Наш край

Сумская лениниана:

из истории монументальной пропаганды в нашем городе

Наверное, трудно себе представить более или менее крупный населенный пункт на территории СССР, в котором не возвышался бы хоть самый скромный памятник вождю Коммунистической партии.

Ныне монументального «Ильича» можно увидеть все реже и реже. От памятников Ленину в центре Сум, к примеру, остались только воспоминания горожан старшего и среднего поколения да старые фотографии на путеводителях советского времени. Сумчанам давно стали привычны памятник И.Г.Харитоненко или опустевшая площадь Независимости. Выросло новое поколение, представляющее себе советский строй и его идеологию преимущественно по учебникам истории.

«Лениниана» - слово из словаря советской эпохи, обозначающее целое направление искусства и литературы, посвященное образу Владимира Ильича Ленина (1870-1924 гг.), при жизни бессменного лидера партии большевиков и советского государства. Его изображали на полотнах, вышивали на рушниках и коврах, его голос в интерпретации талантливых советских актеров звучал с экранов и театральных сцен, ему посвящали стихи, поэмы и прозаические произведения. Его приводили в пример, им восхищались и искренне любили.

Пожалуй, самым запоминающимся для миллионов советских людей был образ монументального Ленина в камне или бронзе непременно в центре городов и селений, благодаря чему создавался эффект присутствия первого руководителя страны. Как тут не вспомнить слова из песни Льва Ошанина и Серафима Туликова «Ленин всегда с тобой»: «Мы за Партией идем, славя Родину делами, и на всем пути большом в каждом деле Ленин с нами»...

«Мы свой, мы новый мир построим...»

Как ни странно, но родоначальником ленинианы был сам вождь победившего пролетариата. Не в том смысле, что он инициировал установление памятников самому себе, нет. Ленин как стратег революции понимал, какое важное идеологическое значение имеет искусство. И скульптуре в нем отводилось одно из ведущих мест. Новое революционное творчество мастеров, перешедших на сторону большевизма, должно было проповедовать идеалы коммунизма, героизм борцов за власть Советов и трудовой подвиг рождающегося общества социализма. Этому предшествовала кампания по сносу памятников прежнего режима. В Сумах еще в 1918 г. со своего постамента был снят, а затем переплавлен на местном машиностроительном заводе памятник Харитоненко. Через два года его место заняла новая скульптура.

Замена одного памятника другим производилась согласно декрету Совнаркома «О памятниках Республики», принятому еще 12 апреля 1918 г. и постановлявшему «в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию» осуществить следующее: «1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера... 3) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществу Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Этот пункт стал основой ленинского плана монументальной пропаганды, призванной нести новое воспитательное начало в общегосударственном масштабе. На местах шли дальше установления памятных знаков Великому Октябрю и революционерам прошлого. С подачи провинциальных советских органов и парткомов Ленин уже при жизни становится монументом.

Пять памятников Ленину на Красной площади

История «сумской ленининаны» началась 5 июля 1920 г., когда Сумской ревком принял решение установить в городе в честь трехлетия Октябрьской революции памятник Ленину на месте снесенной с постамента бронзовой скульптуры Харитоненко. Им стал гипсовый бюст Ильича. Выглядел он весьма неказисто в сравнении с предшествующей фигурой. Скульптор изваял крупную голову, шею и воротник Ленина. На 4,5-метровом двухступенчатом постаменте из красного гранита все это смотрелось дико и антихудожественно.

Очевидно, это понимали и новые руководители окружной власти в городе (в 1923-1930 гг. Сумы являлись центром округа, основной административно-территориальной единицы СССР до введения областей), среди которых было немало культурных и образованных людей. Сразу после смерти советского лидера II Съезд Советов СССР принял постановление о сооружении памятников В.И.Ленину. «Образ великого вождя должен быть увековечен для всех будущих поколений и служить постоянным напоминанием и призывом к борьбе за окончательную победу коммунизма», - аргументировал решение депутатов трудящихся этот документ. И хотя инициатива однопартийцев и искренних последователей Ленина была осуждена его супругой, ссылавшейся на несвоевременность такого решения в условиях трудного выхода страны из разрухи, тогда к словам Надежды Константиновны никто не прислушался. Старый большевик Леонид Красин так описывал общественные настроения того времени: «Нет ни одной крупной фабрики или завода, ни одного села или города, где тысячи и тысячи рабочих и крестьян не думали б о том, чтобы иметь у себя на площади, на улице, в помещении клуба своего Ильича из камня, чугуна, бронзы или, в крайнем случае, из гипса».

Уже до конца 1925 г. на рассмотрение Всеукраинской комиссии при ВУЦИК (высшего органа государственной власти УССР) по увековечиванию памяти В.И.Ленина было подано 179 проектов памятников и бюстов бывшего лидера. Одним из них оказалось предложение и для нашего города. 12 января 1925 г. Сумской окружной исполком принял решение установить новый памятник почившему вождю. В этом же году в Сумах, по мнению советского историка ленинианы Л.Маркитана, был «открыт один из первых фундаментальных памятников В.И.Ленину, сооруженных в Украине». Его автором стал известный советский скульптор Василий Васильевич Козлов (1887-1940). В основу сумского памятника лег проект монумента Ленину у Смольного в северной столице. Фактически сумской вариант был уменьшенной копией ленинградской скульптуры. Однако, в отличие от бронзового Ильича у Смольного, памятник в нашем городе был изготовлен из дешевого гипса.

В 1941 г., когда Сумы оказались захваченными гитлеровцами, памятник Ленину разрушили, как и другие символы советов, а Красная площадь, на которой он прежде возвышался, была переименована в честь лидера нацистской Германии. После освобождения областного центра Красной Армией «Ленин» вновь вернулся на опустевшее два года назад место. Временно на нем был воздвигнут мраморный бюст Ильичу работы народного художника СССР Н.Андреева, извлеченный из-под земли, куда он был зарыт сотрудниками художественного музея перед приходом немцев (до войны скульптура пребывала в фондах музея). В 1947 г. бюст заменили гипсовой фигурой Ленина (авторы - Элиус Фридман и Ефим Белостоцкий, создатели известной скульптурной композиции «В.И.Ленин и И.В.Сталин в Горках» в парке Химкинского вокзала канала Москва-Волга (1937)). Однако надолго украшать областной центр гипсовым памятником было несолидно. Он простоял всего два года и в 1949 г. наконец был заменен бронзовой статуей Ленину работы скульпторов М.Вронского, А.Олийника и С.Книжникова.

Это была весьма удачная и эффектная скульптура высотой

2,5 м, изображавшая Ленина в отполированном соцреализмом виде - с вытянутой вперед правой рукой и зажимавшей складку пальто левой. Ильич был изображен отнюдь не в виде титанической фигуры, нависавшей всей своей мощью над обыкновенными людьми, а выглядел вполне демократично, товарищески и просто. Авторы смогли придать динамику и воздушность движениям своего героя, подающегося вперед и увлекающего, по их замыслу, массы за собой. Скульптура не только обнаруживала сходство с живым Ильичом, но и передавала его привлекательный психологический портрет - решимость, воодушевление и окрыленность идеей.

Обновление получил и старый постамент, не менявшийся, за исключением таблички, со времени «Харитоненко». С лицевой стороны в него была вмонтирована бронзовая плита с надписью «В.І.Ленін», годами жизни вождя, серпом и молотом. Снизу постамент с четырех сторон окружали бронзовые плиты. С фронта на одной из них изображались склоненные к дате революции «1917» флаги. На трех остальных была отлита советская символика (серп, молот, звезда).

«Ленин» на Красной площади надолго стал средоточием официальной общественной жизни города. У памятника в государственные праздники сооружали трибуну для представителей местной власти, устраивались митинги, демонстрации и шествия колонн.

От оттепели до перестройки

Уже в годы оттепели в Сумах появились новые памятники Ленину. В 1957 г. перед входом в ДК КРЗ на кирпичный постамент, имевший вид срезанной пирамиды, была установлена железобетонная статуя Ильича. Она имела некоторое сходство с античными фигурами - расстегнутый пиджак советского руководителя выдавал атлетическое телосложение, а легкий изгиб правого бедра и согнутая в колене левая нога придавали его образу пластичность олимпийцев. Впоследствии эти детали несколько стушевались вместе с неоднократно наносимой сверху краской.

В следующем году в ознаменование 40-й годовщины установления советской власти в Украине своего «Ильича» в новом районе перед ДК «Химик» приобрели также работники сумского «Химпрома». Железобетонная статуя была изготовлена, как и «Ленин» сахарников, Киевской скульптурной фабрикой. Весомого художественного значения, как и монумент перед ДК КРЗ, этот памятник не имел. Вождь изображался в момент выступления. Правой рукой он указывал вперед, а левой с силой сжимал в руке кепку. Несмотря на эту деталь, Ленин вышел статичным, малопривлекательным, и только золотистая краска, которой его регулярно подкрашивали, придавала монументу некоторую значительность.

Затем на целых два десятилетия наступила пауза в истории сумской ленинианы. В 1966 г. ЦК КПСС и Совмин СССР взяли под свой строгий контроль установление памятников, имеющих общегосударственное значение. Постановлением «О проектировке и сооружении памятников и монументов» республиканские органы власти оказались стесненными в своем желании увековечить деятелей национальной культуры и партийных руководителей. Сооружать памятники можно было исключительно за счет дополнительных средств, полученных сверх выполнения бюджета, «придерживаясь при этом суровой экономии в трате средств». Новый тезис эпохи стабилизации социализма - «экономика должна быть экономной» - коснулся и монументальной пропаганды. И хотя на местах вышеупомянутое постановление с легкостью преодолевалось (в 1968 г. вопросы возведения памятников были переданы обкомам), сумчане вплоть до прихода к руководству партийным комитетом города М.А.Лушпы (1972 г.) о новом монументе Ильичу не помышляли.

Свои коррективы внес генплан 1969 г., предполагавший перестройку части городского центра и создания новой площади перед административным зданием, в котором бы уместились областные, городские партийные и советские органы. Образованному на месте бывшей Николаевской улицы пространству, разумеется, пустовать не позволили. Его композиционным центром должен был стать очередной монумент Ленину на одноименной площади (ныне - пл.Независимости).

Установлению этого памятника предшествовало согласование с высшими органами власти в Москве и Киеве. Добро сперва дали ЦК КПСС и Совмин СССР (постановление №159 от 1 марта 1974 г.), а затем - Совмин УССР (1 июля 1980 г.).

Новый памятник Ильичу был торжественно открыт 3 ноября 1982 г., в канун 65-й годовщины Октября. Бронзовая фигура вождя была установлена на высоком постаменте, напоминающем башню броневика, с которого Ильич провозглашал в Петрограде всемирную социалистическую революцию. Врезанный в постамент кубический объем с рельефным изображением серпа и молота напоминал высунутый из амбразуры броневика пулемет. Оригинальным архитектурным решением оказалось размещение пьедестала над раскрывающимися веером гранитными площадками, возвышающимися одна над другой. Основным материалом архитектурного комплекса был красный гранит, добытый в Житомирской и Кировоградской областях, обработанный затем мастерами Мытищинского завода художественного литья. Помимо них в работе по установлению памятника участвовали строительные организации Сум и Киева: бригады гранитников треста «Сумыжилстрой», столяров-маляров и сварщиков «Культбытстроя», а также монтажников киевского объединения «Художник». Памятник получился довольно помпезным для областного центра - его общая высота составила 13 м. 5,5 м занимал постамент и 7,5 м - сама бронзовая скульптура.

Дорогостоящий монумент создавали известный скульптор, заслуженный деятель искусств УССР Эдвард Кунцевич (1926-1996), а также кандидаты архитектуры Игорь Ланько и Алексей Заваров. Они изобразили Ленина в полный рост, вполоборота, в неизменном демисезонном пальто, полы которого развевались по ветру; правая рука в порыве ораторской жестикуляции была откинута назад, а левая прижимала к груди книгу. Ленина-оратора и революционера сменил Ленин-просветитель, что было знаково для общества развитого социализма, уставшего от резких перемен и социальных экспериментов.

На открытие памятника собралось до 20 тыс. сумчан - представители партийных и общественных организаций, а также трудовых коллективов. Перед памятником была сооружена импровизированная сцена, на которую поднялись партийные и советские руководители города и области. Хотя первое слово взял М.А.Лушпа, инициатор установки памятника, право перерезать красную ленту выпало вышестоящему по партийной иерархии первому секретарю Сумского обкома КПУ Ивану Григорьевичу Гринцову. После чего прозвучал гимн СССР. Затем руководитель партийной организации области сказал речь об экономических достижениях Сумщины и ленинском курсе, которым следует страна. В конце он поблагодарил создателей памятника. Также выступили представители трудовых коллективов и учреждений образования. В речах звучало имя тогдашнего руководителя страны - Л.И.Брежнева. Через неделю Леонида Ильича не стало. Приближались крутые перемены в жизни огромного государства, а с ними - закат идей ленинизма.

В начале 1990-х гг. в Сумах можно было наблюдать удивительную картину. Вождь на пл.Независимости по-прежнему решительно призывал за собою массы, однако последние внимали уже совершенно иным лозунгам. Вместо красных знамен на площади развевались украинские национальные флаги, а речи ораторов призывали к свержению строя, к которому еще недавно стремилось советское общество. Постскриптумом развала Советского Союза стала борьба противников коммунизма с его символикой. Как некогда большевики не щадили идолов прошлого, так и ныне их вдохновителей не жалели новые силы.

В целом будущность советской монументальной пропаганды на пространстве бывшего СССР развивалась по трем возможным сценариям: 1) памятники советской эпохи остаются нетронутыми под опекой государства; 2) памятники демонтируются и уничтожаются; 3) памятники переносят на новое место и создают отдельную историко-культурную зону по образцу парка советских скульптур «Грутас» в Литве.

Судьба памятников Ленину в Сумах оказалась не менее драматичной. В 1991 г. был демонтирован памятник Ильичу на Красной площади. Скульптуру перевезли в пгт Жовтневое Белопольского района, а постамент впоследствии закрыли досками. В 1996 г. на него водрузили гранитную копию памятника И.Г.Харитоненко работы сумского скульптора А.Ивченко. В мае 2000 г. был демонтирован и перенесен на бетонный постамент в сквер «Комсомольский» на ул.Парковой «Ильич» с пл.Независимости. Попытки коммунистов его отстоять оказались тщетными. С помощью отбойных молотков и строительной техники был разрушен пьедестал памятника, а его место заняла клумба перед входом в здание обладминистрации. На Парковой памятнику тоже было неуютно. Здесь он неоднократно становился объектом вандализма. Так, в 2004 г. были разобраны плиты бордюра памятника. В последующие годы Ильича неоднократно обливали краской и исписывали.

В период каденции президента В.А.Ющенко властью неоднократно поднимался вопрос о сносе идеологических монументов эпохи социализма. В 2007 г. его рассматривал городской совет, но к единому мнению о будущем бюстов и памятников Ленину, а также Фрунзе, стоящих в Сумах, так и не пришел. Тем временем демонтаж символов советской эпохи приобрел стихийный характер. В

2008 г. в области было разрушено или повреждено шесть памятников Ленину. Из них один - в Сумах. В ночь на 1 июня неизвестные разбили голову «Ленина» возле ДК КРЗ. К 7 ноября на средства городской организации КПУ голова статуи была восстановлена, «Ильича» привели в порядок и покрасили. Однако уже 18 ноября, очевидно, те же лица сбросили памятник с пьедестала, окончательно лишив его головы.

В следующем году в ночь с 10 на 11 февраля был уничтожен памятник Ленину возле ДК «Химик» ПАО «Сумыхимпром». Туловище было сбито с постамента, а голова бесследно исчезла, как и его обидчики. Примечательно, что в тот же день были обезглавлены еще два памятника вождю - в пгт Сад Сумского района и с.Штеповка на Лебединщине. Подобному унижению был подвержен и бюст Ленина на Санаторной улице. Дела о разрушении монументов Ленину так и остались нераскрытыми.

На этом история сумской ленинианы не завершилась. Свое обещание восстановить уничтоженные памятники городские коммунисты частично выполнили. 21 апреля 2010 г., в канун 140-летия со дня рождения В.И.Ленина их усилиями освободившийся постамент перед ДК «Химик» занял бюст Ильича. На черной табличке на пьедестале выбиты слова, родом из прошлого века: «Великий вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин». А значит, и в ХХI в. дело Ленина еще не умерло и продолжает вдохновлять сторонников социальной справедливости.

История советской монументальной пропаганды - отдельная тема, которую еще не раз затронут историки и искусствоведы. Им решать, насколько она оказалась действенной, правдивой и необходимой. При всей ее неоднозначности она дала толчок к небывалому развитию скульптуры, формированию оригинальных школ пластики. Соцреализм порою в самых стандартных темах, осуществляемых в рамках госзаказа, оказывался способен на новаторство и отход от генеральной линии, иной взгляд на людей, творивших эпоху. Сохранность памятников даже в виде музейных экспонатов позволит грядущим поколениям составить самое живое представление о прошлом, о его трагических и радостных событиях, наконец, об истории самого города. Ведь если даже и судить минувшее, то вовсе не памятники...

Дмитрий Кудинов


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Музыка» на Соборной

Читати статтюСто лет назад в эти самые дни в домах многих горожан были слышны звонкие детские голоса, зачитывающие стихи, под фортепиано звучали отрывки из популярных романсов: сумчане готовились к рождественским и новогодним вечерам.

Ведь не только в учебных заведениях, общественном собрании,... Читати статтю повністю