Соціум

Роковой переезд

В Белопольском районе возле села Беланы страшная автокатастрофа унесла жизни 12 человек...

Возле поселка Беланы Белопольского района на железнодорожном переезде «23-й километр» перегона Виры - Амбары ЮЖД поезд Харьков - Ворожба протаранил переполненную маршрутку. Кровавая автокатастрофа унесла жизни 12 человек. Среди погибших - четверо учителей местной школы и ученик девятого класса.

Трагедия случилась около трех часов дня во вторник, 4 февраля. А 5 февраля по всей области был объявлен траур по погибшим. Очевидцы говорят, что, несмотря на работающую звуковую сигнализацию, красный сигнал светофора, предупреждающий гудок машиниста, водитель маршрутки почему-то решил проскочить перед самым поездом. Небольшую красную «Руту» 350-тонный дизель буквально разорвал пополам. Несмотря на экстренное торможение, локомотив с вагонами еще метров триста тащил перед собой часть салона автобуса. Попавшие в кровавую мясорубку пассажиры разлетались в разные стороны. Некоторых затащило под локомотив. Меньше всего при ударе пострадала передняя часть микроавтобуса. В момент столкновения 27-летний водитель «Руты» вылетел из салона, поэтому и остался жив. От расправы людей его спасали работники милиции.

Не прорвались...

На железнодорожном переезде Виры - Амбары во времена Союза всегда была будка дежурного и шлагбаум. Местные жители говорят, что этот участок дороги довольно сложный и оживленный. Если для машиниста локомотива обзор здесь обширный, то водители транспорта не всегда могут вовремя сориентироваться. «Вы посмотрите туда внимательней, - показывает на трассу житель села Беланы Николай Кузьмин. - Видите, какой поворот? Водитель не всегда может увидеть приближающийся поезд. Поэтому мы и были недовольны, когда в 90-е годы шлагбаум решили убрать. Здесь всегда стояла будочка, всегда был дежурный. Да если бы этот переезд был охраняемым, разве случилась бы такая трагедия? Ведь они, водители, сейчас как? Телефон мобильный к уху - и вперед. А так бы шлагбаум ему перегородил путь - и все, стой, жди. Раньше на этом переезде было четверо дежурных. Потом их сократили. Модернизацию сделали. Думали, лучше будет. Да здесь уже столько аварий было! И с автобусом тоже уже была - несколько лет назад. Тогда, правда, всего один человек погиб. А сейчас вон их сколько лежит...»

Вдоль тормозного пути поезда разбросаны тела погибших, обломки микроавтобуса, вещи, куски искореженного металла. В этом кровавом месиве люди оказались по вине 27-летнего сумчанина.

Почему водитель решился на этот роковой шаг, сейчас выясняет специально созданная следственная группа. Одним из основных очевидцев трагедии был водитель грузовика, который стоял с противоположной стороны переезда. «Мы ему сигналили, - рассказал мужчина. - Показывали, что поезд идет. Но он не реагировал, а смотрел на комбайн, который стоял за моей машиной».

«Я говорил с девушкой, которая сидела рядом с водителем, - рассказывает мужчина в форме железнодорожного рабочего, который попросил не называть его имени. - Она все видела. Сказала, что пассажиры кричали водителю: «Куда ты едешь на красный свет, тормози!» Но он ответил: «Не бойтесь, прорвемся». И с машинистом я тоже разговаривал. Он до сих пор в шоке. И он, и помощник. Даже не знаю, как они теперь будут. Они сделали все, что могли. Включили экстренное торможение. Но вы сами подумайте, через сколько метров после экстренного торможения может остановиться поезд весом в 350 тонн? И вот эти самые триста метров он тормозил и тащил перед собой часть автобуса с людьми. И ничего не мог сделать в этот момент. Да их до сих пор еще так трясет... Хорошо, что пассажиры поезда не пострадали. А ведь газовые баллоны маршрутки могли взорваться, сбросив с рельсов поезд вместе с пассажирами, которых было 160 человек. Еще 160 жизней».

«Вытащите меня, вытащите...»

...Поздно вечером на месте трагедии все еще лежали трупы. Проводились следственные мероприятия. Но как только с места катастрофы уехали высокие чины во главе с исполняющим обязанности вице-премьера Украины Александром Вилкулом, тела людей моментально увезли. Точно так же быстро разъехались и все службы.

- Да разве так можно? Пока было начальство, был и свет. Начальство уехало, а вы что хотите, то и делайте. Как нам теперь железную дорогу ремонтировать, если кругом темно? - растерянно возмущался 35-летний житель села Беланы Александр Петренко.

- А вы видели, что здесь произошло днем?

- Да. Я все видел. Я и мальчика из машины вытаскивал, соседа своего. Ему 15 лет всего было. Я здесь рядом живу, как раз в хате был в этот момент. Мой старший сын пришел из школы. Говорит: «Папка, я только что с Андреем разговаривал. Он поехал в Сумы, на тренировку». Друг его, Андрей, футболистом был. На тренировки ездил в футбольный клуб «Барса». Вот мой сын все время просится, чтобы тоже стать футболистом. Но я пока не могу каждый день его возить в областной центр. А одного после этого никогда не отпущу...

- Когда случилась авария, вы что-нибудь слышали? Звук удара, например?

- Нет, звука не слышал. Но мне сразу же позвонил мой отец: «Ты знаешь, что случилось?» Я все бросил и бегом сюда. Мне бежать всего метров двадцать, тридцать от силы. Бегу и вижу, что на путях стоит поезд. А впереди на локомотиве висит разрезанная маршрутка. Я ничего не понял - что случилось, почему. Я бежал навстречу поезду. Сразу подумал, что там люди, что их нужно спасать. О том, что еще столько трупов раскидано вдоль дороги, не было даже мысли.

- Помните, что увидели в самый первый момент, когда подбежали?

- Да. Шторки в салоне машины шевелились. Стекла выбитые, ничего не понятно, все искорежено. И голос: «Дядь Саш, вытащи меня отсюда». Смотрю, а это еще один сосед мой, Сашко малой, кричит: «Вытащите меня, вытащите». У него вчера только день рождения был... Я стою и реву, потому что понять, как его вытаскивать, невозможно. Тут прибежало еще несколько мужчин. Стали мы Сашка тянуть. А он никак. Не вытаскивается. Придавило его сильно, зажало. Стоит локомотив, на нем висит салон машины. И, каким-то чудом выживший, в задней части салона умоляет о помощи ребенок. Никогда не забуду эту картину. Пацан сидел, а рядом с его щекой, вот прямо в нескольких сантиметрах, бок локомотива. Его спасло то, что он сидел на заднем сиденье, посередине. Рядом девушка, труп, потом он, живой. Учительница английского языка - тоже живая. И еще один труп, у другого окна.

Когда я понял, что Сашку так просто не спасти, стал кричать машинисту: «Оттягивай поезд назад». А машинист сам в шоке. Они с помощником вышли, оба в крови, в порезах от разбитого стекла. Машинист одно твердил: «Мне три месяца до пенсии. Мне осталось всего три месяца до пенсии». Видно, что совсем плохо соображал в тот момент. Я снова ему кричу: давай оттягивай поезд назад, людей нужно доставать. Он говорит: «Я не могу сдать, у меня тормоза отказали». Мы с мужиками ему объяснили: «Отрубай хвостовой вагон и тяни состав назад задней кабиной».

Он вроде понял и пошел в хвост. Но пока он ходил, мы уже сами вытащили Сашу. Мужиков семь тянуло. Даже и не помню, как - через двери или через стекло. Все было искорежено так, что вообще не понятно. Мы растягивали маршрутку руками. Понемногу так, помаленьку, но разогнули металл. Достали Санька. Он, когда там сидел, все твердил: «Ноги, мои ноги. Я их чувствую, но пошевелить ими не могу». А как его достали, он сразу и пошел. Наверное, от шока ничего не соображал совсем. Родители его посадили в машину и отвезли в больницу. А отец погибшего друга моего сына еще долго не мог поверить, что Андрюхи уже нет. Когда мы нашли его сына, мертвого, то он не верил своим глазам. Смотрел на него и не верил. «Хлопцы, - плакал, - он же шевелится, дышит. Он же живой, хлопцы. Давайте его вытаскивать». Никогда не забуду эту картину. Я с самого детства боялся мертвых. Мой отец даже как-то сказал матери: «Наверное, когда мы умрем, Санька даже на похороны не приедет». А тут столько трупов. Удар был такой силы, что центральную часть автобуса смяло в лепешку. Люди сыпались в разные стороны. Из салона достали семь трупов. Когда учительницу английского языка достали, она была еще живой. Все просила: «Пить, дайте мне пить».

Скорые подъехали очень быстро. Мы раненых только достали, а врачи уже здесь. Быстренько всех на носилки, под капельницы, в больницу. Оперативно, молодцы. Не то что начальник какой-то. Приехал тут один, самый первый: «Ничего не трогайте, пускай все так лежат». Я ему говорю: «Ты соображаешь? А вдруг там люди еще живые есть?» Не послушались мы его. Всех, кто был живой, достали.

Теперь вот с ребятами, рабочими с железной дороги, будем еще всю ночь ремонтом заниматься. Посмотрите вокруг - все разъехались, все до единого. Даже фонари с собой забрали. Пока начальство ждали, человек сто тут толпилось. А дорогу восстанавливать пять человек будут. И на переезд посмотрите! Вы видите хоть одного сотрудника ГАИ? Хоть кто-нибудь сейчас здесь отвечает за безопасность? Светофор орет, машины ездят, движение поездов никто не отменял.

Чужого горя не бывает

Солнечные, добрые, молодые, любимые. Именно так говорят о погибших в жуткой аварии учительницах и ученике местной школы. Сегодня в школе не слышно привычного шума детских голосов. Сегодня здесь все плачут. В вестибюле пять фотографий с траурными рамками. Перед каждой - свеча. Их оплакивают все: родители, дети, знакомые и незнакомые люди. Все село.

Из 12 работающих в школе учителей четверо ушли на тот свет. Еще трое - в больнице. Из всего состава педагогов на работу вышли директор, завуч и педагог-организатор. Они местные, и поэтому в тот страшный вторник не сели в красный микроавтобус. На все девять классов в школе остался один классный руководитель старшеклассников и один классовод малышей. Областное руководство пообещало, что уже к

7 февраля кадровый вопрос будет решен. В школу направят часть учителей из Белополья и соседней Вировской школы. Они снова будут приезжать на занятия рейсовыми автобусами. Опять будут пересекать этот самый железнодорожный переезд, на котором пока никто не собирается устанавливать шлагбаум.

В Белановской средней школе на два дня - 5 и 6 февраля - из-за траура отменили занятия. Но дети все равно идут сюда. Вместе с родителями, бабушками и дедушками. Все шокированы страшной новостью. Все плачут, уже не вытирая слез. Из скромных сельских зарплат собирают деньги на похороны. Да, люди знают, что похороны пообещала оплатить областная власть. Но все равно стараются внести и свою маленькую лепту... В украинской глубинке до сих пор чужого горя не бывает. Оставшиеся в живых учителя школы узнали о трагедии сразу после шестого урока. Они говорят, что это был классный час для старшеклассников. Все еще были в школе, когда услышали страшную новость. Наспех одевшись, побежали на переезд. Через триста метров от школы увидели картину, которую вряд ли смогут забыть.

- Это наша Юлия Николаевна Брижик. Учительница математики. Классный руководитель 7-го класса. В июле у нее была свадьба, - рассказывает педагог-организатор Валентина Гаврик у фото погибших. - Мы видели, как ее, уже мертвую, муж поднял на руки. Посадил в машину и повез в больницу. Мы не могли ему сказать, что она уже мертвая. Что не нужно ее сажать в машину. Он все равно никого не слышал. Посадил и повез. Поэтому потом и возникла путаница (первоначально прокуратура озвучивала информацию о 13 погибших. - Авт.). Говорили, что одна женщина умерла в больнице. Нет, она не там умерла. Ее уже мертвой туда привезли. Ей было всего 24.

Мы много говорили о погибших сегодня. И говорить будем еще долго. Я хочу сказать, что еще одна учительница начальных классов должна была ехать в этой самой маршрутке. Но Дарья Владимировна в самый последний момент пошла на станцию. И села в тот самый «Эней», который и сбил маршрутку. Она была свидетельницей трагедии. Видела все своими глазами. Она в таком состоянии, что я вам не могу передать. До сих пор не может ни говорить, ни вспоминать об этом.

Погибли молодые учителя. Евгения Сергеевна Золотаренко. Она была совсем молодая, всего 23 года. Только полгода проработала в нашей школе. Ее муж в шоке. Я только сейчас разговаривала с ним по телефону. Он до сих пор не может понять, что его Жени уже нет. Вы знаете, свой последний в жизни урок она провела на этом переезде. Водила туда своих третьеклассников. Рассказывала, как нужно безопасно переходить через железнодорожный переезд. Я встретила ее, когда они возвращались с урока. Она была такая веселая. Она вообще была солнечной, всегда улыбалась. Шла навстречу мне с фотоаппаратом. Он, наверное, там и остался лежать, возле железной дороги. И последние снимки там были этого самого переезда, где оборвалась ее жизнь. Детки на всю жизнь запомнят последний урок любимой учительницы.

А это наша Елена Дмитриевна Грицак, ей было 43 года, - показывает на очередную фотографию педагог. - Это был такой человек, который никогда не кричал. Если Женечка была солнечной, то Елена Дмитриевна была очень спокойной и доброжелательной. Она приезжала к нам из Белополья. Была учительницей во втором классе. У нее на уроках детки всегда сидели тихо-тихо. Потому что она с каждым из них могла найти общий язык. Ее все уважали. У нее остался сын Рома. Он учится в 9-м классе. Мальчик остался без матери, которая вкладывала в него все свои силы.

Тамара Владимировна Редько, учитель украинского языка и литературы. Классный руководитель 9-го класса. Она жила с мамой, которая тоже всю жизнь проработала в нашей школе. Мама осталась одна. У нее нет мужа. И Тамара была ее единственным ребенком.

Погиб и мальчик, ученик 9-го класса Андрей Гладенко. Он ехал в Сумы на тренировку. Они все сели в эту маршрутку, и через 10 минут их сбил поезд...

«У него был настоящий мужской стержень...»

- Когда мы последний раз разговаривали с Андреем, - рассказывает Алина Петренко, ученица, - я, наверное, что-то предчувствовала. Мы попрощались с ним перед самой маршруткой, он сказал мне: «Ну, пока». А у меня в этот самый момент громко застучало сердце. Потом, когда мне позвонила мама и сказала, что случилось, я сразу же поняла, что означало это «пока».

Скорбят об ушедшем мальчике и в сумском футбольном клубе «Барса». Спортсмены выразили соболезнования на своей страничке в «Фейсбуке». «Еще в понедельник он был на тренировке. У него немного болела спина, микротравма, - вспоминает его тренер Валерий Попов. - Но он сказал, что все равно приедет во вторник, чтобы не отстать от других. Вот такой вот характер».

«Некоторые ребята и их родители между собой называли его «Шева», - рассказывает помощник тренера Дмитрий Игумнов. - Уж больно он по манере своей игры напоминал Андрея Шевченко».

Тренеры говорят, что раньше Андрей занимался биатлоном. В футбольный клуб его в прошлом году привела мама. Парень сразу произвел на всех хорошее впечатление. «Он был безумно влюблен в футбол, - продолжает Валерий Попов. - Заниматься начал с ноября 2012 года, был очень старательным, старался не пропускать тренировки, а для этого каждый день ему приходилось ездить в Сумы (от села Беланы до областного центра 35 км). Не каждому удается зацепиться за группу, которая на тот момент занималась уже 6 лет. Конечно, ему было тяжело наверстывать. Однако у него был настоящий мужской стержень. Он навсегда останется в нашей памяти добрым и отзывчивым парнем. Вечная ему память...»

Они родились под счастливой звездой

Еще один ученик школы, 15-летний Александр Заговора, уцелел буквально чудом. Саша и Андрей ехали тем рейсом на тренировки. Саша ехал на тренировку по биатлону в Виры. Его мама Наталья рассказала, что произошло с ее сыном: «Я знала, что сын едет этой маршруткой на тренировку. Потом мне позвонили и сказали, что авария. Я сразу же прибежала туда и увидела везде трупы. Один мой ребенок сидел зажатый в маршрутке. Весь в крови, но живой. Рядом с ним была еще одна женщина, живая. Я стала людей просить, чтоб помогли Сашу вытащить. Тут прибежал его папа, залез в маршрутку по трупам и освободил его ноги. Люди в это время оттягивали сидение. Саша говорит, что в дороге он разговаривал с Андреем. Тот сидел прямо перед Сашей. Он не понял, как все произошло. В одну секунду столкновение - и все. Больше ничего не помнит. Помнит только, как стал просить помощи у людей. Когда мы его вытаскивали, то было видно, что поезд как раз на уровне его колен разорвал маршрутку».

Медики говорят, что состояние здоровья спасенного мальчика не внушает опасений. Гораздо хуже его психологическое состояние.

«Трагедия, конечно, страшная, ребенку просто повезло, - говорит заведующий ортопедотравматологическим отделением Сумской областной детской клинической больницы Владимир Бабич. - Он был доставлен в больницу родителями самостоятельно, своим транспортом, около пяти вечера, в состоянии средней тяжести. Сразу же были проведены рентгенологические и другие обследования. Ребенок госпитализирован в наше отделение. В настоящее время его состояние стабильное, средней тяжести. У него ушиб грудной клетки, травма позвоночника, резаные раны предплечий и кистей. Травмы сами по себе не тяжелые, но, учитывая психоэмоциональный фактор, его состояние в целом оцениваем как средней тяжести. Лечение и реабилитацию он будет проходить на базе нашего отделения, в отдельной палате, так как нуждается в индивидуальной работе с психологом. Возле него постоянно находятся родные, мама, бабушка».

Из оставшихся чудом в живых шестерых пассажиров трое - учительницы. «Выжила учитель четвертого класса Елена Николенко, - перечисляет педагог Валентина Гаврик. - Жива Оксана Комиссар, преподаватель украинского языка и физкультуры, и Валентина Мироненко, учитель английского языка. Все они родились под счастливой звездой и остались живы. Лежат в больнице с переломами ключиц и ребер, у каждой - многочисленные ушибы. Но живы». Среди спасенных - фельдшер из Белополья, 54-летняя Галина Лопатка, и 21-летняя Екатерина Войтенко. Врачи говорят, что все пострадавшие будут жить. «Состояние здоровья четырех больных тяжелое, у одного пострадавшего и подростка - средней тяжести, - рассказал на брифинге начальник управления здравоохранения Сумской ОГА Петр Павлюк. - Одна больная, которая была прооперирована, тяжелая - у нее было внутреннее кровотечение в результате разрыва печени и селезенки». Все пострадавшие в сознании.

«На этом маршруте - всего второй день»

После трагедии виновника этой жуткой аварии - 27-летнего водителя Богдана Л. забрали в отделение милиции. Это спасло его от ярости шокированных сельчан. Очевидцы вспоминают, что в первые минуты после катастрофы он побежал по снегу в одних носках. Он что-то громко кричал. О солнце, которое его ослепило. О комбайне, на который он засмотрелся. Своему другу, который сразу же подбежал к нему, парень признался, что понимал опасность. Осознавал, что проскакивать через рельсы уже поздно. Но какая-то сила подталкивала его ехать вперед. Водитель до сих пор находится в состоянии аффекта. На допросах он дает противоречивые показания, путается и нервничает. Как стало известно ВШ, незадолго до этого в семье Богдана случилось несчастье. На Новый год повесился его отец, всю жизнь проработавший водителем маршрутки. А за две недели до трагедии у него родился ребенок.

Как сообщает пресс-служба Сумской облпрокуратуры, во время допроса водитель маршрутки объяснил свой поступок тем, что его отвлекло яркое солнце и сельскохозяйственная техника, которая стояла за железнодорожным переездом, поэтому он не увидел надвигающийся поезд. К тому же ему казалось, что на этом переезде поезда курсируют не так уж часто. Звуковой сигнал машиниста он услышал, уже когда находился в пяти метрах от локомотива, впрочем, решил проскочить через переезд. Удар пришелся на заднюю часть автобуса - потому и выжили пассажиры, находившиеся в передней части. Самого водителя, по его же словам, от мощного удара выбросило из кабины, вместе с ним из маршрутки выбросило еще нескольких человек. Во время допроса он сообщил, что сразу подбежал к пострадавшим, чтобы оказать первую помощь, перевязать, чтобы остановить кровотечение, и вместе с другими людьми, которые вышли из поезда, пытался извлечь пострадавших из-под обломков разбитой маршрутки. После чего был задержан сотрудниками Госавтоинспекции в Сумской области для дачи объяснений.

С перевозчиком, которому принадлежал этот маршрутный автобус, водитель сотрудничает с ноября прошлого года, но до этого времени он был задействован в ремонтных работах, а на данном маршруте работал второй день и был на испытательном сроке. Перевозчик подтвердила, что еще не успела заключить трудовой договор с водителем, поскольку хотела окончательно убедиться в том, что он способен выполнять работы по перевозке пассажиров. Во время проверки также установлено, что у подозреваемого имелось удостоверение водителя с открытой соответствующей категорией. По результатам медицинского обследования в его крови не было обнаружено алкоголя и наркотических веществ. Во время допроса свою вину он признал. По предварительным данным, причиной трагедии стало игнорирование водителем правил дорожного движения, поскольку он не отреагировал на предупредительный световой и звуковой сигнал семафора и продолжил движение по железнодорожному полотну.

Ковпаковским районным судом в отношении водителя избрана мера пресечения в виде содержания под стражей на время проведения досудебного расследования. Водителю сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч.3 ст.286 УК Украины (нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель нескольких лиц). Сейчас продолжаются следственные действия, назначен ряд экспертиз, которые помогут

установить все обстоятельства трагедии. Ход следствия контролируется прокуратурой Сумской области.

Елена Серебрянская, Ярослав Берест

P.S. Как сообщил губернатор Сумщины Игорь Яговдик, 5 февраля посетивший областную больницу, где находятся на лечении пять женщин, выживших в том страшном ДТП, все пострадавшие и семьи погибших в аварии получат помощь. Средства будут выделены из государственного и областного бюджетов в том размере, который установил Кабмин (семьи погибших получат по 100 тыс. грн., пострадавшие - по 50 тыс.). Также ОГА вместе с отделением Красного Креста в Сумской области инициировала открытие благотворительного счета, куда предприятия, организации и неравнодушные граждане также могут перечислять средства.

Получатель: Сумская областная организация Общества Красного Креста Украины.

Код 02940322

Р/с 26008338924

МФО банка 337568

Филиал - Сумское областное

управление АО «Ощадбанк»

Назначение платежа: благотворительная помощь пострадавшим в ДТП.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Даешь операции без разрезов!

Читати статтюСовременнаЯ медицина не стоит на месте: то, что с успехом применяется во всем мире, становится доступным и нашим пациентам. Сумская горбольница №1 - первая в списке инновационных мед-учреждений.

Еще пять лет назад главврач Валентина Доминас поставила задачу на перспективу - создать... Читати статтю повністю

Когда вера в чудо оживает

После проведения УГППС «Укрпочта» социального проекта «Резиденция Деда Мороза - 2013» работники Сумской дирекции получают многочисленные благодарности от счастливых малышей за подарки.

Так, почтовики уже передали электронную книгу от главного Деда Мороза девочке из Воронежа Шосткинского... Читати статтю повністю

Они в ответе за тех, кого выбросили другие...

Не хочется говорить громких слов, но, слава Богу, есть в наше время место бескорыстию и доброте. Молодая семья юристов вот уже скоро год изо дня в день ездит на ул.Линейную кормить бездомных собак. А еще они их по возможности лечат, делают уколы, дают таблетки.

Никто Никиту и Иру... Читати статтю повністю

С новым маленьким счастьем!

Согласитесь, очень приятно, когда мамину радость от рождения малыша разделяют не только родные и близкие люди. Вот уже два года в Сумской области продолжается бессрочная акция «Радуемся вместе новой жизни», в рамках которой депутаты-регионалы поздравляют в роддомах молодых мам и... Читати статтю повністю

Чем грозят последствия Майдана?

Евромайдан не утихает уже третий месяц. Независимо от того, поддерживаем мы его или нет, последствия для рядовых украинцев будут одинаковыми.

Ведь политическая нестабильность в Украине стремительно переходит в экономическую. Из-за дестабилизации ситуации в стране крупные сумские... Читати статтю повністю

Вместо кладбища - яма Беккари

В редакцию обратилась сумчанка Светлана. В одной из ветеринарных клиник города ей пришлось усыпить домашнего любимца из-за возникшей у него опухоли.

Кроме услуги по эвтаназии, ей предложили и услугу по цивилизованному захоронению трупика животного. «Что имели в виду ветеринары... Читати статтю повністю

Кто ходит в школу по утрам...

В жизни любого школьника могут случиться форс-мажорные обстоятельства, когда ему нужно остаться дома. К примеру, заболел живот, издалека приехала любимая бабушка или родители попросили присмотреть за младшим ребенком.

В общем, причин выпасть ненадолго (на один, максимум два дня)... Читати статтю повністю

Из декретного отпуска - без потерь!

На Сумщине реализуется проект, который помогает молодым мамам и папам не выпасть из профессиональной обоймы

Проблема возвращения на работу из отпуска по уходу за ребенком актуальна для многих молодых мам. Для одних она чисто психологическая - за три года мог поменяться коллектив,... Читати статтю повністю