Культура

Вторая жизнь кролевецких рушников

НациональнаЯ гордость Украины и визитка Сумщины - кролевецкие рушники - во всей красе и многообразии предстали перед сумчанами и гостями города в стенах Сумского художественного музея 6 февраля.

На выставке «Кролевецкие берегини», посвященной 75-летию создания Сумской области, была представлена авторская коллекция - 75 работ известных кролевецких мастериц художественного ткачества, преподавателей Кролевецкого высшего технического училища ткачества, членов Национального союза мастеров народного творчества Украины Елены Петровой и Ольги Борисенко. В традиционной переборной технике ткачества они сумели отобразить окружающий нас мир.

На открытии выставки побывали и сумские школьники. Они слушали пространные слова выступающих о знаменитом символе Украины, хотя молодому поколению гораздо полезнее было бы посмотреть фильм или слайды о том, как же, собственно, происходит процесс производства рушников. Увидеть станки и ткачих за работой, узнать, каких усилий стоит создание тканого произведения, послушать немного об истории этого легендарного промысла Сумщины. Ведь уже 400 лет кролевецкие рушники разнообразным сочетанием красного и белого цвета радуют этот мир. Ими издавна украшали свое жилье как бедняки, так и короли. Ведь известно, что кролевецкими рушниками был декорирован один из залов дворца Тюильри в Париже, а мебель там обита плахтами, созданными неутомимыми руками кролевецких мастериц.

Почему же именно Кролевцу мы обязаны появлением этого чуда? Потому что доступным материалом для рушникового ремесла были конопля и лен, которые в изобилии произрастали на кролевецких землях. А дубовые рощи подсказали и выбор красного цвета нитей. Ведь нитки наши предки окрашивали червцом (кошенилью). Это такое насекомое фиалково-черного цвета (Coccus іllіcіs), которое живет на листьях дуба. Насекомых сушили и изготавливали из них красную краску (кармин) всех оттенков - от светло-красной до темно-бурой. Кроме того, краску добывали из корня марены и крапа. Но самая главная составляющая производства кролевецких рушников - уникальные мастерицы и древние традиции ткачества, которые и до нашего времени не сумели раскусить даже предприимчивые китайцы.

Расцветом и золотой эрой кролевецкого рушника однозначно был ХІХ век. Не случайно на старых тканых полотнищах можно встретить двуглавого имперского орла. В то время многоремизный ткацкий станок (количество ремизок доходило до 12-16) был во многих кролевецких хатах. По мнению исследователей, одна из тайн широчайшего распространения кролевецких рушников как в Российской империи, так и за рубежом, состоит в том, что в Кролевце в ХІХ веке проходила большая осенняя ярмарка, с которой купцы увозили в разные города бело-красные произведения искусства. В советское время промысел поддерживался - была основана Кролевецкая фабрика художественного ткачества, изделия которой знали и в СССР, и за рубежом. Кстати, кролевецкие рушники никогда не использовали для вытирания рук - они были произведениями искусства, которыми украшали дом, и оберегами. На фабрике работало около 800 мастериц. За годы независимости производство кролевецких рушников пришло в упадок.

Однако четыре года назад случилось чудо. Врач-онколог Конотопской ЦРБ, депутат Сумского облсовета Григорий Доляр занялся вопросом производства марли в Украине. Ведь, как известно, даже этот продукт наша страна закупает в России и Китае. Судьба привела его в Кролевец, где он стал одним из соучредителей предприятия «Український медичний дім». Увидев кролевецкие рушники, он заболел ими навсегда. На собственные деньги Григорий Доляр закупил станки, раздобыл нитки (с уничтожением в Украине практически всего камвольно-прядильного производства это было нелегко), пригласил мастериц Ольгу Борисенко и Елену Петрову и сделал все возможное, чтобы жизнь кролевецких рушников продолжалась.

На открытии выставки Григорий Доляр поделился своей сокровенной мечтой - создать в Кролевце предприятие по пошиву современной одежды с использованием кролевецкого ткачества и национальных орнаментов. Будущее предприятие нуждается в модельерах, дизайнерах, швеях и, конечно же, финансах. Врач обратился ко всем гражданам с просьбой о содействии и помощи. Хочется верить, что его крик души будет таки услышан. К тому же не исключено, что в скором будущем кролевецкому рушнику улыбнется удача. Как сказала на открытии выставки начальник облуправления культуры Елена Мельник, есть вероятность, что кролевецкие рушники будут признаны объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Будем надеяться, что место в копилке общечеловеческих ценностей даст качественно новые возможности и перспективы знаменитому промыслу Сумщины.

Юлия Лесина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Возвращение Иры Гуртовенко

«Это не поминальный день - это светлый день памяти светлого человека и художника. А уже потом первое художественное мероприятие в подготовке к 200-летию Шевченко», - обратилась Людмила Федевич к собравшимся.

Собравшиеся были абсолютно солидарны. Автора развешанных по стенам и на... Читати статтю повністю

Отчего люди на стенку лезут?

Вопрос неоднозначный, особенно если он касается творческо-спортивного подхода к самой идее лезть на стену. Тем более, когда речь идет о скалодроме нашего знаменитого клуба «Абалаковец».

В минувшие выходные во Дворце для детей и юношества проходил традиционный клубный день, посвященный... Читати статтю повністю

Необычные картины Надежды Белокур

В пЯтницу, 7 февраля, скромненько, но со вкусом в Сумах открылась новая творческая площадка - Свободная художественная мастерская. Причем открылась необычной выставкой ультрафиолетовых картин Надежды Белокур.

Выставка непростая для восприятия и осмысления, с инсталляциями и специальным... Читати статтю повністю

Ускользающая красота на Троицкой

Открывать ее пришлось несколько раньше намеченного, потому как погода опять продемонстрировала нам свое непостоянство - после сильных морозов внезапная оттепель.

Поэтому открылись IseSumy-2014 на ул.Троицкой в субботу,8 февраля. Несмотря на то что оперативно распространить информацию,... Читати статтю повністю