Конфликт

Сколько стоит поспешность?

Многие сегодня предпочитают приобретать что-либо в кредит или в рассрочку. Это удобно, особенно когда необходимой суммы в кармане нет, а купить ну очень нужно. И нередко в предвкушении покупки клиент подписывает кредитный договор в лучшем случае после беглого прочтения. Чем это чревато - нам рассказала сумчанка Ирина:

- Давно собиралась установить пластиковые окна. И каждый раз то денег нет, то времени. Вот и откладывала до лучших времен. Два месяца назад увидела объявление, что можно купить окна в рассрочку без переплаты. Позвонила, пришел работник фирмы, сделал замеры. Еще тогда спросила, когда установят окна. Он сказал - максимум через пять дней. В тот же день я пришла в офис подписывать договор. Девушка показала мне, какие бывают окна, спросила, какой я хочу профиль - импортный или отечественный. В общем, все посчитали, и три окна потянули на 11000 гривен. Сумма большая, но если платить в рассрочку, то вроде бы семейный бюджет не очень пострадает. Зато в квартире будут новые окна! Когда договор был подписан, оказалось, что не сама фирма предоставляет рассрочку, а банк, представитель которого сидит прямо здесь, в офисе. Оформление документов не заняло много времени. Через 10 минут передо мной лежал договор с графиком выплат. И первая выплата должна поступить на счет уже в текущем месяце. Представители фирмы и банка были очень вежливы и доступно отвечали мне на все вопросы, и я была уверена, что никаких проблем не возникнет, окна поставят через пять дней и платить больше оговоренной суммы я не буду.

Уже дома муж взял договор и ошарашил меня: «Ты его читала?» Оказалось, что в указанную стоимость входит только изготовление окон по размеру заказчика и доставка по адресу. Установка же идет отдельной строкой и оплачивается уже после проведения работ, а это дополнительно 1100 гривен. Еще в договоре с банком обнаружился пункт «админуслуги» и плата за них в 560 гривен, которая растворилась в ежемесячных платежах. Обещанная рассрочка в ноль без переплат не получается! Я почувствовала себя обманутой.

Едва дождавшись конца выходных, пришла на фирму и заявила, что я намерена расторгнуть договор. Сотрудник банка сказала, что это невозможно: деньги уже поступили на счет изготовителя. Представитель фирмы тоже ответила отказом, мол, заказ отправлен три дня назад и мои окна уже делают. Я была вынуждена обратиться в милицию и в инспекцию по защите прав потребителей. Меня ведь обманули как потребителя - во время подписания договора в устной форме не предоставили всей информации. Но ни в милиции, ни в инспекции нарушений не увидели: подписала документы - сама виновата. Окна привезли мне домой не через 5 дней, как обещали, а через 20. Выходит, обманули даже по срокам. Но я не согласилась их взять, так как намерена оспорить все это в суде.

На фирме, которую Ирина обвиняет в мошенничестве, говорят другое.

- Мы объясняли женщине, что стоимость окон - это одно, а оплата работ - совсем другое, - рассказывает Светлана, менеджер по продажам. - Банк обеспечивает кредитование для покупки товара, но не для последующей услуги по демонтажу-монтажу окон. Это не наша прихоть. Нам все равно, от кого получить деньги - от банка по перерасчету или наличными от клиента. К тому же в самом договоре есть пункт, который предупреждает клиента о дополнительных расходах сверх суммы, указанной в договоре. Например, если при установке потребуется больше материала, чем при стандартных расчетах. Ведь бывает, что после демонтажа старого окна проем нуждается в обработке, укреплении или даже ремонте. Но такое случается крайне редко. Поэтому установка идет отдельным пунктом в договоре.

Менеджер по кредитованию банка Елена также заверила нас, что обо всем рассказала клиенту:

- Ни один банк никогда не даст денег просто так. Но тем не менее это не кредит, где годовой процент значительно выше. В данной ситуации клиент оплачивает лишь услуги представителя банка, сюда же входит открытие счета, куда будут поступать платежи, страховка на случай, если с клиентом что-то случится и он не сможет вернуть заем, и т.п. В любом случае есть альтернатива. Нет денег - возьми в долг. Не у кого - есть банки кредитами на любой вкус. Не устраивают банки - копи деньги и покупай за наличные.

- А всегда ли ваши клиенты читают договор перед подписанием?

- Не всегда, и это проблема. Но проблема клиента, а не банка. Люди в основном спешат, поэтому мы вынуждены подстраиваться под них и на ходу объяснять основные условия договора. Каждый раз говорю: «Прочитайте и подпишите». Но людей интересует, сколько и когда платить, где филиалы, и больше ничего. Узнав, что нужно, они подписывают - и все. Но проблем никогда не было. За два года работы это первая ситуация, когда дело дошло до суда...

Действительно, в суде Заречного района рассматривалось исковое заявление Ирины о неправомерном, по ее мнению, отказе в расторжении договора со стороны как банка, так и фирмы. В ходе заседания были опрошены все участники этой истории. Суд пришел к выводу, что ни фирма, ни банк не нарушили условий договора. Ирине в удовлетворении иска и выплате морального ущерба было отказано за неправомерностью требований. Она намерена оспаривать это решение и уже наняла адвоката. Но стоит ли овчинка выделки? Ведь это опять расходы. А по договору уже нужно вносить платежи и, возможно, пеню, которая начнет капать, пока будут идти судебные тяжбы. Всех этих проблем вообще не было бы, если бы договор был прочитан до подписания, а не после. Но так уж повелось, что мы учимся на своих ошибках, хотя следовало бы на чужих...

Максим Новиков


п»ї