Власть

На чем может заработать город?

ГородскаЯ власть серьезно обеспокоена крайне негативной тенденцией наполнения бюджета Сум. По состоянию на 1 июня недовыполнение горбюджета по подоходному налогу составляло почти 15 млн. грн.

По прогнозам финансистов, если мы будем и дальше двигаться такими темпами, то к концу года необеспеченность горбюджета будет составлять больше 24 млн. грн. А учитывая, что бюджет Сум - это больше половины бюджета области, то такая же негативная тенденция складывается и по выполнению облбюджета - к концу года необеспеченность области только по двум статьям - зарплате и энергоносителям - будет составлять 278 млн. грн.

На сессии горсовета 20 июня депутаты заслушали информацию по этому вопросу советника мэра Николая Березина, возглавляющего специальную рабочую группу облсовета, попытались проанализировать причины сложившейся ситуации и утвердили мероприятия по ее исправлению.

Закон о местном самоуправлении говорит о том, что бюджет города должен быть достаточным для обеспечения населения услугами не ниже уровня минимальных социальных нужд. На сегодня же необеспеченность только по зарплате и оплате энергоносителей по Сумам составляет 25,4 млн. грн. За пять месяцев текущего года поступления собственных и закрепленных доходов в бюджет города выполнены на 39,3% (в бюджет области - на 39,9%). Хотя это и лучший показатель среди городов областного подчинения, но в то же время он не может удовлетворять Сумской горсовет, так как по плану выполнение горбюджета на 1 июня должно составлять 42% (недовыполнение составляет 14,7 млн. грн.).

Одна из главных причин сложившейся ситуации, по словам Н.Березина, - наличие большого долга по налогам и сборам, которые зачисляются в общий фонд местного бюджета. На 1 мая этот долг по Сумам составлял 13,6 млн. грн. (из них по аренде комимущества - 5,3 млн. грн., по плате за землю - 4,1 млн. грн.). Вторая причина - снижение поступлений налоговых платежей практически от всех сфер экономики. Например, в сфере промышленности, которая занимает самый большой удельный вес в общей массе налоговых поступлений в бюджет (около 30%), поступления подоходного налога уменьшились более чем в два раза - с 27 млн. грн. на начало года до 12,6 млн. грн. в мае.

Одной из причин снижения поступлений в бюджет от предприятий сферы промышленности и торговли комиссия Н.Березина считает слабую поддержку местного производителя. Взять хотя бы ООО «Горобина» - предприятие, дающее в госбюджет акцизный сбор, из которого потом идут отчисления в местные бюджеты по регионам пропорционально объемам реализованной продукции. За четыре месяца текущего года ООО реализовало на территории Сумской области всего 4,5% общего объема произведенной продукции. Это почти в два раза меньше того, что нужно для выполнения плана по акцизному налогу, - в среднем по области реализация продукции «Горобини» на одну лицензию должна составлять около 10,8%.

В теме поддержки местного производителя вызывает много вопросов работа крупных сетевых супермаркетов в Сумах. Они практически не берут на реализацию местную продукцию и «давят» местные розничные торговые предприятия малого и среднего бизнеса, у которых значительно снижается товарооборот и они вынуждены сокращать количество работников. Так, по данным комиссии, в этом году только от 11 сумских торговых точек, расположенных неподалеку от крупных супермаркетов, местный бюджет недополучил более 500 тыс. грн. Кроме того, эти супермаркеты и сами не платят налоги в местный бюджет, так как зарегистрированы в других городах. Кстати, как и все их работники - соответственно и подоходный налог они платят в бюджеты городов по месту своей юридической регистрации.

***

Финансы поют романсы

Работающие в Сумах оптовые базы поставляют продукцию на условиях логистических центров и тоже не платят налоги в бюджет Сум. Так, по данным Н.Березина, в этом году четыре зарегистрированные на территории Сум оптовые базы заплатили в горбюджет 2 млн. грн. налогов, а 17 незарегистрированных - всего 72 тыс. грн. Еще один пример: из 459 работающих на территории Сумской области филиалов и отделений банков только 13 платят налоги в местные бюджеты.

Есть у нас проблемы и с платой за землю. Так, около 25% субъектов хозяйствования сегодня платят за аренду земли по ставке ниже установленных законом 3%, совсем не платят те, чьи помещения находятся на придомовых территориях, - это те резервы, которые могут быть направлены в местный бюджет и над которыми надо работать. Но все-таки, учитывая, что подоходный налог составляет 80% городского бюджета, это - основной вопрос, над которым сегодня надо работать: стимулировать создание новых рабочих мест, легализовать зарплату и т.п. Ведь если в прошлом году поступления подоходного налога составляли около 32 млн. грн. в месяц, то в этом году за 5 месяцев поступило всего 33 млн. грн. Прослушав информацию Н.Березина, депутаты пришли к выводу, что у нас, оказывается, любой отдельно взятый местный киоск или мини-магазин платит в бюджет больше, чем крупный супермаркет. Они предложили обратиться к большим супермаркетам, и если они хотя бы не возьмут на реализацию местную продукцию - «обложить» их нашими киосками, то есть поставить вокруг супермаркетов торговые ряды. В итоге, обсудив все нюансы, с киосками пока решили повременить. А вот управлению социально-экономического развития горсовета дали поручение подготовить обращение к президенту и ВР с просьбой внести в законодательство изменения, обязывающие субъекты хозяйствования регистрировать своих работников по месту расположения предприятия, в том числе - филиалов и отделений. Кроме того, представителям заведений торговли и местным производителям рекомендовали создать общественные объединения для координации своих действий в отстаивании общих интересов.

Инна Лысенко


п»ї