Семейный круг

Непростой вопрос Данко

Мир огромен. В нем так легко заблудиться, потеряться, свернуть не туда. Ребенок подрастает и начинает задаваться вопросами: а где мое место в этом мире? Кем и каким мне быть? Задумываются о будущем своих детей и родители. Не равнодушны к тому, как сложатся их жизни, и те люди, которых Бог поставил помогать воспитывать детей, - педагоги и священники.

Мыслями о поиске своего места в жизни делится Лариса Александровна Тютюнник, учитель-сурдолог и преподаватель христианской этики в украинской культуре общеобразовательной школы №5 города Артемовска Донецкой области. Она работает в школе 19 лет, вместе с мужем воспитывает троих детей:

- Место в жизни - это как место в строю. Кажется, всем ты хорош: и ростом, и здоровьем, и выправкой, а места тебе в строю не нашлось. Оказывается, что в тебе, таком талантливом, способном, со всех сторон положительном, люди не нуждаются...

Нельзя не заметить, как много вокруг людей, которые не смогли себя реализовать: художники, не пишущие картин, певцы, не попавшие на сцену, спортсмены, не ставшие чемпионами. Иногда с удивлением узнаешь в опустившемся человеке бывшую звезду школы. Что же происходит? И как застраховать себя и своих детей от подобного финала? Юность не зря называют крылатой. В юности все надежды кажутся вполне выполнимыми. А надежды-то какие! Мечтаем о богатой и красивой жизни, мечтаем стать великими. Выбирая профессию, надеемся на то, что будем востребованными, успешными. Несмотря на совершенную не-

определенность будущего, даже недалекого, в пределах десяти - двадцати лет, в системе образования задана ключевая задача - формирование компетентности, то есть таких знаний, умений и навыков, которые помогут молодому человеку овладеть определенной профессией. В мотивации выбора на первое место выходят размер зарплаты, наличие рабочих мест и возможность карьерного роста. Интерес к профессии и польза для общества остаются где-то позади. Детей перестали учить задавать себе вопрос Данко: «Что сделаю я для людей?»

Мне представляется, что именно этот вопрос должен быть поставлен во главу угла. Постановка этого вопроса предполагает ориентировку на служение. Кем бы ты ни был, чем бы ни занимался, ты должен служить людям, Богу. Служение направлено на другого. И если ты выбираешь служение, то жизнь не может пройти впустую или потерять смысл. Всегда рядом с нами есть те, кто нуждается в нашей помощи. И, наверное, не так уж важно, что именно ты будешь делать: строить мосты или учить детей, производить лекарства или печь хлеб. Главное, что ты делаешь то, что кому-то нужно.

Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но важно при этом определиться с вопросом «зачем?». Можно хотеть стать генералом, чтобы заботиться о своих солдатах, грамотно выстраивать сражение, чтобы солдаты остались целыми, чтобы Родина была в безопасности. А можно хотеть стать генералом, чтобы в ожидании тебя не вовремя пожелтевшую траву красили зеленой краской.

Но если ты и не достиг карьерных высот, это не значит, что ты ничего не стоишь как специалист. Главное - реальные результаты твоего труда. Можно ведь и улицы мести так, что не каждый решится бросить фантик и нарушить чистоту.

Если встать под деревом и посмотреть снизу вверх на крону, то можно заметить, как распределяются листья. Все они занимают такое положение, чтобы быть максимально освещенными солнцем, максимально принести пользу отцу-дереву. Причем неважно, большой это листочек или совсем маленький: нет среди них ненужных или неважных.

Как же реализовать этот совет на практике? Как воспитать ребенка так, чтобы он хотел и умел быть полезным для общества? Как помочь ему выбрать любимое дело и стать счастливым человеком? На эти вопросы отвечает настоятель Свято-Николаевского храма города Донецка протоиерей Евгений Пейков:

- Родителям нужно помнить, что ребенок - не их собственность. Его жизнь принадлежит только Богу. Родители могут или помочь, или помешать ребенку вырасти таким, каким замыслил его Бог. Если они считают ребенка своим достоянием, растят его таким, каким они хотят его видеть, они думают не о благе ребенка, а о том, чтобы удовлетворить свои амбиции.

Важно понять, что ребенок - это отдельная личность, что у него могут быть таланты и способности, очень отличающиеся от родительских. Да, он может унаследовать какие-то способности матери и отца, но этого может и не произойти, он может выбрать путь, отличный от родительского. Надо думать именно о том, чтобы ребенок сам мог искать и находить себя в этой жизни.

Нужно с самого раннего детства воспитывать в ребенке ответственность за свою жизнь, внушать, что свою жизнь может прожить только он сам. Что он несет ответственность перед Богом и самим собой за то, что с ним будет происходить. Нужно давать ему возможность принимать решения самому и самому за них отвечать.

Бывает, что родители слишком уж опекают ребенка, решают за него абсолютно все: с кем дружить, какую музыку слушать, чем увлекаться, где гулять. У такого ребенка никакой своей инициативы нет вообще. Потом, когда дело подходит к окончанию школы, спрашивают: «Куда ты хочешь поступать, какую профессию думаешь выбрать?» А он не знает, чего хочет, потому что за него все время хотели мама или бабушка, а сам он иметь свои желания так и не научился.

Есть и другая крайность - когда родители предоставляют ребенка самому себе, не нагружают его ничем полезным. Такому человеку тоже трудно сориентироваться в жизни. По моим наблюдениям, до десяти лет ребенку нужно перепробовать разные кружки, разные увлечения, а потом все лишнее отсеется, останется только то, что ему будет нравиться, к чему у него будут способности.

Еще родители вредят детям, когда начинают пугать их Богом, воспитывать в страхе, что если сделаешь что-нибудь не так, Бог накажет. Между тем, нормальный человек должен уметь рисковать и не бояться делать ошибки, уметь признавать их и делать выводы, накапливать опыт. Без ошибок невозможно достичь успеха ни в чем. Не стоит быть слишком критичными к детским ошибкам.

И самое главное - нужно молиться о детях, носить и водить их в церковь. Нужно причащаться всей семьей. Очень печально, когда причащают детей, а сами родители никогда не причащаются или причащаются раз в год. Нужно молиться вместе с детками - краткими, понятными им молитвами, чтобы у них были живые отношения с Богом. А если нагружать ребенка молитвенным правилом не по возрасту, это отобьет у него желание жить духовной жизнью.

Светлана Охрименко


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Вопрос к батюшке

- Нашему сыну скоро предстоит первая исповедь. Как мы, родители, можем его к ней правильно подготовить?

- Первым делом важно от всей души помолиться Господу - попросить Бога, чтобы Он просветил вас и научил тому, что и как объяснить сынишке, а затем нужно помолиться и о том, чтобы... Читать статью полностью

Такие ежедневные звонки!

Я никогда не видела его. Мы говорили по телефону. В первые пять месяцев моего знакомства с пятнадцатилетним детдомовским мальчиком наше общение заключалось в обыденных вопросах с моей стороны: «Как дела? Что нового?»

А с того конца провода неизменно доносился ответ: «Все нормально».... Читать статью полностью





Анонс








о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары