Земне та небесне

Паломничество по великим святыням

«Господи, помоги выдержать достойно и с пользой для души эту поездку!» - твердила я, садясь в достаточно комфортабельный автобус, который должен был стать мне домом на целых десять дней.

Мы отправлялись в паломничество по великим святыням России: Шамордино, Оптина пустынь, Москва, Хотьково (там находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского - Кирилла и Марии), Троице-Сергиева Лавра, Владимир, Боголюбово, Муром, Дивеево, Задонск. Мы - это группа людей из Сум, Лебедина, Шостки, Харькова, Донецка и даже Керчи. А собрал нас Сумской Епархиальный паломнический центр и, в частности, руководитель поездок Анна Николаевна Черкашина. Да, мне было тревожно. Ведь это первое паломничество. Анна Николаевна безапелляционно разъяснила правила: всем быть собранными, не отставать, от предлагаемых послушаний не отказываться: «Не забывайте, мы - паломники, а не туристы!» И вот поездка позади. Десять дней пролетели незаметно. Сколько впечатлений! Они наслаиваются друг на друга. Придерживаться хронологии не буду. Итак, начинаю писать статью о паломничестве и параллельно читаю «Богомолье» Ивана Шмелева, одно из самых теплых и трогательных произведений патриархальной России. Кстати, купила эту книгу в огромной книжной лавке Троице-Сергиевой Лавры (цены здесь оптовые и ассортимент впечатляет). Удивительно все перекликается! Герои «Богомолья» идут пешком к Сергию Радонежскому из Замоскворечья в Посад. Мы - едем из Сум туда же, но на автобусе. Трудно поверить, что сейчас кто-то ходит пешком. В нашем распоряжении самолеты, морские лайнеры, машины. Несколько часов - и ты уже на Святой земле или, как мы, - в России.

Троице-Сергиева Лавра. Стоит веками. Вот табличка с надписью: «Троицкий собор. Сооружен в 1422-142З годах. Фрески 1635 года. Иконы работы Андрея Рублева, Даниила Черного, Симона Ушакова и других мастеров XV-XII веков. Паперть XVI века». Мы на ранней Божественной литургии в этом старинном храме. Здесь покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. С иконостаса смотрит рублевская Троица, над ракой с мощами Преподобного мерцают разноцветные лампадки и потрясающе поет хор монахов. Ощущение безвременья, и хочется, чтобы не было грехов... О духовном, сокровенном говорить трудно, да и незачем, ведь у каждого свой опыт и путь. Но здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в людях просыпается что-то хорошее, хочется впитывать этот воздух, слушать призывный голос колоколов. Подробнее о Сергиевой Лавре вы можете прочесть на нашем сайте (www.shans.com.ua).

«Молитесь за своих умерших!»

«Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно останется на всю жизнь в памяти», - говорил преподобный Антоний, один из святых старцев Оптиной пустыни. Для меня таким словом стал сердечный призыв старого священника. К сожалению, я не осмелилась спросить его имя... Это было в крипте (говоря популярным языком - «нижняя», или подземная церковь, где есть захоронения) под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. Именно там покоятся некоторые русские патриархи, в частности Алексий I и Пимен. Когда я вошла в криптовый храм, там никого не было, кроме монаха-служителя. Потом сюда же заглянула женщина, а за ней девушка и два молодых человека. Через мгновение - «Господи Иисусе Христе, сыне Божий...» - с этой молитвой, проговариваемой вслух и даже как-то надрывно, заходит очень пожилой батюшка. Подходит к могиле Пимена, Патриарха Московского и всея Руси, и буквально слезно, что называется, с сердцем, начинает молиться о его упокоении. Мы, нас совсем немного вместе с монахом, медленно приближаемся к нему, словно завороженные живой молитвой. Батюшка поминает всех: патриархов, убиенную царскую семью, павших на полях брани в Афганистане, Чечне, погибших в Великую Отечественную, гражданскую, финскую войны. Он вспоминает даже Бородино и Куликовскую битву. Он молится за воинов и всех почивших от века. А потом, увидев, что мы подошли к нему, предлагает: «Деточки, давайте вместе споем всем усопшим «Вечную память». Мы поем дрожащими от волнения голосами. Вспоминаются родные, которых нет рядом, и слезы катятся по щекам. «Смерти нет! Поймите! Есть только переход в другую жизнь. Молитесь за своих умерших, особенно за тех, кто, вы знаете, жил неправедно... Как же им там нужна наша молитва. Помогите им!» - говорит батюшка, прикладывая руки к сердцу. Он словно умоляет услышать его. Тут меня словно водой окатило, я вспомнила, что за всю поездку ни разу не подала ни одной записки об упокоении. Думалось так: главное - за живых-то молиться... И вот, пожалуйста, такое вразумление. Поспешив в большой трапезный храм, где монахи принимали записки за пожертвование, я бросилась писать длинные списки с именами усопших. Кстати, здесь нет «таксы». «За пожертвование» - это кто сколько даст. И в любой валюте.

Оптина - духовный санаторий для израненных душ

Об Оптиной пустыни я знала из книги «Пасха красная» Нины Павловой, в которой рассказывалось о трех монахах - отце Василии, иноках Трофиме и Ферапонте - наших современниках, убитых здесь на Пасху 1993 года сатанистом. Книга пронзительная, прошибающая до самой души. Побывать в этом монастыре, поклониться могилам новомучеников стало жгучим желанием. Какая она, Оптина? В дороге было холодно и зябко. Но, несмотря на сильные порывы ветра, здесь согрелось сердце. А потом было солнце. Много солнца, словно летом. Душа замирала, отдыхала и училась. Я побывала в часовне, где покоятся тела трех монахов-новомучеников. Из окон такие яркие, словно живые лучи тянулись к могилам. Было тихо и спокойно. Радостно, светло, и хотелось плакать, и сдержаться было невозможно. Наша экскурсовод как раз находилась в Оптиной на Пасху 1993 года и помнила все: «Потеряли людей, обрели ангелов. Такую смерть нужно заслужить...» Сколько всего, оказывается, можно сделать за один день. И на службе побывать, и скит - сердце Оптиной, где жили великие старцы, - посмотреть, и все записки подать, и экскурсию прослушать, и книжную лавку с монастырской чайной посетить, и храм помыть, следуя послушанию, и к мощам святых приложиться, и акафист пропеть вместе с паломниками и братией. Вошли мы в главный храм обители - собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, где в резной раке покоятся святые мощи Амвросия Оптинского. А тут и акафист батюшке начинается. Монах всем роздал книжечки с текстом песнопения, и мы пели. Наверняка наш хор был нестройным, зато участвовал каждый, кто хотел, и старался от души. Потом помазывали освященным маслом и позволили приложиться к мощам старца. Именно он, духовник Оптиной пустыни XIX века - великий старец Амвросий Оптинский, в миру преподаватель греческого языка Александр Михайлович Гренков, называл этот древнейший монастырь «духовным санаторием для израненных душ». Очень интересно рассказывала об этом святом экскурсовод: «Он постоянно болел, но никогда не жаловался. Врачи, лечащие его, говорили, что если бы он был обыкновенным человеком, то можно было бы с уверенностью сказать, что жизни ему осталось не более получаса. Он же прожил в таком состоянии более тридцати лет, притом еще удивлял всех веселостью, необыкновенной теплотой в общении, улыбкой. Он любил говорить притчами, рифмовать: «Как поживешь, так и умрешь!», «Где просто, там ангелов со сто!», «Кто уступает, тот больше приобретает», «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я», «Мати! Не унывати, а на милость и помощь Божию уповати, и мене, грешного, в молитвах своих поминати». Старец Амвросий при всей своей немощи, на десятилетия приковавшей его к постели, с утра и до ночи принимал посетителей. Он имел огромное влияние не только на монахов, но и на посторонних людей всякого звания и положения. К нему ехали отовсюду за наставлением, советом, утешением. «Горд очень», - сказал старец о Льве Толстом, а о Федоре Достоевском: «Этот из кающихся». Кроме духовного руководства Оптиной, батюшка Амвросий основал и всячески поддерживал женскую обитель в Шамордино, что в нескольких километрах от Оптиной. Наш паломнический маршрут пролегал по двум этим необыкновенным монастырям. Подробнее об Оптиной и Свято-Амвросиевской женской пустыни читайте на нашем сайте.

Продолжение следует.

Елена Гагина

***

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Велика и прекрасна сегодня Лавра преподобного Сергия, величественна ее более чем шестисотлетняя история, бесценны духовные сокровища ею хранимые.

Здесь — всюду благодатный покров ее устроителя и первого игумена, и тысячи тысяч людей с верою притекающих к мощам Преподобного, обретали и обретают утешение и наставления.

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников.

Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам)

Оптина Пустынь

Введенская Оптина Пустынь относится к числу тех монастырей, которые традиционно оказывали заметное влияние на общество. Расцвет обители приходится на время Оптинских старцев. Собор преподобных старцев оптинских – уникальное в истории Русской Церкви явление – на протяжении ста лет (с 20-х годов XIXв. до 20-х годов XXв.) четырнадцать старцев, преемствуя друг другу, несли свое служение Богу и народу Божию в Оптиной Пустыни. И старчество, и переводческая, издательская деятельность Оптиной Пустыни восходят к традиции преп. Паисия (Величковского). Эта традиция была перенесена в обитель основателями Оптинского Скита – преподобными Моисеем и Антонием (Путиловыми) и первым Оптинским старцем – преподобным Львом в 1820-х годах. Благотворное влияние этих духовных преобразований сказалось не только на жизни монашеского братства, но и на окрестном населении. Н.В.Гоголь, после посещения Оптиной, писал: «Благодать видимо там присутствует… Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное… За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше».

Духовно-нравственное влияние уже первого Оптинского старца – Леонида (в схиме Льва), было значительным и удивляло современников. «Случилось мне однажды, – писал иеромонах Леонид (Кавелин), будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, – проезжать из Козельска в Смоленскую губернию. На дороге в уединенных деревушках поселяне, узнав, что я еду из Козельска, наперерыв спешили узнать что-нибудь об о. Леониде. На вопрос, почему вы его знаете, они отвечали: Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые». Это духовно-нравственное влияние старцев со временем только возрастало и достигло своего расцвета при преподобном Амвросии. Русский философ К. Леонтьев, духовное чадо старца Амвросия, писал о нем: «О. Амвросий – евангельский человек, для которого не существовало моральных прописей, он был равно открыт для всех, и в каждом человеке он провидел образ и подобие Божие».

Кроме духовничества старцев, большое влияние на общество имело строгое монастырское богослужение и напряженная евхаристическая жизнь обители. Последний момент удивителен – как известно в синодальный период господствовала практика редкого приобщения Святых Таин, обычно один раз в год. Источники говорят о том, что в Оптиной Пустыни эта традиция была преодолена. Так, например, Успенским постом 1860 г. в день причащалось до 200 человек. Причем это миряне, большей частью крестьяне, которые приходили в обитель говеть и причащаться в разгар летних сельскохозяйственных работ. В 1912 г. еще удивительнее – на Преображение Господне, только на одной ранней литургии было около 1000 причастников! Такие цифры необычны даже для нашего времени, когда практика частого приобщения стала общепринятой среди православных мирян.

Большое общественное значение имела переводческая и издательская деятельность Оптиной Пустыни. Начало этой работе было положено преподобным старцем Макарием и его духовными чадами – семейством Киреевских. Акцент был сделан на перевод на литературный русский язык аскетических трудов святых Отцов Церкви.

Современная история Оптиной Пустыни, ее общественное служение, начинается в 1988 г. – в год 1000-летия Крещения Руси. Большая часть последующих лет была посвящена восстановлению обители, претерпевшей значительные разрушения в годы богоборческой власти.

Обитель принимает большое количество паломников. Они делятся на две основные группы:

1) богомольцы, приезжающие на 1-2 дня, чаще всего на субботу, воскресенье и большие церковные и государственные праздники. Многие из них стараются исповедаться и причаститься, и в последующем вновь посещают обитель. Количество таких богомольцев велико и они представляют не только соседние с Оптиной регионы, но и отдаленные епархии России, Украины, Белоруссии.

2) вторая группа – паломники-трудники, приезжающие в Оптину на более-менее длительный срок: на отпуск, каникулы, либо неопределенно длительное время. Таких трудников традиционно много приезжает в обитель. Одна из внешних причин, позволяющих принимать их – большое хозяйство монастыря, в том числе большое подсобное хозяйство, что дает возможность обеспечить желающих трудовыми послушаниями. Хочется верить, что не только эта внешняя причина привлекает в обитель большое количество паломников.

Новой формой миссионерского служения монастыря стал официальный сайт в сети Интернет - www.optina.ru. Сайт появился лишь в 2010 году, позже, чем другие церковные ресурсы. Вместе с тем, он сразу занял свою нишу, отличается большой, для такого рода сайтов, посещаемостью ? около 2000 в день. Главной целью разработчиков сайта (все они оптинские монахи), является создание некоей «Оптинской энциклопедии», то есть стремление собрать и предложить читателю на официальном сайте максимально полную информацию о монастыре, его прошлом, современной жизни. На сайте выложены, кроме ранее опубликованных материалов, так же большое количество архивных источников, до этого не известных широкому читателю. Подробно представлена информация для желающих совершить паломничество в обитель.

Адрес монастыря: 249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь». экскурсионная служба (48442) 50-139, (920) e-mail: palomnik@optina.ru

Шамординский монастырь

К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино. Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители. В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

Адрес:Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь. Телефон справочной службы: +79158941680, звонить с 10.30 до 17.00


п»ї