в Феодосии. Либо планомерно сживались со свету, как это было с Леонидом Кагадеевым, у которого советская власть экспроприировала землю, дом, а за принадлежность к дворянскому сословию, как представителя буржуазного класса, лишила права голоса, пенсии и работы... А может, Наталья Алексеевна умерла от голода или репрессий в 1930-х? В 1920-х в доме Чуриловых уже не звучала музыка... Внутренний интерьер роскошного особняка перестроили, разбив на множество клетушек. В одной из них ютились и господа Смирновы - жена и дочь секретаря кадетского корпуса. Напомним, что благодаря дневнику Анны Ивановны Смирновой сумские краеведы узнали интересные и не отраженные в официальных источниках факты и истории из жизни дореволюционных Сум.

В 1990-х годах в особняке размещались отдел соцобеспечения, спортивное общество и еще несколько учреждений. В веке ХХІ особняк банкира Чурилова занял банк. Зазвучит ли в нем еще когда-нибудь музыка - неизвестно, остается только наслаждаться архитектурой и, возможно, попытаться что-либо услышать, ведь, как известно, архитектура - это музыка, застывшая в камне...

Юлия Лесина

P.S. Автор статьи благодарит краеведов Р.Сергиенко, В.Токарева, Н.Подоляку и М.Манько за помощь в создании статьи.


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Банковская система Сумщины: с XVIII по ХХ век

Процесс развития кредитной системы в России начался позднее и протекал медленнее, нежели в других европейских государствах. Причиной этого было продолжительное существование феодально-крепостнических отношений, что тормозило развитие капитализма в стране, и полная монополия государства... Читать статью полностью













Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости
Товары