Наше місто

Потеряет ли город «Электроавтотранс»?

КП «Электроавтотранс» -единственное предприятие в Сумах, которое перевозит льготную категорию пассажиров без ограничения.

Задать вопрос Роману Чеснокову, директору КП "Электроавтотранс" можно здесь

На сегодня предприятие находится в крайне тяжелом положении, основной причиной которого является несвоевременное и не в полном объеме поступление госсубвенции за перевозку льготников. На 2012 год компенсация за перевозку льготников утверждена в объеме 13,8 млн. грн. (с учетом 730 тыс. грн. задолженности за 2011 год), то есть примерно по 1,15 млн. грн. в месяц. На 12 декабря задолженность государства составляет 2,74 млн. грн., а до конца года она составит 3,9 млн. грн. Это еще не считая того, что размер компенсации устанавливается не по фактическому объему перевезенных льготников, а в рамках бюджетных назначений. Например, за 11 месяцев текущего года предприятие фактически перевезло льготников своими автобусами на сумму 4,3 млн. грн., а компенсация назначена в сумме 3,06 млн. грн., то есть всего 71,6%.

Предприятию на этот год предусмотрено 5,5 млн. грн. помощи из горбюджета. Но реально на сегодня оно получило

4,5 млн., 1 млн. грн. пока что не дошел и висит в казначействе. Кроме того, 1,5 млн. грн. из выделенных в этом году денег КП вернуло назад городу - в счет погашения займа, который горсовет давал предприятию в 2010 году. То есть фактически на сегодня КП получило всего 3 млн. грн. Если казначейство пропустит последний миллион, будет 4 млн. Для сравнения - в прошлом году - 4,5 млн. Но и по сравнению с прошлым годом затратная часть у КП намного больше. На сегодня предприятие самостоятельно зарабатывает около 800 тыс. грн., плюс около 1,15 млн. грн. предусмотрено компенсации из госбюджета, а также помощь из горбюджета - около 270 тыс. грн. в месяц. Получается около 2,4 млн. А тратит КП в месяц: 1,5 млн. грн. - зарплата с начислениями, 250 тыс. грн. - электроэнергия, 300 тыс. грн. - дизтопливо, 400 тыс. грн. - заявочный ремонт. Всего получается около 2,4 млн. грн. То есть теоретически предприятие должно выходить в ноль. Но ведь почти 4 млн. грн. из госбюджета до сих пор не поступило, поэтому идет перекос. И потом, на текущий год по автобусам КП начислили госсубвенцию по расчетам прошлого года, но в прошлом году у него было 10 автобусов, а в этом году их 20. Кроме того, в начале этого года предприятие подавало в исполком свои расчеты на повышение тарифа до 1,25 грн., которое согласовано с Минфином. Но исполком отказал, а это - потеря около 4 млн. грн. в год.

Маршрутки победили...

Не особо помогла «Электроавтотрансу» и новая транспортная схема, которая начала действовать с 29 октября 2011 года. Поначалу она действительно дала положительные результаты - спрос на услуги электротранспорта заметно увеличился. Но после того как был проведен повторный конкурс на маршрут №57 «Барановка-Роменская» (на первом конкурсе он остался без победителя, и «Электроавтотранс» поначалу работал на Барановке без конкурентов) и на нем стали работать автобусы частного перевозчика, количество платных пассажиров на маршруте 57А сразу же значительно уменьшилось и он стал убыточным. Часть пассажиров, по словам директора, предприятие потеряло из-за того, что в новой транспортной схеме исполком значительно увеличил количество транспорта на «маршруточных» маршрутах №6 «Химгородок-Ковпака», №18 «Веретеновка-Черепина» и №61 «Автовокзал-Химгородок», которые почти на 70% дублируют троллейбусные маршруты. В такой ситуации КП систематически недополучает значительную часть выручки.

На развитие - ноль

Усугубляет ситуацию и крайняя изношенность подвижного состава предприятия. На сегодня на предприятии имеется 69 пассажирских троллейбусов, 40 из которых эксплуатируются уже более 20 лет. В течение многих лет обновление подвижного состава проводилось крайне слабыми темпами, предприятие вынуждено прикладывать значительные усилия по улучшению и поддержанию технического состояния транспорта своими силами. Но отсутствие оборотных средств вынуждает предприятие постоянно сокращать расходы на ремонт подвижного состава. Если в 2010 году на эти цели КП потратило 3,23 млн. грн., то в 2011-м уже 3,08 млн. грн., а в 2012-м - 2,04 млн. грн., то есть на целый миллион меньше. В 2012 году на финансирование государственной программы развития городского электротранспорта из госбюджета не было выделено ни копейки. Очевидно, что без приобретения новых троллейбусов нормальная работа КП «Электроавтотранс» невозможна. В этом году предприятие подало на участие в конкурсном отборе свою инвестиционную программу «Проект обновления подвижного состава троллейбусов», которая финансируется за счет госфонда регионального развития. При положительном решении этого вопроса город сможет закупить в 2013 году 20 троллейбусов.

Как следствие всех вышеизложенных факторов на КП постоянно возникает задолженность по зарплате. На сегодня для погашения задолженности за октябрь и выплаты зарплаты за ноябрь предприятию нужно 1,38 млн. грн. При этом для выплаты зарплаты за ноябрь нужно заплатить более 580 тыс. грн. налогов (единый социальный взнос и подоходный налог). Кроме того, на сегодня предприятие задолжало Пенсионному фонду 510 тыс. грн. (по льготному списку). Задержки с выплатой зарплаты приводят к постоянной текучке кадров, на сегодня с предприятия уволилось 24 водителя.

Выход - повышение тарифа?

Какой же может быть выход из сложившейся кризисной ситуации? По мнению Р.Чеснокова, государство должно или четко выполнять свои обязательства, то есть платить компенсацию за перевозку льготников в полном объеме и своевременно, или - что еще более правильно - провести монетизацию льгот. Но, как нетрудно догадаться по нынешней ситуации в стране, оба эти варианта, мягко выражаясь, нереальные. Остается бороться, что называется, местными способами. Повышение тарифа, по мнению Р.Чеснокова, может дать ожидаемый эффект только при условии одновременного повышения тарифов для частных перевозчиков, чтобы троллейбусы не потеряли пассажиров из-за уменьшения разницы в стоимости проезда в троллейбусе и маршрутке. В январе КП снова намерено выносить на рассмотрение исполкома вопрос о повышении тарифа до 1,25 грн.

Безбилетников - к ответу!

- Кроме того, нам нужны кардинальные рычаги для борьбы с безбилетниками. С автобусами в этом плане ситуация проще, так как сегодня на всех наших автобусах установлены приборы GPS-навигации, которые позволяют контролировать в том числе и этот вопрос. А вот «зайцы» на троллейбусах - вообще отдельный разговор. Для нас это настоящая напасть, особенно если троллейбус работает без кондуктора. Самое печальное, что на сегодня мы ничего не можем этим «зайцам» сделать. Во-первых, штраф смешной -

20 грн., а во-вторых, мы сейчас и этот штраф не можем с них взять. Если пассажир отказывается заплатить штраф, по действующему закону все, что мы можем сделать, - высадить его на ближайшей остановке. В крайних случаях, если он буянит и отказывается выходить, - сдать правоохранителям. Мы делали это неоднократно, но милиции такие нарушители тоже, так сказать, неинтересны. Они эти несчастные 20 грн. даже себе в статистику не покажут. Если троллейбус работает с кондуктором - ситуация не лучше, так как есть проблема еще и с самими кондукторами. Ни для кого не секрет, что кондукторы берут себе на карман, и законодательно для них не прописано никакой ответственности за это. Да и поймать кондуктора на горячем или доказать, что он что-то взял себе, практически невозможно.

Поэтому мы предложили внести изменения в Админкодекс. Во-первых, увеличить штрафы хотя бы до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть до 170 грн. Во-вторых, дать полномочия налагать штрафы за безбилетный проезд еще кому-нибудь, например сотрудникам муниципальной охраны, милиции. Ведь на сегодня это имеют право делать только работники «Электроавтотранса», а содержать необходимый штат ревизоров мы не можем. Чтобы хоть как-то вести контроль на линии, нам надо как минимум пять ревизоров, а при нынешних смешных штрафах они даже себе на зарплату не насобирают.

Какой смысл в таких проверках, которые себе в убыток получаются? А если бы был нормальный штраф и четко прописанный порядок его наложения, то порядок с безбилетниками можно было бы навести за месяц.

Водители, ау!

Кроме всего прочего, на сегодня на предприятии остро стоит проблема комплектования штата водителей, так как учебный комбинат сейчас не имеет соответствующей лицензии. Поэтому КП пытается сейчас решить вопрос с обучением водителей троллейбусов на базе предприятия. Для этого нужно собрать документы на получение лицензии, подготовить учебный класс, провести техинвентаризацию, что также требует дополнительных средств.

В целом же, по мнению нынешнего директора, наладить работу предприятия на должном уровне шансы есть. Вся проблема в том, что в нашем городе есть лица, заинтересованные в банкротстве КП и передаче его в частные руки. Последствия такой передачи страшны не только подорожанием проезда - это, как говорится, меньшее из зол. Самое же страшное в том, что частник, если государство хоть раз не заплатит ему в полном объеме компенсацию за перевозку льготников, просто откажется их возить. Частник имеет на это право, а КП, согласно действующему законодательству, - нет, оно обязано перевозить все определенные законом категории льготников и без ограничения в количестве. Кто победит в этой негласной войне - зависит от продуманных действий руководства предприятия и, конечно же, от помощи его учредителя, то есть горсовета.

Задать вопрос Роману Чеснокову, директору КП "Электроавтотранс" можно здесь

Александр Завадский


п»ї
Читайте у цій рубриці

Велодорожки утвердили

Программа развития велосипедного движения «Два колеса» наконец-то утверждена. Более того, она расширила свои временные рамки - если ранее предполагалось, что реализация велодорожек займет 2013-2015 гг., то теперь она продолжится до 2018 года. Сумской горсовет решил увеличить и объем... Читати статтю повністю

Горсовет дожал генплан

В среду, 19 декабря, на сессии Сумского горсовета депутатский корпус утвердил изменения в генплан, наделавшие немало шума за последние несколько месяцев.

Что же убедило депутатов? Возможно, дополнительные аргументы, которые представило горуправление архитектуры.

По словам главного... Читати статтю повністю