Навколишнє середовище

Воздух в Сумах стал чище

Таково мнение участников круглого стола, прошедшего в Сумском пресс-клубе 23 декабря. Ученые-экологи, представители власти, руководители областного гидрометцентра и сумского Красного Креста разбирались, как повлияло введение новой транспортной схемы на состояние воздуха в областном центре.

Инициатором встречи стал городской благотворительный фонд «За чисте місто».

Его директор, депутат горсовета Сергей Малюк подчеркнул: сумчане, недовольные транспортной реформой, должны решить, что для них важнее - чтобы маршрутка довозила прямо до лотка с колбасой или здоровье детей и их собственное. Ведь, по заключению экологов, основным загрязнителем воздуха в Сумах является автотранспорт - 60% всех вредных выбросов, причем в последние несколько лет наблюдается их стабильный рост. Поэтому главной целью городской власти, решившей сократить число маршруток почти вдвое и разгрузить от пассажирского транспорта центр Сум, наряду с поддержкой коммунального электротранспорта было улучшение экологической ситуации.

Главный специалист отдела логистики и связи Сумского горсовета Екатерина ХоминиЧ начала с истории вопроса:

- В Европе влиянием автотранспорта на качество воздуха озаботились еще в 90-х годах прошлого века, а в Украине - только десять лет назад. Сумской горисполком еще в 2010 г. постановил допускать к транспортному конкурсу только те машины, которые соответствуют нормам «Евро-2» (экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. - О.Щ.), а в сентябре 2011-го Кабмин закрепил это требование в масштабах Украины.

А ведь действительно, автомобиль настолько вошел в нашу жизнь, что никто, кроме специалистов, особо не задумывается о том вреде, который наносит окружающей среде этот четырехколесный друг. А ведь в выхлопных газах, по информации директора Сумского областного центра гидрометеорологии Зинаиды Кравченко, более двухсот вредных компонентов. И среди них такие особо опасные канцерогенные вещества, как тетра-

этилсвинец и бензпирен, которые вызывают онкозаболевания и мутации. Но люди настолько ценят удобство передвижения автотранспортом и экономию времени, что не хотят об этом думать до тех пор, пока комфорт не оборачивается серьезным заболеванием.

Об этом же говорил и председатель Сумской областной организации Общества Красного Креста Украины Игорь Шаповал:

- В последние годы в три раза увеличилась заболеваемость дыхательных путей у детей, различные интоксикации. Если десять лет назад диагноз «онкология» был редкостью, то сейчас, по данным Минздрава, в Украине от рака каждый час умирает 10 человек. Значительно помолодели инфаркты и инсульты. По прогнозам медиков, если не принять срочные меры по оздоровлению окружающей среды, то к 2020 году население страны сократится на треть. Ведь состояние здоровья человека на 50% определяется условиями и образом жизни и только на 10% - системой здравоохранения.

План первоочередных мероприятий, по мнению И.Шаповала, должен включать вынесение за пределы города вокзалов и транзитного транспорта, а также переход на электротранспорт и велосипеды - как в Европе.

Почему же автотранспорт, работающий на бензине, солярке и газе, опаснее стационарных источников загрязнения - промышленных предприятий? На этот вопрос ответил доцент кафедры прикладной экологии СумГУ, руководитель Центра прикладных экологических исследований Дмитрий Лазненко:

- Возьмем «Химпром» или Сумскую ТЭЦ. Они находятся за городом, то есть в данном случае существует определенная площадь рассеивания вредных веществ, происходит их разбавление, и когда они доходят до человека, их концентрация уже не превышает предельно допустимую. А с автотранспортом ситуация кардинально противоположная: загрязняющие вещества выбрасываются непосредственно в зону дыхания человека. Особенно на пешеходных переходах и остановках.

Четко сказать, где в Сумах воздух загрязнен больше, а где меньше, ученый пока не может, хотя, по его словам, информации собрано много. Теперь нужно ее проанализировать и составить карту рассеивания вредных веществ по городу - из стационарных источников и от автотранспорта. Работа это большая, кропотливая, и дело, как обычно, за финансированием. Что же касается положительного эффекта от новой транспортной схемы в плане экологии, Д.Лазненко считает, что эффект, безусловно, есть, хоть и не может пока доказать это цифрами. В отличие от

Зинаиды КравЧенко, свободно оперирующей обобщенными данными лаборатории наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, входящей в состав гидрометеослужбы:

- Начиная с 1976 года мы ежедневно, четыре раза в сутки (в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00), берем пробы воздуха в одних и тех же местах города, где находятся наши стационарные посты. Согласно наблюдениям за три осенних месяца, воздух в Сумах стал чище, хотя по отдельным позициям (а мы следим за восемью ингредиентами) превышение в определенное время суток еще сохраняется. Так, среднесуточная концентрация пыли в ноябре по сравнению с сентябрем уменьшилась на 12,5%, диоксида серы - на 7%, оксида углерода - на 22%, формальдегида - на 9%. В сентябре содержание в воздухе пыли и диоксида серы превышало предельно допустимую их концентрацию в 1,6 раза, в октябре - в 1,5, в ноябре - в 1,4.

Зинаида Кравченко уверена: если бы транспортную реформу проводили весной или летом, а не осенью, когда туманы и облачность не дают вредным выбросам рассеиваться в атмосфере, результаты были бы еще лучше.

Итог обсуждения злободневной проблемы: положительные изменения в чистоте воздушного бассейна города наметились, особенно в центре, тем не менее воздух в Сумах еще существенно загрязнен, и работу в этом направлении надо продолжать. Причем не от случая к случаю, а системно.

Ольга Щербак


п»ї
Читайте у цій рубриці

Говорят, под Новый год что ни пожелается...

Читати статтюВ преддверии новогодних праздников в Анновке произошло настоящее чудо, которого многие жители ждали несколько лет.

В свое время в Анновке был создан первый в городе квартальный комитет «Анновский» - орган самоорганизации населения, зарегистрированный по всем правилам. Квартальный... Читати статтю повністю

О человеческой жестокости одних и доброте других

Год назад в Нижней Сыроватке появилась стайка бездомных собак. Местные жители жалели их, подкармливали и помогали выжить в ненастье. Но через некоторое время их всех жестоко уничтожили. Чудом выжил один - лохматый добрый пес. Он продолжал доверчиво давать лапу, выполнять команды... Читати статтю повністю