Долі

Вечная весна Игоря Стравинского

17 июнЯ мировая общественность отметит 130-летие со дня рождения одного из музыкальных титанов ХХ века.

Игорь Стравинский - композитор гениального дарования и феноменальной эрудиции, его блестящее мастерство позволило охватить в творчестве почти все формы, виды и жанры музыкального искусства, все направления и стили эпохи. Эту свою особенность метко охарактеризовал он сам: «Я вобрал в себя всю историю музыки». Влияние музыки Стравинского на последующие поколения композиторов огромно, да и сегодня она считается наиболее часто исполняемой в мире. А нам особенно приятно сознавать, что часть биографии великого композитора связана и с Украиной.

Детство и юность

До сих пор исследователи спорят, какое же происхождение имел род Стравинских - польское или украинское. Так или иначе, но дворяне Стравинские ведут свой род с Волыни, из украинского Устилуга, где находилось их поместье. Будущий композитор родился в городке Ораниенбауме близ Петербурга. Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом, мать - пианисткой. Федор Игнатьевич, солист Мариинского театра, прославился исполнением ролей русского репертуара. Музыка сопровождала Игоря Стравинского с самого раннего детства. Он всю жизнь вспоминал, например, пение баб из соседней деревни: «Они пели в унисон каждый вечер, возвращаясь с работы. И сейчас еще я помню точно этот напев и их манеру петь... До девяти лет на мое музыкальное развитие не обращали особого внимания. Правда, в доме у нас всегда звучала музыка. Мой отец был первым басом в Санкт-Петербургской императорской опере. Но эту музыку я слышал только издали, из детской, где помещался вместе с братьями».

В доме Стравинских бывали известные поэты, художники и, конечно же, выдающиеся музыканты - Кюи, Стасов, Лядов, Римский-Корсаков. Подросший мальчик по 5-6 раз в неделю посещал и Мариинский театр - он стал для него вторым домом. Родители, конечно, дали мальчику музыкальное образование, однако талант был замечен только в студенческие годы. Игорь Стравинский изучал юриспруденцию в С.-Петербургском университете (кстати, вместе с сыном Римского-Корсакова) и в будущем видел себя адвокатом. А первые свои пьесы писал только для себя. Но однажды воспользовался предложением и показал партитуры отцу своего однокашника. Следующие пять лет, до самой своей смерти, Римский-Корсаков руководил музыкальным развитием Стравинского. Его огромный педагогический опыт и дар подсказывали, что Стравинскому нужен не курс в консерватории, а навыки практического сочинения. Остальное сделает талант. Вместе с тем он заложил прочные основы композиторского профессионализма Стравинского. Такой путь был единственно возможным - ведь Стравинский обратился к серьезным занятиям музыкой, композицией, когда ему было уже около 20 лет! А в этом возрасте, как справедливо считал Римский-Корсаков, «поздно для школы - пора жить, действовать и заявить себя». И Стравинский заявил.

Дягилев и «Русские сезоны»

На премьере сюиты Стравинского «Фавн и Пастушка» присутствовал еще один титан эпохи - театральный деятель и меценат Сергей Дягилев, которому было суждено сыграть огромную роль в жизни дебютанта. Мало кто знает, что между двумя гениями XX века существовала не только дружеская, но и родственная связь. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929 гг.) приходился Игорю Федоровичу Стравинскому пятиюродным братом. Их общим предком был немец Иоганн Энгель, а в родстве двух знаменитостей смешались многие русские, украинские, немецкие и польские семьи. Но дальнее родство не сыграло бы такой роли, если бы не гениальность, сквозившая уже в первых произведениях Стравинского. И если бы не случай. Композитор, принявший заказ на написание балетов для дягилевской труппы, заболел. Вспомнили о молодом даровании и обратились к нему. Так появились балеты, вошедшие в сокровищницу мировой музыкальной культуры: «Жар-птица» (1910 г.), «Петрушка» (1911 г.) и «Весна священная» (1913 г.). Успех зарождающейся партитуры обязан и особой атмосфере общения Стравинского и Дягилева. «Что прежде всего меня в нем поразило - это выдержка и упорство, с какими он преследовал свою цель. Работать с этим человеком всегда бывало и страшно, и в то же время спокойно, настолько неодолимой была его сила. Страшно, потому что всякий раз, когда возникали разногласия, борьба с ним была жестока и утомительна; спокойно, потому что когда этих разногласий не было, можно было не сомневаться, что цель будет достигнута», - писал Стравинский о Дягилеве. Потому-то последний и объединил вокруг себя уникальных художников, артистов и музыкантов, прославивших Россию!

В его объединении «Мир искусства» культивировалась смелая идея: русское национальное искусство богаче и здоровее западноевропейского. Вот эта идея пропаганды русского искусства и послужила толчком к возникновению знаменитых «Русских сезонов» - гастролей русского балета в Париже, к которым Дягилев привлек выдающихся Анну Павлову, Тамару Карсавину, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, художников Бенуа, Бакста, Головина, Рериха... Стравинский в музыке к балету «Жар-птица» синтезировал достижения новой русской школы (прежде всего Римского-Корсакова) и французского музыкального импрессионизма. Это был ослепительный музыкальный фейерверк и колоссальный успех. Самому же композитору особенно дорого было признание его балета коллегами - великими Дебюсси и Равелем.

Семья и «Петрушка»

Покоренный новаторством Стравинского Париж, а затем и другие европейские города заинтересовались персоной молодого русского. Особенно женщины. Но к тому времени Игорь Федорович уже был женат и имел детей. В 1906 году в Устилуге он женился на своей двоюродной сестре Катеньке Носенко. Их матери, урожденные Холодовские, были родными сестрами. Каким образом был обойден церковный запрет на брак между близкими родственниками, неизвестно, но супруги счастливо прожили вместе более тридцати лет.

В 1911 году Стравинского ожидал еще более мощный успех - на свет появился его дерзкий «Петрушка». Балет этот, действие которого происходит в Петербурге 1830-х годов во время праздника Масленицы, не просто «балаган-балет» с излюбленным персонажем - куклой всех русских ярмарок. Петрушка - это своеобразный символ народного духа, который проявляется в человеческой независимости, в наигранной покорности с последующим «показыванием носа» любым кукловодам.

«Весна священная» и Коко Шанель

Впрочем, на смену оглушительным успехам пришел не менее оглушительный скандал.

9 мая 1913 года состоялась премьера балета «Весна священная». Композитор воскрешал в музыке первозданную суровость обычаев древних славян. Один из современников писал так: «Парижане, вообще падкие до сенсаций, на этот раз учинили скандал, какого не было с незапамятных времен. Их можно понять. Только недавно с большим трудом они приучили себя к восприятию импрессионистических новинок Дебюсси, Равеля, Дюка, казавшихся им последним словом искусства. И тут им предложили партитуру этого «распоясавшегося русского»! Автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, ослепительные оркестровые краски». Невыносимой показалась европейцам и хореография «скрюченных ног и пальцев». Зал взорвался ругательствами. Вот как описывал это Жан Кокто: «Публика, как и следовало ожидать, немедленно встала на дыбы. В зале смеялись, улюлюкали, свистели, выли, кудахтали, лаяли... В конце концов, возможно, утомившись, все бы угомонились, если бы не толпа эстетов и кучка музыкантов, которые в пылу неумеренного восторга принялись оскорблять и задирать публику в ложах. И тогда гвалт перерос в форменное сражение... Это совершенно в духе публики: признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем». Но уже через год концертное - без танцев - исполнение «Весны» в Париже было встречено с восторгом. С «Весны священной» начался новый этап в истории мировой музыки.

Как не сказать, что Стравинский сразу заинтересовал и еще одну выдающуюся личность ХХ века - знаменитую кутюрье Коко Шанель! Она присутствовала в 1913 году на той самой скандальной премьере «Весны священной» в Театре Елисейских полей, где они и познакомились. Но, как утверждают исследователи жизни Шанель, роман французской кутюрье и русского композитора возник гораздо позже, семь лет спустя - после смерти в автокатастрофе предыдущего возлюбленного Коко Артура Кэпела. Шанель постаралась по мере возможности помочь Стравинскому, оказавшемуся после революции в России в сложном финансовом положении. Однако продолжительных отношений у них не было. Стравинский не захотел разрушать свою семью. Жена Стравинского тогда тяжело болела туберкулезом, и на композиторе лежали многочисленные заботы. Но и после смерти своей Кати Стравинский не вернулся к Коко. Он вообще уехал из охваченной пожаром Второй мировой войны Европы. Покинув ее без особых душевных метаний - слишком много горя пришлось ему пережить в конце 1930-х: умерла сначала его старшая дочь, затем жена, а после мать. Стравинский едет в Америку, к новой жизни. Поселяется в Голливуде, покупает виллу и живет там почти до самой смерти в 1971 г. Впрочем, большую часть времени музыкант жил вне дома: после войны он объехал с концертами практически весь мир. Ни один из композиторов ХХ века так много не гастролировал, как Игорь Стравинский.

Приезд в СССР

До 1960-х годов советские музыканты не исполняли музыку Игоря Стравинского. Эмигрант, казалось, навечно был вычеркнут из списков величайших русских музыкантов. В 1962 году, после 52-летнего отсутствия, Стравинский вместе со второй женой Еленой прибыл в СССР и дал концерты в Москве и Ленинграде. В те дни Стравинский опроверг все, что на протяжении многих десятилетий вкладывали в его уста советские издания. «У человека одно место рождения, одна родина, - утверждал он, - и место рождения является главным фактором его жизни». Современники с удивлением слышали, что композитор говорит без акцента. Его речь была речью русской интеллигенции 50-летней давности, и эта законсервированность восхищала. А еще поколение 1960-х навсегда запомнило совет дядюшки Стравинского: «Не отворачивайтесь от современной музыки только потому, что она еще не освоена вашим слухом... Делайте действенное усилие, чтобы внимательнее вслушаться в еще не знакомые стороны языка современной музыки. Тогда вам откроется логика и красота ее новых звуковых форм, и вы почувствуете в них дыхание времени, в котором живете».

Подготовилa Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Ирисовый сад, согревающий душу

Читати статтюЕсли вы любите землю, любите работать на ней, если ваша душа расцветает вместе с каждым цветком в вашем саду, то вы вполне поймете сумчанина Алексея Мельника.

На своем огороде он выращивает до 100 видов уличных садовых растений. Это гладиолусы (около 70 сортов), лилейники (больше... Читати статтю повністю

эта неделЯ в истории

Юбилеи авторов Yesterday и Обломова, «Казачка» и «Священной весны», музеев имени Пушкина в России и джаза в Америке. Дни донора и медика. И просто - июнь!..

13 июня

1912 (100 лет) - Открытие в Москве на Волхонке Музея изящных искусств (теперь Государственный музей изобразительных... Читати статтю повністю

Дон Кихот Барановский

Читати статтюРеЧка Сумка - всего лишь жалкий грязноватый ручей. Но в центральной части города ее оправили в гранитные берега с чугунным парапетом. И, словно осознавая свое положение, река украсилась большими белыми цветами кувшинки.

Какой из многочисленных видов кувшинок прижился в реке, нам... Читати статтю повністю