Наш край

Тогда «гидизм» не поощрялся

Международному Дню экскурсовода (21 февраля) посвящается

«Экскурсовод - полпред города», - такими словами начала свою вступительную речь на курсах экскурсоводов в 1972 году Тамара Иосифовна Мельшенкер, первый старший методист незадолго до этого открывшегося городского бюро путешествий и экскурсий при областном совете по туризму и экскурсиям.

Оба эти учреждения находились тогда на улице Кооперативной, 4, рядом с городской библиотекой им.Т.Г.Шевченко. Первый коллектив бюро был небольшим - все во главе с директором Николаем Петровичем Гаранжой работали в одной большой комнате. Курсы же находились в съемном помещении на ул.Комсомольской, 35.

В 1972 году набирались они уже во второй раз, проводились и в дальнейшем. Первые - бесплатно, позднее - за небольшую плату. После их окончания работало в бюро внештатными экскурсоводами из каждого потока всего несколько человек. Большинство поступивших рассматривало курсы как способ расширения кругозора.

В основном это были курсистки. Женщины, как известно, народ более любопытный и инициативный. Вести занятия приглашали ответственных работников различных отделов горсовета: образования, здравоохранения, торговли, общепита, транспорта и т.д. Но более всего курсантов интересовали музейщики и архивисты, которые знакомили с историей города, а также архитекторы, рассказывавшие о его перспективах.

Все курсанты с нетерпением ждали первой учебной обзорной экскурсии по городу, которую провела Тамара Иосифовна. Хотелось знать, как можно успеть вперемешку рассказать об истории, сегодняшнем дне и будущем Сум в движущемся автобусе, когда разновременные объекты буквально «наезжают» друг на друга. Оказалось - нужно просто следовать по маршруту с остановками и, что главное, не распыляться, подавать материал концентрированно, по темам. Например, проезжая по улице Кооперативной, которая в ту пору была средоточием торговли, следовало указать общее количество магазинов в городе и обязательно сравнить их число с дореволюционным (если, конечно, сравнение не оказывалось в пользу царского режима). Тут же перечислялись основные специализированные торговые предприятия города, независимо от того, находятся они на маршруте или нет. То же касалось промышленности, учебных заведений, лечебных учреждений, предприятий общественного питания и т.п.

Таким образом, у гостя должно было сложиться целостное и сравнительное с дореволюционным временем, а не лоскутное впечатление о Сумах. Простое указание на объекты в ту пору презрительно называлось гидизмом.

Больших интеллектуальных усилий стоили советскому экскурсоводу так называемые логические переходы. Ведь необходимо было не только излагать материал тематически компактно, но и по возможности связно переходить от одной темы к другой. Над логическими переходами думали много, подслушивали их у более опытных коллег, иногда в других городах.

Каверзные вопросы экскурсантов были отдельной подтемой почти на каждом занятии курсов. Скажем, сумского экскурсовода всегда могли спросить, правда ли, что Ленин стоит на постаменте Харитоненко. Лгать, конечно, не учили, а вот добавлять при подтверждении этого факта, что постамент был оставлен как произведение камнетесного искусства, следовало.

Отвечая на вопрос о том, правда ли, что рабочие заводов Харитоненко получали достойную зарплату и даже подарки от хозяев, следовало объяснить, что вышеприведенный факт касался только кадровых рабочих и служащих. Большинство же, нанятое Харитоненко на период сбора и переработки урожая свеклы, жило в ужасающих

условиях. Труд таких людей оплачивался копеечно, а барыши владельцам приносил огромные. И это тоже правда о Харитоненко.

Или другой пример. На нынешней площади Независимости в 70-е гг. еще стоял старый горсовет - бывший дом Самуила Штейнера, похожий на дворец в стиле неоренессанса. Когда во время экскурсий люди узнавали, что по генплану он подлежит сносу, то почти поголовно выражали возмущение. Экскурсовод же должен был глубокомысленно замечать: искусство требует жертв.

Вспоминается еще такой «заидеологизированный» случай. Проводилась учебная экскурсия, на которой экскурсовод блестяще знавший материал, срезался на том, что заявил: «Роскошные надгробные памятники Харитоненко и Сухановых свидетельствуют об отсутствии справедливости не только на этом, но и на том свете». Эта фраза в атеистическом государстве чуть не стоила экскурсоводу права на работу.

Вообще, прежде всего, приходилось следить за содержанием речи. Что же касается грамотности, правильности постановки ударений в словах, то считалось, что без этого просто смешно браться за проведение экскурсий.

Как известно, необычайно оживляют рассказ экскурсовода всевозможные городские легенды. Правда, пересказывать их тоже нужно было с идеологической расстановкой акцентов. Скажем, долгая безнаказанность действий сестры-разбойницы основателя Сум Г.Кондратьева якобы свидетельствовала о беспределе эксплуататорских классов. Утопление в фонтане малолетней дочери П.Харитоненко иллюстрировало поговорку «у семи нянек дитя без глазу». (На самом деле, по документам облархива, обнаруженным А.Козловым, девочка умерла от дифтерита.) А вот в легенде о столовом серебре, обнаруженном в изразцовой печи особняка городского головы В.Золотарева (ныне - сумское городское казначейство) в советское время, под запретом была развязка: находкой в личных целях якобы воспользовались партийные функционеры.

Теперь о маршруте. Он был составлен Тамарой Иосифовной с попаданием в яблочко. Город растет, но его экскурсионный стержень по-прежнему направлен с севера на юг: от железнодорожного вокзала до Петропавловского кладбища.

Виктор Комаров


п»ї