Наш край

Когда идешь по тротуару...

Когда идешь по тротуару, вряд ли задаешься вопросом, кто его придумал и откуда он взялся.

Существует мнение, что впервые тротуары вместе с бордюром и поребриком (два различных способа укладки бортового камня при мощении дороги) появились в Париже, на улице де Турнон, на которой находился популярный театр «Одеон». Перед каждым спектаклем у «Одеона» скапливалось большое количество карет и людей, что нередко приводило к несчастным случаям. Вот тогда и придумали поделить улицу между пешеходами и каретами. С обеих сторон улицы были отведены небольшие полоски земли. Их отгородили от остальной части дороги, положили на них гранитные плиты и снабдили столбиками-ограждениями. Здесь же было повешено объявление: «Тротуар», что в переводе с французского означает «дорога для пешеходов».

С тех пор тротуары стали появляться на многих улицах, а количество происшествий на дорогах сократилось: богатые ехали по дороге в каретах, бедные - шли по той же дороге пешком. Шли по правой стороне. Кстати, привычка идти, вернее, расходиться правой стороной появилась больше тысячи лет назад. В древние времена люди всегда ходили вооруженными. Идет человек или едет верхом по дороге - в правой руке у него оружие, в левой - щит. Когда путешественник видел встречного путника, на всякий случай прикрывался щитом. Так, видимо, и появилась традиция правостороннего движения.

А вот столбики-ограждения вдоль тротуаров, охраняющие пешеходов от наезда карет, телег и прочего, придумали не французы, а римляне. Причем ограждения эти были утверждены самим Сенатом. Возвращаясь к нашему городу, надо сказать о том, что в дореволюционных Сумах оградительные столбы встречались на центральных улицах на краю тротуаров, по углам въездов во двор, у углов проездных арок и во всех местах, где требовалась защита зданий и пешеходов от транспорта. Столбики-ограждения были в основном деревянные, но встречались и гранитные, реже - чугунные и совсем редко - цветного металла. Чугунные, с красивой отделкой и вензелем были у богатых усадеб (к примеру, Сухановых-Сумовских, Харитоненко и т.д.). Столбики предохраняли своих хозяев и других пешеходов от наезда пьяного извозчика или взбунтовавшейся лошади.

Ограничительные столбики массово исчезли в конце 40-х - начале 50-х годов в связи с реконструкцией и укладкой асфальтового покрытия. Правда, если побродить по городу и хорошенько поискать, то подобные дорожные «аксессуары» ушедших столетий можно было обнаружить даже в 2000 году.

Но вернемся в дореволюционные времена. Улицы и дороги Сум были во многом схожи с улицами других городов Российской империи. Причина в том, что за-страивались они по типовым проектам элементов городского благоустройства, которые издавались в Петербурге и рассылались на места. Так же, как и типовые проекты жилых и казенных зданий. Чертежи сопровождались описаниями, большинство которых было впоследствии опубликовано в Полном собрании законов Российской империи. К 1805 г. относится чертеж «Каким образом обсушивать городские улицы», представляющий собой профили улиц для провинциальных городов. В том же 1805 г. были сделаны (но утверждены лишь в 1817 г.) типовые проекты верстовых столбов, указателей, шлагбаумов, тумб (столбов-ограничителей), полицейских и солдатских будок. Интересно, что по проектам тротуаров и мостовых в Петербурге, изданным в 1816 и 1826 годах, тротуары строились вплоть до революции не только в Петербурге и в Москве, но и во многих других городах. Тогда параметры городской дороги разительно отличались от нынешних. Понятное дело, гужевой транспорт и современные авто - вещи разные.

Тем не менее кое-чему у наших предшественников, заботящихся о безопасности пешеходов, можно и поучиться. Когда смотришь на дореволюционные фотографии Сум, замечаешь, что и в ХIХ, и начале ХХ века тротуары строились с необходимым уклоном для поверхностного сбора ливневых вод и с устройством дренажных канав на стыке тротуара с дорогой. Но более всего бросается в глаза высота тротуара по отношению к дороге. Даже на фотографии 1928 года, времени, когда еще сохранилась дореволюционная улично-дорожная застройка центра города, контраст этот явно заметен. Интересно, будет ли ощущаться контраст нынешних и тех тротуаров и улиц, по которым будут ходить сумчане через сто лет?

Юлия Лесина


п»ї