Судьбы

Динара Асанова и ее кино

Ее кино - это только ее кино, как фильмы Годара или Феллини. Такое в Советском Союзе смогли только двое - Тарковский и она, тихая восточная женщина Динара Асанова.

А поскольку настоящая, подлинная независимость у нас стоила и стоит очень дорого, свободная личность чаще всего расплачивается жизнью. Динара Асанова ушла из жизни 42-летней - сердце, - в предпоследний день рождения Андрея Тарковского, еще не знавшего, что у него рак. Через год, в 1986-м, он тоже умрет, и в Советском Союзе сначала умрет авторское кино, а потом и просто кино - со смертью самого Союза. А ведь именно то, о чем говорили с экрана эти двое, становилось очевидным, актуальным и способно было спасти многое и многих! Во всяком случае, так говорить языком кино с детьми, подростками, в том числе «трудными», - после Динары Асановой пока никто не может.

Автору «Пацанов», «Ключа без права передачи» и «Не болит голова у дятла» в конце октября исполнилось бы 70. В честь этого события на российских телеканалах прошел ее главный фильм - «Пацаны».

«За что я люблю кино? За то, что оно - жизнь...»

Хотя бы один взрослый, которому можно верить и говорить ему «ты», должен быть в жизни каждого пацана. Таким - другом и в то же время наставником - стал начальник летнего спортивно-трудового лагеря, собравшего трудных подростков, многие из которых даже состоят на учете в милиции. Его играет Валерий Приемыхов. В фильме еще два профессиональных актера, да каких - Екатерина Васильева и Зиновий Гердт (в эпизодах!), а пацанов играют... пацаны. Этот фильм был обречен стать культовым для молодежи. Романтика, песни, природа, приключения на свою голову... Где-то там, за несколько станций на электричке, мир взрослых. Лишь изредка его представители «соизволяют» навестить тех, кто доставляет им так много проблем... Главное, конечно, - лица этих мальчишек. Вот в этом случае кино как раз и демонстрирует, на что оно способно.

«Пацаны», вышедшие в 1983 году, - самый известный, культовый, пронзительный фильм Асановой, где она проявила себя не только хорошим режиссером, но и педагогом-психологом: ведь надо было найти общий язык с оравой реальных трудных подростков, из неблагополучных семей, отпетых правонарушителей!.. Обычный режиссер тем или иным способом заставил бы их произносить на экране нужный текст. Динаре этого было мало. Она считала должным им по-человечески помочь, повлиять на их судьбу. Потом многие признавались: действительно, что-то переменилось у них внутри за время съемок. Воплощением педагогического таланта Динары Асановой стал и актер Валерий Приемыхов в роли воспитателя.

«За что я люблю кино? За то, что оно - жизнь, которая течет со мной вместе», - сказала Динара Асанова в одном из последних интервью. «Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость - не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда: «Подготовка к вступлению в большую жизнь...» Ошибочно! Жизнь не делится на большую, среднюю, маленькую. Есть одна большая...» (Из дневников Динары Асановой.)

Своя колея

Родилась она в 1942 году в столице Киргизии городе Фрунзе. В том же году на фронте погиб ее отец. Мама работала ткачихой, уговаривала и дочку: «Будешь жить в достатке, жизнь свою устроишь...» Дина была тихим ребенком, но одновременно и очень увлекающимся. Вместе с другими детьми своего двора организовала общую библиотеку, где новую книгу можно было получить только после пересказа старой. Запомнились друзьям детства и так называемые «уроки радости» в придуманной ею игре в школу, и то, как позже она легко вписывалась в любую школьную компанию, наравне с мальчишками гоняла мяч.

Несмотря на послушность и деликатность, после школы Динара пошла не на текстильную фабрику, как хотела мама, а на киностудию «Киргизфильм». «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником», - отчаянно сказала она. Дирекция, оглядев невысокую девчушку с открытой улыбкой, высоким лбом, закрытым черной челкой, как ни странно, взяла ее на работу. Правда, не дворником. Сменив за два года десяток кинопрофессий, она доросла до помощника режиссера. Успев за это время (с 1960 по 1962 год) даже сняться в фильмах «Девушка из Тянь-Шаня» и «У каждого своя дорога» и поработав в группе самой Ларисы Шепитько на фильме «Зной» (по повести Чингиза Айтматова).

Но однажды студия выписала Динаре направление на ознакомительную поездку во ВГИК. Очарованная им девушка подала документы на режиссерский факультет, но на экзаменах провалилась. Неудача не поколебала ее: «99 лет буду жить, и 99 раз буду поступать во ВГИК». Но трех раз хватило, она поступила и попала в мастерскую Михаила Ромма («9 дней одного года», «Обыкновенный фашизм») - того самого Ромма, на курсе которого за 10 лет до нее учился Тарковский.

Сама же Динара училась вместе с Сергеем Соловьевым и Станиславом Говорухиным. Диплом защитила в 1970-м, поставив по рассказу Валентина Распутина короткометражную картину «Рудольфио». Во многом эта короткометражка определила ее будущее. Руководство «Ленфильма» не согласилось с асановской трактовкой героев, новоиспеченного режиссера обвинили в постановке русской «Лолиты» и на целых пять лет лишили возможности снимать. Тот период, несмотря на вынужденную безработицу, Асанова считала и важным, и плодотворным. В Ленинграде она вышла замуж за художника-графика Николая Юдина и в 1971 году родила своего единственного сына Анвара. В дальнейшем она многое будет сочинять со своим маленьким соавтором, и, начиная с картины «Ключ без права передачи» (помните малыша, ныряющего в мыльной ванне?), Анвар Асанов будет то здесь, то там мелькать на «мамином» экране.

Не болит голова у дятла...

Первая же после опалы полнометражная картина «Не болит голова у дятла», вышедшая на экраны в 1974 году, стала одной из редких советских картин, без всякой коммунистической риторики поднимающих проблемы воспитания. Герой - взъерошенный и настырный (за что и прозвали его Мухой) подросток, позволяющий себе быть самим собой и всякую свободную минуту выбивать на барабане джаз, - пронзительно одинок...

Никого не оставили (и не оставляют) равнодушными и следующие выходившие один за другим фильмы Динары Асановой: «Ключ без права передачи», «Беда», «Жена ушла», «Никудышная», «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный»... В них, кроме признанных любимцев Алексея Петренко, Прокловой, Федосеевой-Шукшиной, впервые снимаются будущие знаменитости Елена Цыплакова, Ольга Машная и Валерий Приемыхов - ставший любимым артистом режиссера Асановой.

Им приписывали бурный роман. Валерий Приемыхов на это всегда отвечал одно и то же: «Мы с Динарой не семейный, а творческий союз». Наверное, они действительно могли бы составить замечательную пару: почти ровесники, оба интересные, нестандартные... Приемыхов впервые заметил ее, посмотрев «Не болит голова у дятла». Он, мечтавший о режиссуре, пришел в восторг и решил, что на фоне такой режиссерской работы из него уже ничего путного не выйдет. Тогда он еще не мог себе представить, что будет не только снимать с Динарой, но и сам снимется у нее в картине. Именно она привела Валерия Приемыхова в актерский мир, пригласив сыграть главного героя в картине «Жена ушла» (на минуточку, поначалу на него планировался Высоцкий). В этой роли новичка не очень заметили, зато фильм «Пацаны» до сих пор считается лучшей работой обоих.

Когда в 1985 году Динара Асанова умерла, для Приемыхова это было страшным ударом. Несколько дней он не выходил из дома, ни с кем не общался и даже подумывал бросить кино. Помогла все та же Динара. Валерий говорил, что первое время после ее смерти она ему часто снилась и каждый раз будто спрашивала о том, что он собирается делать. И Приемыхова прорвало. В 1985 году он снялся в фильме «Простая смерть», а затем в год работал в двух-трех картинах. Сам писал сценарии, сам ставил по ним фильмы: «Штаны», «Мигранты», «Кто, если не мы». Он продолжил то, что было начато Динарой Асановой: показывать на экране трагедию не нужных, по большому счету, взрослым детей и подростков. Но и эта одинокая борьба закончилась смертью: Валерий Приемыхов умер от рака, не дожив до пенсионного возраста.

«У нас с Динарой было много общего, хотя она настоящая мусульманка, а я православный. Но это не мешало работать. Как и то, что она была непредсказуемая. Я никогда не знал, какую картину она сделает из моего сценария... Динара была не только талантливой, но и очень мужественной женщиной. Она ничего не боялась. И меня этому научила», - говорил Валерий Приемыхов незадолго до смерти.

«Сценарий умирает - рождается кино»

Она действительно, как и Тарковский, никогда не придерживалась в точности написанного сценария. Писательница и сценарист («Джентльмены удачи» и пр.) Виктория Токарева: «Динара Асанова однажды с режиссерской категоричностью сказала, как отрезала: сценарий умирает - рождается кино». Асанова избегала любой «киношности»: искусственных декораций, намеков, скрытых смыслов, сложных режиссерских приемов. В этом два бывших ученика великого Ромма разительно отличались друг от друга.

Как считает киновед Дмитрий Савельев (некогда маленький артист Асановой, читавший в «Ключе...» стихи у памятника Пушкину), «Асанова и Тарковский родственны отчаянной, религиозной силой чувств к кино. И различны природой этих чувств. Кино одного начинается там, где заканчивается кино другой - чуждое напряженной метафорике и эстетической расчисленности». Шероховатость, импровизация, одна и та же интонация, временами почти кинодокументалистика - визуальность картин Асановой решительно отодвинута на второй план, уступая место человеческой индивидуальности и эмоциональности. (Сегодня эти методы можно увидеть в фильмах самых талантливых, например Валерии Гай Германики.) Именно таким образом каждое произведение Асановой становилось «жизнью»: все настоящее, в том числе трагедии...

Свою смерть на съемках фильма «Незнакомка» она, как вспоминают, предчувствовала. Никаких видимых причин для этого не было, и говорила она об этом легко, стараясь не пугать близких. Раздала все долги. Записала в тетради все свои большие планы: экранизация повести «Джан» Андрея Платонова, полудокументальный телесериал о подростках «17-25», киноскетч «Интерны» - о взаимоотношениях детей, закованных в медицинские корсеты; полнометражная «Импровизация» - о стареющих участниках лихой некогда джаз-банды... Мечтала помогать детдомовцам и трудновоспитуемым детям уже в какой-то более конкретной форме, чем просто работа на съемочной площадке. Но 4 апреля 1985 года сценарий жизни Динары Асановой оборвался. А рожденное ею кино, где любой ребенок - полноценная личность, часто и густо противостоящая миру взрослых, иногда грубому и тупо-агрессивному, - живет. Не устаревает...

Подготовила Людмила Гриневич


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Помогите малышу увидеть мир своими глазами!

Читать статьюВ семье пятеро деток. Самый маленький сыночек Саша Деменко, 06.08.2011 г.р., нуждается в постоянном лечении в Киеве в специальной детской больнице «Охматдет». Ему нужно сделать две операции на глазах (диагноз - микрофтальм обоих глаз, афакия обоих глаз). Две операции он уже перенес,... Читать статью полностью

Календарь

«Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора...» А также великая и ужасная пролетарская революция. Все раскисшие от грязи дороги теперь вели к коммунизму...31 октября. Международный день экономии. Международный день Черного моря

1992 (20 лет) - Папа Павел Иоанн II... Читать статью полностью













о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары