«Я - баловень судьбы»
Стоит хоть раз увидеть, как принимает эту актрису зритель, чтобы понять - Александра Михайловна из тех, кого и без звания по праву можно называть народной артисткой.
Талантливая, яркая, музыкальная, проникновенная и многогранная, она сыграла более 150 ролей. Одарка, Оксана в «Запорожце за Дунаем», Наталка-Полтавка и Терпелиха в опере «Наталка-Полтавка», Панночка и Галя в музыкальной комедии «Майская ночь» по Гоголю, Мотря в «Республике на колесах», Хивря в «Сорочинской ярмарке», Проня Прокоповна в «За двумя зайцами», Бабушка в «Восьми любящих женщинах», Памела в «Дорогой Памеле», миссис Пайпер в «Миссис Пайпер ведет следствие», Гурмыжская в «Лесе» Островского, пани Конти в «Соло для часов с боем» Заградника... И много-много других ролей - главных и эпизодических, комедийных и драматических. Наделенная тонким чувством юмора и природным оптимизмом, она способна оживить даже самую скучную репетицию и подбодрить любого тонким комплиментом. В беседе с Александрой Михайловной любая ее история оживает в воображении, как красочный художественный фильм. Как будто не только слышишь рассказ, но и на каком-то подсознательном уровне ощущаешь и осязаешь услышанное.
Особенно эмоциональны ее воспоминания - истории о родной Мелешковке в Недригайловском районе, где прошло детство.
- Это очень поющая деревня. Там никогда не пели «грязно». Все песни исполнялись высокопрофессионально, в четыре голоса. Накрывали длинные столы, люди приходили с глечиками сметаны, с пирожками, с хлебом, с салом, с бутылкой самогона, заткнутой кукурузным початком... Садились и «поштовали» одной рюмкой всех - и пока доходили до угла, в начале стола уже начинали петь. Все пели спокойно, и единственным, кто отличался актерским мастерством, был мой папа. Он настолько проникался песней, что пел и плакал. Вообще, село было потрясающим, мне до сих пор пахнет хлебом, который там пекли, медом из пасеки моего дяди Ивана, который хранили в «липовках» (выдолбленных емкостях из древесины), салом, натертым чесноком, которое хранили в специальных деревянных сундуках... И когда звучит шевченковский «Садок вишневий коло хати», я моментально все это вспоминаю... Мы прожили в Мелешковке недолго, года два, но и после того, как родители в связи с работой переехали в Ромны, я с сестрой приезжала сюда на каникулы. Свои первые «выступления» я тоже дала в Мелешковке. Мне было года два. Вся семья, как обычно, вечером собралась за столом, который стоял во дворе на спорыше, и вдруг все кинулись, а меня нет. А напротив нашего дома была колхозная контора, где по вечерам собирался народ - отдыхали под гармошку, бубен. Мои родные услышали смех, пошли туда, а там я в одной сорочечке выплясываю...
Помню, во втором классе, нарядная, с марлевым бантом на голове, - бедность была страшная, - я читала «На смерть Сталина». До сих пор помню это стихотворение. Раскрыть и почувствовать свой талант мне помогла мама. Она научила меня самому главному - умению работать над стихом и импровизировать.
- Когда впервые состоялось ваше знакомство с профессиональным театром?
- В Ромнах был построен деревянный театр по всем театральным канонам: с оркестровой ямой, с механизмами. Туда приезжали гастролирующие труппы. А я мечтала стать театральным кассиром, потому что билетов часто мне не хватало. И вот тогда я проявляла все свое актерское мастерство, упрашивая тетеньку-кассира продать мне билетик. Мои родители не пропускали ни одного спектакля и, возвращаясь с постановки, целую ночь ее обсуждали, а мы с сестрой жадно подслушивали, о чем же они говорят. А потом, классе в четвертом-пятом, меня привезли со школьниками в старое здание театра Щепкина, и мы на третьем этаже смотрели «Принцессу Турандот» Орловского театра. Было очень много народу, мне по рукам топтались пацаны, которым было неинтересно, а я сидела и смотрела. К сожалению, я ничего не помню из самого спектакля - помню только факт поездки. А когда я подросла, в школьной опере «Маша и Медведь» я под аккордеон пела Машу. И первое ощущение театра у меня связано именно с этой оперой. Премьера была в маленьком клубе, но мне казался он огромным. Наш учитель географии, бывший актер, нас профессионально гримировал, и с тех пор запах грима для меня ассоциируется с предвкушением чего-то волнующего и приятного...
- После окончания Харьковского института культуры вам особенно повезло - ваш учитель Скибневский рекомендовал вас в процветающий тогда театр имени Щепкина. Вы уже больше десяти лет работаете в ТЮЗе, но о театре им.Щепкина отзываетесь с особой любовью. Почему же решили поменять театр драмы и музыкальной комедии на ТЮЗ?
- Мне несказанно повезло - когда я молоденькой попала в театр им.Щепкина, там царила удивительная атмосфера взаимопонимания и любви. Моими учителями были величайшие актеры того времени: народные артисты Украины Андрей Носачев и Алексей Тарасенко, Неонила Домбровская, Мелания Лесовая, Иван Дехта. Эти люди для меня были образцом и научили искренне служить театру, любить такое непростое театральное ремесло. Тогда, в 60-е, в театре им.Щепкина работала плеяда достойнейших молодых актеров: Нина Михайлова, Валентин Курта, Игорь Равицкий, Валерий Неведров, Александр Рыбчинский, Владимир Берелет (старший) и молодой режиссер Игорь Равицкий, для которых театр был практически родным домом.
В 2001 году я связала свою творческую судьбу с ТЮЗом - и не жалею. Специфика театра для детей и юношества, его эстетика совершенно другая, а обновление в профессии - понять и принять эстетику другого театра - это всегда полезно для актера. В молодости я была мастером эпизода, а уж потом стала играть главные роли. Хотя в театре имени Щепкина я сыграла много ролей, все же своими лучшими ролями я обязана ТЮЗу: Памела в «Дорогой Памеле» Патрика, Гурмыжская в «Лесе» Островского, миссис Пайпер в «Миссис Пайпер ведет следствие» Поппуэла, пани Конти в «Соло для часов с боем» Заградника.
- Многие маститые артисты, несмотря на огромный послужной список ролей, часто говорят, что их главная роль еще не сыграна. А ваша?
- Я считаю себя баловнем судьбы: все роли, которые мне хотелось прожить, которые мне давали, учитывая мои творческие возможности, - я сыграла. Ведь важно не количество ролей, а чтобы то, что является ролью, стало настоящим искусством. А таких ролей у любого актера очень немного.
- Вы известны не только как актриса, но и как режиссер великолепных спектаклей («Бульвар утраченных надежд», «Ну, публика!», «Вот оно, счастье, - ты и я») и поэтических вечеров («Это было, было», «Вспомнив ту весну»). А еще - как родоначальник театральной студии «Скворечня» и преподаватель культпросветучилища. И все же кем вы себя больше ощущаете: актрисой, режиссером или педагогом?
- Эти профессии мирно во мне сосуществуют. Я окончила Харьковский институт культуры как режиссер, и мне не стыдно ставить. Я не претендую на новое слово в режиссуре, но поскольку это мировоззренческая профессия, то я ставлю так, как понимаю. Что касается меня как педагога, то родом я из семьи учителей и считаю, что и во мне есть педагогический дар.
Семь лет я преподавала актерское мастерство в училище культуры, и каждый учебный год мы со студентами заканчивали постановкой нового спектакля.
- Знаю, что вы собираете различные курьезные случаи из театральной жизни. Не поделитесь чем-нибудь новеньким?
- Посмотрев на меня в спектакле, одна зрительница при личном общении спросила: «І скільки ти випиваєш, щоб отак придурюватись на сцені?..»
А одна моя родственница, узнав, что я работаю в театре актрисой, сказала так: «Хороша в тебе професія - хоч нагуляєшся!»
- О том, что вы - хорошая хозяйка, которая своими кулинарными способностями может удивить любого, я не только слышала, но и убедилась лично, отведав ваш знаменитый в актерской среде картофель в соусе лека. Быть может, поделитесь каким-нибудь фирменным рецептом и с читателями «Вашего Шанса»?
- С удовольствием.
Салат из куриной печенки
Печенка режется соломкой, обваливается в муке и обжаривается. Отдельно полукольцами на масле обжаривается лук и кладется поверх печенки. Потом также отдельно обжаривается порезанный соломкой корень пастернака и морковка. Все это уложить на печенку, поперчить - посолить, залить майонезом, перемешать и дать остыть. Как гарнир к этому блюду рекомендую гречку. Очень вкусно!
- И напоследок - что бы вы пожелали своим поклонникам и всем читателям «Вашего Шанса»?
- Хочу пожелать словами из стихотворения Давида Самойлова:
Хочется мирного мира
И счастливого счастья,
Чтобы ничто не томило,
Чтобы грустилось нечасто...
...Хочется, чтоб отвечало
Все своему назначению,
Чтоб начиналось с начала,
Вовремя шло к завершенью.
Татьяна Свелеба
P.S. Редакция «Вашего Шанса» поздравляет Александру Михайловну с юбилеем. Здоровья вам, радости, благодарных зрителей!
«Всё знает на свете, во всё проник»
Великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева мы вспоминаем гораздо чаще, чем он мог представить. И не только потому, что его периодическая таблица охватывает все вокруг нас, да и нас самих.
Случилось так, что фигура отечественного Леонардо да Винчи обросла большим количеством баек...
Царь-книга - от Германа Стерлигова
В Сумах побывал эпатажный российский экс-миллионер, а ныне овцевод-старообрядец
Чета многодетных подмосковных отшельников в конце января привезла сумчанам уникальные книги, изданные Обществом любителей древней письменности, которое возглавляет небезызвестный в России и за ее пределами...